Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:00, контрольная работа
ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».
Введение…………………………………………………………………………...3
Социально – политический строй………………………………………………..4
Политическая история…………………………………………………………..11
Борьба с кочевниками…………………………………………………………..15
Хозяйство………………………………………………………………………..15
Культура…………………………………………………………………………18
Введение христианства………………………………………………………….26
Княжение Ярослава Мудрого…………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….36
Литература……………………………………………………………………….37
Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены искусством Древней Руси. В его становлении огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока). В относительно краткий период расцвета Древней Руси русские мастера освоили новые для них приемы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.
Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9 — начале 10 вв. появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях — деревянные замки (Любеч). Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; разрушены в 1241).
На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль — резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных — бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Хоромы в кремлях с середины 10 в. имели двухэтажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой хоромы вмещали залы площадью более 200 кв. м (Киев). Общими для древнерусских городов были живописность силуэта, где доминировал кремль с его красочными хоромами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с ландшафтом, возникавшая благодаря использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях.
Со второй половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали пять (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-1026, зодчий Миронег) и даже тринадцать глав (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989). Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толченого кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав Южный, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога; все конец 11 — начало 12 вв.) и величественные трехнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-1050, Полоцке, 1044-1066) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их приближенных. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолковывается древнерусскими зодчими — купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра. Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в древнерусских храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряженностью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора.
Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на прихожанина. Это сообщает напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра Древней Руси («Остромирово евангелие» 1056-1057) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую великокняжеские венцы, подвески-колты, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде.
В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось.
Во второй половине 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В крепостях и загородных замках князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление мощи и аскетической простоты. В Киеве строят соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-1078, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых — над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объемом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в.
В это же время меняется
и стиль живописи. В мозаиках и
фресках Михайловского
Художественная культура
Древнерусского государства получила
дальнейшее развитие в период раздробленности
в различных древнерусских
Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии древнерусской музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как местные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приемов, празднеств, на пирах князей и именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны ранние письменные памятники русского музыкального искусства — рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля — знаменного распева, наряду с которым существовал особый род кондакарного пения.
Создание славянской азбуки
Одновременно с тем, как всё могущественней становилось Древнерусское государство, укреплялись его границы, налаживались связи с другими странами, развивалось хозяйство, расцветала и его культура. Ученые длительное время спорили, была ли у наших предков письменность до введения христианства, и пришли к выводу, что была. В летописи есть сведение о том, что "славяне писали "че'ртами и ре'зами", но какой вид имело это письмо, неизвестно. Буквы, которыми мы пользуемся и сейчас, были созданы братьями-греками Кириллом и Мефодием на основе греческого письма. Славянская азбука, которую они составили, называется по имени одного из братьев кириллицей. Разумеется, буквы в древнерусские времена отличались от современных по их написанию, да и сам язык с тех пор значительно изменился. Писали чернилами (сделанными из разведенной сажи) птичьим пером на пергаменте, металлическим писалом на вощеных дощечках, на березовой коре. Образцы древнего славянского письма можно увидеть в рукописях, на предметах домашнего обихода, на стенописи и оружии того времени. Первую школу в Киеве открыл князь Владимир. В ней детей зажиточных людей обучали читать, писать, считать, петь. Князь Ярослав велел открывать школы, в которых могли учиться и дети простых людей. При Софийском соборе была переписывальная мастерская, в которой по приказу князя переписывали и переводили с греческого языка книги. Такие книги стоили очень дорого, особенно если они были украшены разноцветными рисунками и узорами. С возникновением письменности стали вести летописи. Летописцы описывали события, свидетелями которых были сами, и излагали легенды и сказания, устно передававшиеся из поколения в поколение. Появились писатели, которые талантливо, в художественной форме умели рассказать о своем времени. До нас с древних времен дошло прекрасное художественное произведение - "Слово о полку Игореве". Автор его, к сожалению, неизвестен. "Слово" одновременно является и литературным (художественным) и историческим произведением, так как в нем описаны действительные события.
Введение христианства
Год рождения князя Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. В первые годы своего единоличного правления кн. Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал и на удивление христиан даже воздвигал новых истуканов. Для молодого князя, только что закончившего двухлетнюю войну со старшим братом, так поступать было естественно. Если он и склонялся к христианству, то все же ему предстояло прежде освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами между Киевом и Новгородом. Новгородская дружина и варяги были язычниками. Владимиру предстояло собрать вокруг себя доверенных лиц и помощников в государственных делах, на которых можно было бы опереться при проведении в жизнь каких-либо реформ. В вопросах религии существовала, вероятно, каста почитаемых жрецов, языческие традиции, обряды поклонения идолам и упрямые последователи старой религии. Мог ли новый, молодой и пришедший силой из Новгорода князь сразу переделать все?! Тем более, что носителям власти полагалось определенное поведение, включая многоженство, и на них все с любопытством смотрели.
История говорит, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел 6 "воженных" жен. Но поддался ли он искушению богатством, неограниченными возможностями и беспредельной властью? Нет, все это не пленяло его. Первые годы его правления проходили в походах: поход на ляхов и победа под Перемышлем; поход на вятичей и присоединение земель вокруг Оки; поход на ятвягов и присоединение земель по Неману. Висела над князем и оборона от печенегов, сидевших в южных степях. Шла торговля с севером и югом по речной системе "из варяг в греки."
Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого кн. Владимира. Победы окрыляют народ и создают ореол славы вокруг вождя.. Непосредственным толчком к Крещению стало требование Владимира дать ему в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну в обмен на поддержку русских войск в борьбе с узурпатором Вардой Фокой. Императоры согласились, но потребовали от Владимира крещения. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город в Крыму Херсонес (Корсунь) и лишь после этого состоялся брак.
Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII века. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают 988 год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от 987 до 992 г. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).
В Киеве крещение
народа прошло сравнительно
Информация о работе Расцвет Древнерусского государства. 11 начало 12 в