Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:09, лекция

Краткое описание

Положение о губернских и уездных учреждениях было проведено в 1864 г. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности.

Файлы: 1 файл

Реформы Александра II.docx

— 20.25 Кб (Скачать)

Реформы Александра II

Положение о губернских и уездных учреждениях было проведено в 1864 г. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности.  Земства стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. 
Городовое положение 1870 г. создало в городах всесословные органы - городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.                                              Новые судебные уставы 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебное палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.                                                                               Манифест о всеобщей воинской повинности был издан 1 января 1874года

Одновременно  был издан новый “Устав о воинской повинности”. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В целом военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Устав гимназий и Положение о народных училищах были изданы в 1864 г. регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

Временные правила о  печати были введены в 1865 г. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Контрреформы Александра III

Положение о губернских и уездных земских учреждениях было издано в 1880

г. земство было  преобразовано.  Дворянство  получило  возможность  избирать

большую  часть  выборных   земских   деятелей   –   гласных   (около   57%).Крестьяне  вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их  назначал  губернатор  из среды  крестьянских. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские  учреждения  под  жёсткий  контроль  государства. Смысл контрреформы состоял в том, чтобы свести  на  нет  возможность участия в работе земских  органов  «случайных»  людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в  конечном  итоге

сделать земства лояльными по отношению  к самодержавной власти.

Положение о земских участковых начальниках было издано 12 июля 1889г., его

целью было создание” крепкой и близкой  к народу власти”. Земские начальники

назначались из дворян и были наделены широкими правами расправы над

крестьянами. Они могли приостанавливать любые  решения сельского схода и

волостного  суда, назначать волостных судей, налагать денежные штрафы и

подвергать  арестам в административном порядке  по своему усмотрению. Мировой

суд был уничтожен, а его права  были переданы земским начальникам.

Городовое положение было издано в 1892  г.,  имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался.  В  результате  число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что  городские  думы  и

управы  действуют   самостоятельно.   Закреплялось   вмешательство   царской администрации  в  их  дела.  Правительство  получало  право  не   утверждать официально избранного  городского  голову  –  председателя  городской  думы. Количество заседаний  последней  ограничивалось.  Таким образом,  городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность  государственной службы.

Университетский устав был издан в 1884 г., уничтожавший университетскую автономию. Во главе университета были поставлены попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор облеченный широкими административными полномочиями; соответственно сузились права и значение ученых коллегий и совета. Профессора назначались министром, а деканы - попечителем учебного округа, университеты полностью зависели от

попечителей. Положение студентов подробно регламентировалось особыми правилами.

Циркуляр  о кухаркиных детях  министр народного просвещения И.Д. Делянов издал в 1887году, который предполагал принимать в гимназии  и прогимназии “только таких детей, которые  находятся  на  попечении  лиц,  представляющих достаточное ручательство в правильном над ними надзоре  и  в  предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства”. Это должно было,  по  замыслу авторов, привести к тому, что учебные заведения “освободятся от  поступления в  них  детей  кучеров,  лакеев,  поваров,  прачек,  за  исключением   разве

одаренных необыкновенными способностями, которых  вовсе не  следует  выводить

из  среды, к коей они принадлежат  “С этой же целью  была  повышена  плата  за обучение.

Временные правила о печати были приняты в августе 1882 года. Совещание

четырёх министров получило право закрывать  любые издания и запрещать

неугодным лицам заниматься журналистской  деятельностью. Согласно им, после

третьего  предупреждения издание приостанавливалось, а затем его очередной

номер должен был до 23:00 каждых суток представляться в цензуру. Тем самым

издание лишалось вечерних новостей и безнадёжно проигрывало конкурентам.

Кроме того, издатели по первому требованию властей были обязаны раскрывать

псевдонимы  авторов статей. Результаты действия правил о печати не заставили

себя  долго ждать—через два года после  их введения, в России не осталось ни

одного  радикального журнала.

 


Информация о работе Реформы Александра II