Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:00, контрольная работа
ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО (Киевская Русь), государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки».
Введение…………………………………………………………………………...3
Социально – политический строй………………………………………………..4
Политическая история…………………………………………………………..11
Борьба с кочевниками…………………………………………………………..15
Хозяйство………………………………………………………………………..15
Культура…………………………………………………………………………18
Введение христианства………………………………………………………….26
Княжение Ярослава Мудрого…………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….36
Литература……………………………………………………………………….37
В многоукладном древнерусском обществе существовала и “невольная челядь”. Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину — робой, объединяя тех и других общим понятием “челядь”. Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: “от челяди плод любо от скота” — говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли “говорящим орудием”. Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора — слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и процесс превращения холопов в феодально зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными.
Для Древнерусского государства характерно еще отсутствие закрепощения крестьян: Феодальная зависимость может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.
В этническом плане - сегодня это уже достаточно ясно - население Древней Руси нельзя представить в виде “единой древнерусской народности”. Жители Древней Руси достаточно четко делились на несколько этнических групп - с разной внешностью, языком, материальной и духовной культурой. При всей кажущейся близости они различались системами метрологии и словообразования, диалектными особенностями речи и излюбленными видами украшений, традициями и обрядами
Политическая история
Ход исторических событий в Древнерусском государстве известен по летописям, составленным в Киеве и Новгороде монахами. По данным «Повести временных лет», первым князем Киева был легендарный Кий. Датировка фактов начинается с 852 г. н. э. В летопись включена легенда о призвании варягов (862) во главе с Рюриком, ставшая в 18 в. основой норманской теории о создании Древнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика — Аскольд и Дир двинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 гг. покорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 гг. совершил походы на Византию.
Преемник Олега князь Игорь продолжал активную внешнюю политику. В 913 через Итиль он совершил поход на западное побережье Каспия, дважды (941, 944) нападал на Византию. Требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, упорядочила управление на местах и установила нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (княжил 964-972) обеспечил свободу торговых путей на восток, через земли волжских булгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит печенегами.
Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента — брата Олега, древлянского князя (977). Младший брат Ярополка Владимир
Святославич с помощью варягов овладел Киевом. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (княжил 980-1015). Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей. Владимир I Святославович (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги. Владимир — сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись, о чём свидетельствует и чётко выраженное княжеское имя.
После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них — Борис и Глеб, —причисленные церковью к лику святых. Убийца братьев Святополк бежал после борьбы со своим братом Ярославом Мудрым, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав (княжил в 1001-1044), мир с которым был куплен ценой уступки Брячиславу ключевых пунктов на торговом пути «из варяг в греки» — Усвятского волока и Витебска. Через три года против Ярослава выступил его брат — тмутараканский князь Мстислав. После битвы у Листвена (1024) Древнерусское государство было поделено по Днепру: правобережье с Киевом досталось Ярославу, левобережье — Мстиславу. После смерти Мстислава (1036) единство Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром укрепились политические связи Древней Руси с государствами Западной Европы. Древнерусское государство имело династические связи с Германией, Францией, Венгрией, Византией, Польшей, Норвегией.
Наследовавшие Ярославу сыновья поделили владения отца: Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич — Чернигов, Всеволод Ярославич — Переяславль Южный. Ярославичи пытались сохранить единство Древнерусского государства, старались действовать заодно, но процесса государственного распада предотвратить не могли. Положение осложнилось натиском половцев, в битве с которыми Ярославичи потерпели поражение. Народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию в Киеве (1068), бегству Изяслава и вокняжению в Киеве полоцкого Всеслава Брячиславича, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073). После смерти Святослава (1076) Изяслав вновь вернулся в Киев, но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (княжил в 1078-1093) не смог сдержать процесс распада единого государства. Лишь после нашествий половцев (1093-1096 и 1101-1103) древнерусские князья объединились вокруг киевского князя для отражения общей опасности.
На рубеже 11-12 вв. в крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич в Чернигове, Владимир Мономах в Переяславле. Владимир Мономах был тонким политиком, он убеждал князей теснее сплотиться в борьбе с половцами. Созванные с этой целью съезды князей себя не оправдали (Любечский съезд, Долобский съезд). После смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников. Постепенно он усиливал свои позиции как верховного правителя Руси. Усмирив новгородцев, Владимир посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Древней Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате походов вглубь степи половецкая опасность была устранена. Но, несмотря на усилия Мономаха, предотвратить распад Древнерусского государства не удалось. Объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в быстром росте местных центров — Чернигова, Галича, Смоленска, тянувшихся к самостоятельности. Сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу (княжившему в 1125-1132) удалось нанести новое поражение половцам и выслать их князей в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132) Древнерусское государство распалась на ряд самостоятельных княжеств. Начался период раздробленности Руси.
Борьба с кочевниками.
Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми ордами, попеременно жившими в причерноморских степях: хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами. Кочевья печенегов в конце 9 в. занимали степи от Саркела на Дону до Дуная. Их набеги заставили Владимира Святославича укреплять южные границы («ставить городы»). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил западное объединение печенегов. Но затем в причерноморских степях появились торки, которым в 1060 объединенными силами древнерусских князей было нанесено поражение. Со второй половины 11 в. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торговыми путями между Европой и странами Востока. Крупную победу над русскими половцы одержали в 1068. Сильный натиск половцев Русь выдержала в 1093-1096 гг., для чего потребовалось объединение всех ее князей. В 1101 отношения с половцами наладились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор. Понадобилась серия походов Владимира Мономаха на половецкие зимовьям в глубь степей, завершившаяся в 1117 откочевкой их на юг, к Северному Кавказу. Сын Владимира Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.
Хозяйство
В эпоху образования
Древнерусского государства пашенное
земледелие с упряжными
Основной тенденцией развития общественного строя Древней Руси было становление феодальной собственности на землю, с постепенным закрепощением свободных общинников. Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим существовали и элементы рабовладения (холопство).
В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают, и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища и укрепленные усадьбы знати. Начинает складываться вотчинное хозяйство. Центр вотчины — «княждвор», в котором временами жил князь, где, кроме его хором, находились дома его слуг — бояр-дружинников, жилища смердов, холопов. Вотчиной управлял боярин — огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве развивалось ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникают связь с рынком и конкуренция с городским ремеслом.
Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов. В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX — Х вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Наиболее древние из них — Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Центром города был торг, где реализовалась ремесленная продукция. В городе развивались различные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Во второй половине 10 в. появились клейма мастеров. Под византийским влиянием в конце 10 в. возникло производство эмалей. В крупных городах существовали торговые подворья для заезжих купцов — «гостей». Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.
Торговый путь из Руси в восточные страны проходил по Волге и по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Днепр — Ловать), имел ответвление на Западную Двину. На запад вели два пути: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику. В 9 — середине 11 вв. на Руси было велико влияние арабских купцов, укреплялись торговые связи с Византией и Хазарией. Древняя Русь экспортировала в Западную Европу меха, воск, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (византийские паволоки, парча, восточные шелка), серебро и медь в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь. В середине 11-12 вв. в связи с изменением международной обстановки (распадом Арабского халифата, засильем половцев в южнорусских степях, началом крестовых походов) были нарушены многие традиционные торговые пути. Проникновение западноевропейских купцов в Черное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу 12 в. она в основном была перенесена на север — в Новгород, Смоленск и Полоцк.
Культура
Культура Древней Руси уходит своими корнями в глубины культуры славянских племен. В период образования и развития государства она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени. Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском государстве была сравнительно широко распространена среди народа, о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения о существовании на Руси в то время школ (даже женских).
До наших дней дошли пергаментные книги Древней Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие». Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосий Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников ране христианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехоморавской (жития Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского — повесть об Акире Премудром. Со второй четверти 11 в. развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришел к осознанию родства восточнославянских племен со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к сыновьям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Древнерусские литературные традиции и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве».
Информация о работе Расцвет Древнерусского государства. 11 начало 12 в