Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:01, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении древнерусского города-государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть феномен древнерусского города-государства;
2. рассмотреть специфику управления в древнерусских городах.
Введение……………………………………………………………….........2
Основная часть:
Глава 1. Феномен древнерусского города-государства:
1. Князь и город ……………………………………………………………4
2. Городское управление………………………………………………….9
Глава 2. Специфика управления в древнерусских городах:
2.1. Управление в Новгороде…………………………………………….15
2.2. Управление в Москве……………………………………………….21
2.3. Управление в Твери…………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………….........27
Древнерусский город-государство
Оглавление:
Введение………………………………………………………
Основная часть:
Глава 1. Феномен древнерусского города-государства:
1. Князь и город …………………………………………
2. Городское управление…………………………
Глава 2. Специфика
управления в древнерусских
2.1. Управление в Новгороде……………………
2.2. Управление в Москве……………………………
2.3. Управление в Твери………………………………
Заключение…………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………........
Введение
Актуальность темы исследования.
Становление Древнерусского
государства было теснейшим
Термином “город”
в Древней Руси обозначалось
вообще укрепленное,
Археологические раскопки Киева подтверждают о существовании с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века, хотя датировка времени постройки укреплений остаётся неясной. Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется заметное присутствие скандинавов.
Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди не славянских племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении древнерусского города-государства.
Для достижения поставленной
цели в работе решаются
1. рассмотреть феномен
древнерусского города-
2. рассмотреть специфику
управления в древнерусских
Объект исследования –
древнерусский город-
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением древнерусского города-государства.
Глава 1. Феномен древнерусского города-государства
1.1. Князь и город
Большинство русских
городов выросло вокруг
«Княж двор» был центральным местом политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, пойманных за ночь на месте преступления, здесь разбирались князем и его тиуном тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход - одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь. Тем не менее развитие городов и формирование «людей» - ремесленников и купцов в сплочённую группу горожан, «мужей», осознавших своё значение в городе, приводило к постепенному ограничению роли князя.
В своей вековой
борьбе за городские вольности
горожане стремились сажать к
себе на стол только угодных
им князей. Историки, наблюдающие
непрерывную смену князей в
стольных городах, до сих пор
ещё не учитывают роли горожан
в княжеских усобицах. Смена князей
и их междоусобицы
Высказывания Преснякова показательны для нашей исторической литературы, мало интересующейся городом. Поэтому в его лекциях мы не найдём даже намёка на существование горожан и городской жизни, начавшей в XII-XIII вв. выливаться в определённые и устойчивые формы. Между тем летописи дают нам ясные указания на время, с которого горожане начинают влиять на междукняжеские отношения. Усобицы между сыновьями Святослава в конце X в. происходят ещё вне широкого участия горожан. Но уже в борьбе Святополка Окаянного с Ярославом Мудрым после 1015 г. киевские и новгородские горожане играют далеко не пассивную роль. Однако периоду изгнаний и приглашений новых князей в города кладёт начало киевское восстание 1068 г., являющееся, таким образом, одним из важнейших событий в истории Киевской Руси1.
Прежде всего, бросается
в глаза нежелание горожан
считаться с княжеским
С точки зрения новгородца
князь сам должен добиваться
высокого стола, о чём с
Города охотно поддерживали претензии младших князей на высокие столы, потому что ослабление княжеской власти в конечном итоге давало возможность получить больше городских привилегий за счёт князей. В XII в. окончательно утверждается порядок заключения договора - «ряда» - между князьями и горожанами. Примерными образцами таких договоров, правда относительно поздними, являются договоры великих князей с Новгородом, древнейший из которых относят к 1264 г. Конечно, этот договор составлен по определённому, более или менее установившемуся формуляру и даёт представление о более ранних «рядах».
Договор 1264 г. ставит
своей задачей ограничение
Соглашения с князьями и наличие особых договоров, или «рядов», с ними возможно было только при существовании каких-то городских властей, от имени которых велись переговоры с князьями. В новгородских договорах это посадник и тысяцкий, действующие в XIII в. от имени веча как верховного распорядителя Великого Новгорода. Но было ли вече и эти должностные лица особенностью одного только Новгорода или вечевое устройство было характерным для ряда русских городов - вот тот вопрос, который возникает перед исследователем. Поэтому нам придётся последовательно рассмотреть вопрос о характере городского веча и выборных магистратов городов (к числу которых, по нашему мнению, относятся посадник, тысяцкий и сотские).
Вопрос о начале
и характере вечевых собраний
в древнерусских городах
Заслуга Сергеевича
состоит в том, что он первый
разработал вопрос о значении
веча в русской истории,
Свидетельства о киевском вече 1147 г. представляют нечто совершенно исключительное в наших летописях. Прежде всего становится ясным, что двор св. Софии в Киеве был постоянным местом вечевых собраний. Присутствующие сидели в ожидании начала веча. Сергеевич даже думал, что там были устроены скамьи, на которых народ мог сидеть. Картина сидящего народа очень далека от представлений о шумной и беспорядочной сходке.
Процедура киевского
веча была обычной и для
вечевых собраний других
2. Городское управление
Городское население
не было неорганизованным. Во
главе его стояли тысяцкие
и сотские. Однако правильное
понимание значения этих
Первый известный нам киевский тысяцкий Путята упоминается в 1097 г. как воевода князя Святополка Изяславича. Через два года тот же Путята был представителем Святополка на съезде в Уветичах, а в 1104 г. ходил как воевода с войском своего князя на Минск. В 1106 г. Путята вместе со своим братом Яном Вышати-чем воевал против половцев. Таким образом, узнаём о принадлежности Путяты к знаменитому боярскому роду, родоначальник которого Вышата предводительствовал русскими войсками во время похода на Царьград в 1043 г. В известии о киевском восстании 1113 г. говорится о дворе тысяцкого Путяты, который был разграблен киевлянами: «Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского». Память об этом дворе Путятине сохранилась в известной былине о Соловье Будимировиче и Забаве Путятишне. С какого времени Путята сделался тысяцким - неизвестно. Но влияние его при дворе Святополка Изяславича можно проследить на протяжении 15 лет. Утверждение Владимира Мономаха в Киеве положило конец политическому значению Путяты как боярина и тысяцкого; по крайней мере о нём более уже не упоминается в наших источниках; не принимал он участия и в совещании тысяцких в Берестове.
Следующим по времени киевским тысяцким был Улеб. В 1146 г., после смерти Всеволода Ольговича, его брат Игорь призвал Улеба и сказал ему: «Держи ты тысячю, как еси у брата моего держал» 2). Следовательно, Улеб был киевским тысяцким уже при Всеволоде Ольговиче. Однако из дальнейшего изложения можно сделать вывод, что Улеб не был ставленником Ольговичей. Так, он был одним иа инициаторов измены киевлян, передавшихся на сторону Изяслава Мстиславича. Видимо, Улеб был киевлянином по происхождению. Некоторый намёк на это находим в упоминании Ивана Войтишича, участвовавшего вместе с Улебом в заговоре. Иван упомянут в летописи вначале как боярин Владимира Мономаха и его сына Мстислава, а позже - как боярин Всеволода Ольговича. Перед нами, таким образом, боярин, связанный уже не столько с князем, сколько с определённым городом. Дальнейшие известия летописи говорят об Улебе как о воеводе Изяслава, ходившем в поход на Чернигов. На месте Улеба в 1147 г. видим тысяцкого Лазаря. Новое достоверное упоминание о тысяцких в Киеве имеем только от 1238-1240 гг., когда Даниил Галицкий посадил в Киеве тысяцкого Дмитрия «и вдал Киев в руки Дмитрия держать его против иноплеменных народов, безбожных татар»1.