Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:55, реферат
Проведение крестьянской реформы и другие изменения в жизни страны потребовали проведения целого ряда реформ, как-то: о земском и городском самоуправлении; о судах; о всеобщей воинской повинности; о финансах; о цензуре; о народном просвещении.
РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II.
1.
Общий обзор
Проведение крестьянской реформы и другие изменения в жизни страны потребовали проведения целого ряда реформ, как-то: о земском и городском самоуправлении; о судах; о всеобщей воинской повинности; о финансах; о цензуре; о народном просвещении. 2. Самоуправление Согласно "положению о губернских и уездных земских учреждениях", обнародованном в 1864 г., к заведованию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборные представители от населения. Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества, получили право избирать из своей среды представителей ("гласных") на три года в уездные земские собрания. |
Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.
Также раз в году собиралось губернское земское собрание для общего руководства хозяйственными делами всей губернии. Это собрание выбирало из своего состава губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. За работой всех земских учреждений наблюдали губернаторы и министерство внутренних дел.
Земства занимались народным образованием, медицинским обслуживанием, надсмотром над снабжением продовольствием, дорогами, страховками, ветеринарным обслуживанием. Земства во многом напоминали самоуправление, основанное Иваном Грозным в XVI веке и уничтоженное Петром I. Немного позже, в 1870 г., было создано подобное городское самоуправление.
Земства позволили возврат допетровских всесословных органов самоуправления, а не сословных (т.е. дворянских), какими они стали после Петра I и его наследников.
3. Суд скорый, правый, …
Судебная реформа, как и земства, явилась возвращением к судам, существовавшим в Московском государстве до Петра I. Вместо сословных Екатерининских судов был восстановлен суд присяжных "равный для всех подданных", т.е. такой же, как при Иване Грозном. Вместе с этим были отменены жестокие наказания. По словам императора Александра II он дал "суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных".
4. Воинская повинность
В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву. Срок службы был уменьшен с 25 до 6 дет (и 9 лет в запасе). В армии стали больше заниматься образованием солдат.
5. Финансы
В 1863 была проведена финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего государства начало ведать отдельное министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для увеличения доходов.
6. Уменьшение цензуры
С 1865 г. цензура сохранялась только для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось "предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось.
7. Народное образование
Также
были сделаны большие
перемены в системе
народного образования.
В университетах
профессура получила
право на самоуправление:
с 1863 г. совет профессоров
в каждом университете
избирал всех должностных
лиц и заведовал
хозяйством университета.
Доступ в гимназии
был открыт для
детей "всех сословий
без различия звания
и вероисповедания",
были улучшены "женские
гимназии". В 1872 г.
были открыты медицинские
женские курсы
для женщин-врачей,
а в 1878 г. были открыты "высшие
женские курсы",
дающие высшее образование.
Убийство Александра II
Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд.
В этот роковой день государь
император Александр II решил сделать
развод (порядок рассылки ежедневных
караулов на смену). Путь лежал
по узкой улице, составляемой
садом великой княгини,
Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал “помесью Безумия и Подлости”.
Политическое завещание
Правление
Николая Второго
(Перед революцией)
Судьба
самодержавной страны
в весьма значительной
степени зависит
от личности монарха,
от его административных
талантов и государственного
ума. Вступивший на русский
престол в 1894 г. император
Николай II (1868—1918), сын
Александра III, был, по
мнению большинства
современников и
историков, человеком
заурядным. Для управления
Россией в бурные
времена он подходил
очень мало. Слабоволие
и ошибки монарха
привели к гибели
режима, самого государя
и его семьи.
Начало царствования
Последнее в
истории нашей страны царствование,
завершившееся Февральской
Между тем от
нового императора многие ждали перемен.
Тверское земское собрание в приветственном
адресе государю выразило надежду, что
земствам будет предоставлен совещательный
голос в делах внутренней политики.
Однако в январе 1895 г. на аудиенции,
данной представителям дворянства, земств
и городов, император назвал подобные
надежды «бессмысленными
Впрочем, далеко
не все ощущали тогда
Это позволило Витте ввести в 1895—1897 гг. золотой стандарт. Были выпущены новые золотые монеты, свободно циркулировавшие наравне с бумажными деньгами. Стабильность и конвертируемость рубля, обилие сырья и дешевизна рабочей силы сделали Россию страной, привлекательной для иностранного капитала. В 1900 г. средства иностранных подданных составляли почти половину капитала акционерных обществ.
Тем больнее
ударил по России кризис, разразившийся
в конце XIX в. в европейской экономике.
Уменьшился приток зарубежных инвестиций;
из-за нехватки оборотных средств
и резкого подорожания кредитов
закрылись или сократили
Возникновение марксистских революционных партий
В эмиграции
и в подполье стали складываться
революционные партии. Развитие капитализма
и провал народнических попыток
взбунтовать крестьянство создали
условия для распространения
марксизма. В 1883 г. Плеханов и его
коллеги по Черному
переделу образовали в Женеве марксистскую
группу Освобождение
труда; подобные кружки возникали и
в самой России. В отличие от народников,
марксисты (социал-демократы) не были сторонниками
террора, а ведущую роль в грядущей революции
отводили пролетариату, утверждая, что
крестьянство обречено на исчезновение
с ростом крупной промышленности.
Образование Партии социалистов-революционеров
Вокруг газеты
«Революционная Россия», издававшейся
сначала в подполье, а затем
за границей, к 1902 г. сложилась Партия
социалистов-революционеров (
«Социализм без свободы, — говорил Чернов, — есть тело без души». Эсеры хотели провести выборы в Учредительное собрание, превратить Россию в демократическую федеративную республику, предоставить ее гражданам широкие гражданские и политические свободы, а этническим группам — право на самоопределение.
На федеративных началах была устроена и эсеровская партия. Ее местные организации обладали значительной автономией. Твердая дисциплина, даже отвечающая интересам дела, претила революционному романтизму эсеров.
Программа эсеров
предусматривала насильственное свержение
самодержавия, а затем — строительство
социализма. Члены ПСР активно
пропагандировали свое учение, организовывали
стачки и демонстрации. Но их главным
оружием в борьбе с властью
на первых порах стал террор. Еще
в 1901 г., в период становления ПСР,
была создана Боевая
организация социалистов-революционеров (
Ядро террористов составили бывшие студенты, исключенные из вузов за участие в волнениях 1899—1902 гг. Один такой студент, П.В.Карпович, 14 февраля 1901 г. смертельно ранил министра народного просвещения Н.П.Боголепова. Убийца был приговорен к 20 годам каторги, откуда через несколько лет бежал.
.
Либеральная оппозиция и власть
Вполне решительно
были настроены и либералы, создавшие
свои нелегальные организации: Союз
земцев-конституционалистов и более
радикальный Союз освобождения. Учредительные
съезды последнего состоялись в июле 1903
г. в Шафхаузене (Швейцария) и в январе
1904 г. в Петербурге (под прикрытием съезда
по техническому образованию). Председателем
совета Союза освобождения был избран
опальный земский деятель И.И.Петрункевич.
Александр III и его реформы
Земская реформа
«Положением о земских учреждениях» (1864,
1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую
до тех пор в областных учреждениях систему
бюрократического управления, в царствование
имп. Николая I получившую особенно широкое
применение.
Городская реформа
Городская реформа аналогична реформе
земской: как та создавала самоуправление
для населения области, уезда, так «Городовое
положение» (1870, 16 июня) дало населению
городов местное самоуправление, с правом
ведать свое городское хозяйство и содействовать
развитию просвещения у себя в городах.
Судебная реформа
Третьей капитальной реформой имп. Александра
II была реформа судебная. Необходимость
преобразования старого суда, притом преобразования
коренного, была осознана в первые же годы
царствования (работы графа Д. Н. Блудова,
1857—1860 гг.).
Военная реформа Александра II — реформа,
проведенная Александром II 1 января 1874
года. Разработанная военным министром
Д. А. Милютиным. Утвержденная манифестом
о всеобщей воинской повинности и Уставом
о воинской повинности. Явился центральным
элементом военной реформы 70-х годов XIX
в. Ознаменовал переход от принципа рекрутского
набора в армии к всесословной воинской
повинности.
Реформа образования
В ходе реформ 1860-х годов была создана
сеть народных училищ. Наряду с классическими
гимназиями были созданы реальные гимназии
(училища) в которых основной упор делался
на преподавание математики и естественных
наук. Устав 1863 г. для высших учебных заведений
вводил частичную автономию университетов
— выборность ректоров и деканов и расширение
прав профессорской корпорации. В 1869 г.
в Москве были открыты первые в России
высшие женские курсы с общеобразовательной
программой.