Расцвет Древнерусского государства. 11 начало 12 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Социально – политический строй………………………………………………..4
Политическая история…………………………………………………………..11
Борьба с кочевниками…………………………………………………………..15
Хозяйство………………………………………………………………………..15
Культура…………………………………………………………………………18
Введение христианства………………………………………………………….26
Княжение Ярослава Мудрого…………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….36
Литература……………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Христианство сыграло  большую роль в идеологическом обосновании  и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII – IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Русь в IX – X вв. традиционно была связана с Константинополем – “Царьградом” и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.

Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай  открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

Во главе русской  православной церкви был поставлен  митрополит, назначаемый константинопольским  патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись  священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Русь стала страной  где осуществилось необычайное  и довольно прочное сочетание  христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

Церковь и духовенство  активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

Церковь была названа  Десятинной, потому что на ее сооружение и содержание князь отдал десятую часть своих доходов, постепенно окрестили и жителей других земель Киевского государства, хотя люди еще долго противились новой религии, тайно поклонялись своим древним богам. Но христианство на землях восточных славян крепло.

Десятинная церковь  была первым кирпичным зданием в  Киеве.

Христианство  изменило сознание людей и способствовало рождению новых областей культуры.

Христианство поставило  перед человеком задачу личного  самосовершенствования. Его телесный мир был признан греховным  и нуждающимся в преобразовании. Культурная деятельность человека приобрела  черты анонимности. Художник стал рассматривать  себя лишь проводником образа истины, а не ее создателем. Вместе с христианством на Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное песнопение, христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры: летописи, поучения, жития святых, повести.

 

Княжение Ярослава Мудрого

 

После смерти Владимира  его сыновья долго вели борьбу между собой за отцовское наследие. Киевским князем стал Ярослав, который  был храбрым воином, разумным правителем и вошел в историю как Ярослав  Мудрый. Он продолжил дело своего отца Владимира - восстановил границы на западе, отвоевывал земли у литовских племен. Разгромив печенегов, князь Ярослав отодвинул границы своего государства далеко в степь в направлении Черного моря.

Однако приход Ярослава к власти совершался в остро драматических обстоятельствах. В "Повести временных лет" есть два противоречащих друг другу сообщения, указывающих дату рождения Ярослава: отмечено, что к 1016 году он прожил 28 лет и, значит, родился в 989 году 75г, а в 1054-м, в момент кончины, ему-де было 76 лет, то есть дата его рождения — 979 год. Правдоподобнее первое сообщение, которое подтверждается медицинской экспертизой скелета Ярослава 76г; известно также, что из семи сыновей Ярослава только один, Илья, родился до 1020 года, и странно было бы, если бы Ярослав начал обзаводиться многочисленными наследниками лишь после достижения им сорока лет.

      Ярослав был четвертым (по старшинству) из двенадцати сыновей Владимира Святославича. Двое старших — Вышеслав и Изяслав — умерли еще при жизни отца, и в 1010 году, после кончины Вышеслава, Владимир дал Ярославу в "держание" Новгород — главное тогда после Киева владение Руси (до этого Ярослав "сидел" в Ростове, куда в 1010-м был переведен младший его брат Борис).

     Но тем самым оказался обойденным третий по старшинству брат Ярослава Святополк, державший Туровскую землю (расположенную к западу от среднего течения Днепра и до границы с Польшей). Как общепризнанно, недостаточное благоволение Владимира к Святополку имело своей первопричиной тот факт, что он не являлся его родным сыном. Судя по всему, отцом Святополка был Ярополк Святославич, жену которого "унаследовал" Владимир сразу после гибели этого своего старшего брата в междоусобной борьбе: Святополк родился, очевидно, до истечения девяти месяцев с момента смерти Ярополка.При Ярославе упрочились связи Киева с Византией и западными странами - Польшей, Венгрией, Германией, Францией. Ярослав Мудрый женил своих сыновей о отдавал замуж дочерей  и таким образом породнился с князьями и королями европейских стран. Опираясь в своей деятельности на бояр (так назывались влиятельные богатые люди), князь Ярослав развил начатые Владимиром перемены в жизни государства. Так, все законы, которые существовали в княжестве на то время, были сведены о один сборник - "Русскую правду". пользовались этим документом не одно столетие, а в наше время "Русская правда" является ценнейшим источником сведений о жизни в Киевском государстве.    

 Ярослав Мудрый  оставил после себя не только  величественный и могучий Киев, превосходивший все тогдашние города Западной Евразии, кроме Константинополя и еще, может быть, Кордовы (в принадлежавшей в то время арабам части Испании). Именно Ярослав, окончательно утвердил государственное пространство Руси.

  Основанные им  города — Ярославль на северной Волге и другой, "галицкий", Ярославль (позднее — Ярослав) на притоке верхней Вислы реке Сан, вблизи Карпат (ныне принадлежащий Польше), а также Юрьев, нареченный во имя небесного покровителя Ярослава св. Георгия-Юрия, в северной Прибалтике (ныне — эстонский Тарту), и еще один Юрьев на южном притоке Днепра, реке Рось,— выразительно обрамляют громадное пространство Ярославовой Руси. Впрочем, эти города, за исключением галицкого Ярославля, не очерчивали действительных тогдашних границ: Русь к концу правления Ярослава простиралась от Белого до Черного моря и — с запада на восток — от Балтики и бассейна Вислы до Печоры и Камы.

    При этом  необходимо подчеркнуть, что,  устанавливая власть Киева над  этим пространством, Ярослав отнюдь  не сокрушал и не подавлял какие-либо другие, чужие государственные образования; напротив, к концу его правления были утверждены вполне благоприятные отношения со всеми имевшимися к началу Ярославовой эпохи соседними государствами — Булгарией (Волжской), Швецией, Польшей, Чехией, Венгрией, Византией; наладились и прочные дипломатические связи с более дальним "зарубежьем" — Норвегией, Англией, Данией, Германией. Что же касается тех многочисленных, но не имевших даже зачатков собственной государственности финно-угорских и тюркских племен, которые жили в границах Ярославовой Руси, они — что показано, например, в сравнительно недавнем исследовании весьма добросовестного историка М. Б. Свердлова "Генеалогия в изучении класса феодалов на Руси XI— XIII вв." 74г, были всецело равноправными участниками государственного строительства Руси (так, финские и тюркские имена очень широко представлены, наряду со славянскими, в высшем слое носителей власти при Ярославе и позже).

Помимо плодотворного  созидания русской государственности, при Ярославе было исключительно много сделано в сфере культуры (в самом широком значении этого слова).

Весь характер Ярославовой  эпохи рождает мысль о глубоко  продуманной (недаром — Мудрый!) и уравновешенной созидательной  деятельности.

На протяжении всех лет  правления князь Ярослав продолжал дело своего отца и способствовал распространению и укреплению Христианства. Считается, что им были составлены правила суда, наказания за убийство, кражу и оскорбление, ставшие первым писаным законом на Руси и известные под названием "Русской правды". Ярослав не отменил древний обычай кровной мести за убитого родственника, но ограничил право мести ближайшими родственниками. За убийство отца мог мстить сын, за брата - брат. В случае отсутствия ближайших родственников назначалась денежная пеня (вира): убийца платил 40 гривен или 40 фунтов серебра. Денежные пени за убийства были введены еще отцом Ярослава князем Владимиром, который после крещения хотел отменить смертную казнь, но этого не произошло по просьбе духовенства ввиду участившихся разбоев. Ярослав же отменил смертную казнь. За побои обиженный получал 3 гривны и оплату лечения, за нанесение удара орудием - 12 гривен, за отрубание пальца - 3 гривны. Пеня за отсечение мечом руки или ноги равнялась пене за убийство, кроме этого виновник должен был выделить потерпевшему часть своего имения из-за потери возможности к существованию. Пеню в 1 гривну надо было платить даже за попытку выхватить мечь в ссоре. За вырывание бороды и усов пеня равнялась 12 гривнам. За убийство раба хозяину платили 5 гривен.

Огромные деньги тратились  на приобретение, перевод и переписку  книг. Основу библиотеки, созданной  в храме Софии Киевской, составляли книги, переведенные с греческого. В 1028 (30) г. в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны 300 детей священников и старост. В ней, по велению Ярослава, начали "учити их книгам".

Княжение Ярослава I Мудрого  было самым продолжительным - 37 лет. В преклонные годы оставил боевую жизнь и занялся делами церкви. По его предложению в 1051 г., на собранном им Соборе христианских епископов, в сан Киевского митрополита был посвящен священник Илларион. До этого митрополиты в Киев назначались только патриархом Константинопольским и являлись греками. Скончался в Вышгороде на руках любимого сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира. Похоронен в Киевском Софийском соборе.

 

Продолжающееся доныне полноценное бытие созданной  при Ярославе Мудром русской культуры — самое яркое, пожалуй, проявление сущности этой эпохи,— первой подобной эпохи в истории Руси-России. Притом — повторю еще раз — культура, сотворенная во времена Ярослава, вне всякого сомнения, обладает и сегодня своей непревзойденной и не могущей быть превзойденной ценностью. И поскольку неоспорима громадная роль самого Ярослава Мудрого в сотворении этой культуры, он по праву может быть назван одним из величайших созидателей России.

     Младший  современник Ярослава — возможно, это был преподобный Никон  Великий — писал о нем, в  частности, так:

 

     "Отец бо сего, Володимер, землю взора (взорал — вспахал) и умягчи, рекше (то есть) Крещеньем просветив. Съ (сей) же насея книжными словесы сердца верных людий... Се бо суть реки, напояюще Вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина..."

 

     И государственное  строительство, и творчество культуры  в эпоху Ярослава Мудрого имеет  непреходящее значение еще и  в том смысле, что после позднейших  тяжелых испытании и резкого  подчас упадка страны так или  иначе сохранялся — пусть хотя бы в самой глубине исторической памяти — некий первообраз Великой Руси, взывающий к своему восстановлению, воскрешению. После смерти Ярослава для Киевского государства наступили тяжелые времена. Князья воевали между собой за власть и, разобщенные не могли противостоять напору внешних врагов. Государство распалось на маленькие княжества.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом в конце 11 начале 12 в. Русь была одним из важнейших  государств Европы. Киевское государство, как единая держава сплотила все  племена восточных славян в древнерусскую народность.

Древнерусское государство  явилось важнейшей вехой в  истории народов нашей страны и его соседей в Европе и  Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским  государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе  других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

Громадное значение имело  древнерусское право, памятники  которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII века.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.  Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 1993г.

 

2. «История России с древнейших времен до конца XX века.»

Информация о работе Расцвет Древнерусского государства. 11 начало 12 в