Институт тысяцких
существовал не только в Киеве.
В Ипатьевской летописи упоминается
о существованиитысяцких в Чернигове,
Переяславле, Ростове и других городах.
О ростовском тысяцком Георгии и его родословной
от Шимона-варяга говорится в Печерском
патерике.
В известиях о тысяцких
мы обычно обнаруживаем непосредственную
связь их деятельности с жизнью
городского населения. Тысяцкие
командуют городским ополчением
- «тысячью». Если принять во
внимание, что городское ополчение
Древней Руси, как во всех средневековых
городах, состояло из вооружённых
ремесленников и купцов, то значение
тысяцкого в городах становится
понятным. Это предводитель городского
ополчения. Переход тысяцкого
на сторону другого князя нередко
решал вопрос о том, кто будет
сидеть на княжеском столе.
Как мы видели в 1147 г., измена
тысяцкого Улеба передала власть в
Киеве в руки потомков Мономаха. В разгар
сражения он бросил знамёна и обратился
в бегство. Наряду с командованием над
ополчением тысяцкие выполняли другую
важную функцию: они ведали судом и расправой
над городским населением. С наибольшей
полнотой эта функция выясняется из Русской
Правды, которая связывает совещание тысяцких
на Берестове с ограничением размера процентов,
взимаемых с должников. Вынесенное ими
постановление об ограничении процентов
следует сопоставить с летописным известием
о грабеже двора тысяцкого Путяты во время
киевского восстания 1113 г. Следовательно,
тысяцкие имели непосредственное отношение
к таким вопросам, как ростовщичество,
которое вызывало постоянные волнения
среди городского населения и в западноевропейских
городах средневековья1.
Военное командование
и суд над городскими людьми
создавали для тысяцких исключительное
положение среди боярства. Некоторые
тысяцкие вырастали в фигуры крупного
политического значения. Таким, например,
являлся галицкий тысяцкий Демьян в начале
XIII в. Впервые Демьян упоминается как боярин
князя Василька Романовича, сидевшего
в Белзе; спустя три года он назван боярином
Даниила Романовича, ещё позже носит звание
тысяцкого. В это время, как и позже, Демьян
командует войсками и ведёт переговоры
от имени своего князя Даниила Романовича.
В 1229 г. Демьян ведёт вместе сосвоим князем
борьбу против боярина Судислава, опиравшегося
на венгерскую помощь. В 1230 г. он предупредил
Даниила о заговоре его двоюродного брата
князя Александра. Последний раз о Демьяне
упоминается под 1231 г. Таким образом, деятельность
этого тысяцкого может быть прослежена
на протяжении 23 лет. Возможно, что имя
тысяцкого Демьяна сохранилось в предании
о Демьяне Куденетовиче. Древнее значение
тысяцкого нашло своё отражение и в народных
свадебных обрядах. Чины царских свадеб
рисуют нам важную роль в них тысяцкого.
С какого же времени
появились на Руси тысяцкие? Этот
вопрос тесно связан с вопросом
о появлении сотских. В данном
случае нас интересует вопрос
не об исконном или позднем
происхождении тысяцкого и сотенного
деления, а о том значении, какое
тысяцкий и сотские получили
в древнерусских городах XI-XIII
столетий.
Кажется, нельзя сомневаться
в том, что тысяцкие как начальники
над городским населением окончательно
утверждаются с конца XI в. Первое
и характерное упоминание о
них относится к 1089 г.: «воеводьство
держащю кыевскыя тысяща». В этом известии
тысяча приравнивается воеводству, что
соответствует переходному понятию от
воеводы к тысяцкому. Известие 1089 г. отражает
переходный момент, когда одинаково употребляется
понятие тысяцкого и воеводы. Этот вывод
вовсе не обозначает, что тысяча появилась
лишь с конца XI в., а обратное: тысяча как
городское ополчение получает особое
значение только с развитием городов.
Поэтому тысяцкий, хотя и назначается
князем, становится представителем городского
населения. Городское ополчение получает
большее значение при защите от нападений
извне, чем дружина, в чём легко убедиться
при более подробном изучении летописных
известий о военных действиях под Киевом,
в которых участвуют киевские горожане1.
Такую же эволюцию, повидимому,
наблюдаем с должностью сотских, которые
начинают играть особо крупную роль с
XII в. В 1113 г. наряду с двором тысяцкого
Путяты были разграблены дворы сотских,
в 1118 г. был заточён новгородский сотский
Ставр, в 1178 г. были заточены псковские
сотские, Пантелей-сотский участвовал
в составлении смоленского договора 1229
г. Все эти известия обнаруживают непосредственное
участие сотских в политической жизни
русских городов. Во всяком случае, тысяцкие
и сотские XII-XIII вв. - большая политическая
сила, с которой князьям приходилось считаться.
Постоянные связи тысяцких и сотских с
городским населением приводили к укреплению
их власти. Первым следствием такого усиления
их власти было установление порядка,
согласно, которому должности посадника
и тысяцкого сделались как бы наследственными
для некоторых боярских родов. Эпизод
с новгородским посадником Константином
(Коснятином) Добрыничем, убитым по приказанию
Ярослава Мудрого, становится понятным,
если Константина считать сыном Добрыни,
который так много потрудился для утверждения
на киевском столе Владимира Святославича.
Установление наследственности
должности тысяцких происходило
одновременно с переходом к
их выборности. Эта выборность
городских властей, тысяцких и
посадников, устанавливается в Новгороде
и Пскове; на путях к ней были Киев,
Полоцк и Смоленск, повидимому также Галич,
боярство которого должно было иметь сторонников
среди жителей этого громадного города,
что было связано с военной силой горожан.
Политическое значение
больших городов держалось на
их военном значении как центров,
где собиралось ополчение. Основу
городского ополчения составляли
вооружённые горожане. Требование
киевлян в 1068 г. дать им оружие
и коней для борьбы с половцами
напрасно объясняют отсутствием
оружия у городского населения;
скорее речь идёт о необходимости
вновь вооружить горожан, потерявших
вооружение во время поспешного
бегства в Киев после поражения
от половцев. В состав городского
ополчения входили конные и
пешие люди. Это с ясностью
вытекает из слов Изяслава
Мстиславича к киевлянам: «Поспевайте
от мала и до велика, кто имеет коней, кто
ли не имеет коня, а в ладьи». В другом случае
киевляне стояли перед городом со всеми
своими силами «на конях и пеши». В иных
случаях городское ополчение принимало
характер всенародного. Так, в 1148г. новгородцы
обещали Изяславу идти на войну со всеми
людьми, годными для военного дела. Во
главе городских ополчений обычно стоял
тысяцкий, назначаемый князем. Но в XII в.
тысяцкие в больших городах нередко вели
самостоятельную политику, а само ополчение
не подчинялось князю и даже иногда выходило
на войну не одновременно с княжеской
дружиной. Участие горожан в княжеских
войнах отмечается и скандинавскими сагами,
например Эймундовой сагой.
В XII в. мы наблюдаем
и ещё одно любопытное явление
- установление постоянных мест
вечевых собраний и местопребывания
посадников или тысяцких. В Новгороде
таким местом был Ярославль
двор - для посадника, церковь
Ивана Предтечи на Опоках - для
тысяцкого. Такое же значение
получает Ярославль двор в Киеве, находившийся
на Горе. Сюда в 1146 г. сходятся киевляне,
чтобы целовать крест Игорю Ольговичу.
Сюда приезжает в 1150 г. Изяслав со множеством
киевлян, там торжественно провозглашён
был князем, «сел» на киевский стол, Вячеслав.
Этот двор именуется «великим двором».
На нём устраиваются развлечения и празднества,
тут венгры удивляют киевлян конскими
ристаниями; на «великом дворе» хранится
княжеская казна.
Городские порядки,
складывавшиеся в XI-XIII столетиях,
не прошли бесследно для будущих
поколений. Даже псковский летописец
употребляет слово «вечь» для обозначения
народных собраний начала XVII в. «Всполошный
колокол» XVI-XVII вв. нередко в дни восстаний
заменял собой вечевой колокол. Самоуправление
городских посадов в русских северных
городах - явление не позднее, а столь же
исконное, как в городах Литовского великого
княжества. Имена сотского Ставра, тысяцкого
Путяты, тысяцкого Демьяна остались в
народных былинах нашего севера.
Глава 2. Специфика управления
в древнерусских городах
2.1. Управление в Новгороде
Русские северо-западные
земли привлекают к себе интерес
исследователей и литераторов,
с одной стороны, своей самобытностью,
а с другой — богатством
материала для исследования. Время
пощадило эти земли больше, чем
остальные русские культурные центры:
монголо-татарское нашествие, уничтожившее
многие города Руси, не коснулось впрямую
Новгородской земли, не затронули ее и
опустошительные междоусобные войны русских
князей. Таким образом, именно благодаря
этим обстоятельствам до нашего времени
дошли многие письменные памятники периода
феодальной раздробленности и более ранние.
Великая русская республика средневековья
интересна своей уникальностью. Европейскому
феодализму была известна республиканская
форма правления, но случай, когда республика
по площади равнялась бы территории целой
Франции, исключителен. Своеобразно и
право Новгорода.
Несмотря на тесные
торговые связи этих городов
с западноевропейскими компаниями,
законодательство мало что заимствовало
из правовых систем Запада. Более
позднее право Московского государства
также не восприняло всех достижений
правовой мысли северо-западных
республик. Из сказанного не
следует, что между Новгородом
и остальной Русью лежит пропасть
и нет точек соприкосновения.
Напротив, Новгородская земля является
неотъемлемой частью Русского
государства, с которым она
связана общими корнями. Именно
эти связи и обусловили в
дальнейшем присоединение земель
северо-западных республик к Москве.
Новгород — один
из древнейших центров Руси. Новгородские
земли были обширны, но не
очень удобны для земледелия.
Поэтому наряду с сельским
хозяйством развивались рыболовство,
солеварение, охота. После образования
Древнерусского государства с
центром в Киеве новгородские
земли управлялись обычно князем,
присылаемым из Киева. Однако
примерно с начала XII в. управление
новгородской землей приобретает
своеобразие.
Дальнейшее укрепление
феодального землевладения местной
знати, практическое отсутствие
княжеских земель, наличие у церкви
крупных феодальных вотчин, а
также превращение Новгорода
в центр торговли с Западной
Европой делали Новгородскую
землю сильной, экономически не
зависимой от Киева. Сосредоточение
огромных богатств в руках местной
знати укрепляло ее в борьбе за политическую
независимость Новгорода.
Новгород давно стремился
избавиться от власти Киева.
Известно, что еще княживший в Новгороде
в начале XI в. Ярослав Мудрый пытался прекратить
выплаты дани Киеву. Новгород добивается
права избирать себе посадника (до этого
посадник назначался князем) и архиепископа
(ранее новгородский архиепископ назначался
киевским митрополитом). В XII в. Новгород
становится республикой. Точная датировка
этого события в науке спорна, однако очевидно,
что ее можно отнести на середину века.
Более 300 лет просуществовала республика.
Внутренние противоречия, обострение
классовой борьбы привели к ее ослаблению.
Новгород был присоединен к Московскому
государству, несмотря на сопротивление
боярства, тяготевшего в большинстве своем
к Литве. В 1478 г. Новгородская республика
перестала существовать. Новгород окончательно
вошел в состав Московского государства1.
Житьи люди упоминаются
в Новгородской судной грамоте (НСГ) рядом
с боярами (ст. 6,10). Они тоже имели земли,
населенные крестьянами, оставаясь при
этом так же, как и бояре, горожанами. Участвовали
житьи люди и в торговле. Однако главным,
что определяло их статус, было именно
землевладение. Как справедливо подметил
еще В. О. Ключевский, житьих людей не случайно
после падения Новгорода верстали в служилые
люди с поместным окладом, а не записывали
в городские посады, как купцов. Однако
житьи люди, хотя и были феодалами, имели
ограниченные права по сравнению с боярством.
Они не могли избираться на высшие государственные
должности; до XIV в. из числа житьих людей
избирали тысяцкого, но затем эта должность
была узурпирована боярством.
В знак независимости
от княжеской власти, в связи
с установлением республиканского
строя, Новгород стал именоваться
Господин Великий Новгород1.
Высшим органом власти
в Новгороде считалось вече
главных городов, т. е. собрание
жителей городских общин. Участие
крестьян в вече не предусматривалось.
Не имели решающего голоса
и жители других городов, хотя
случаи их присутствия на вечевых
собраниях Новгорода зафиксированы
в документах.
О составе веча, его
роли в решении государственных
вопросов в научной литературе
нет единого мнения. Традиционной
является точка зрения, что в
нем могло принимать участие
все свободное мужское население
города, которое сходилось по
звону вечевого колокола. В Новгороде
вече проходило на Ярославовом
дворище на Торговой стороне города или
на Софийской площади.
Памятники донесли
известия о многочисленных стычках
между новгородцами, происходившими
на вече. Иногда разногласия были настолько
велики, что собирались два веча: одно
на Софийской, другое на Торговой стороне,
а потом они шли навстречу друг другу,
чтобы врукопашную на Большом мосту через
Волхов выяснить, кто же прав. Лишь вмешательством
духовенства удавалось иногда предотвратить
кровопролитие. Всем этим сведениям, а
также многочисленным упоминаниям документов
о присутствии на вече не только «лучших»,
но и «черных» людей противоречат данные,
полученные В. Л. Яниным в результате археологических
раскопок на месте Ярославова дворища.
Установив, что вечевая площадь могла
вместить по своим размерам не более 500
человек, он предположил, что на вече присутствовали
примерно по 100 представителей от каждого
конца Новгорода, и уже в XIV в. боярство
узурпировало представительство «черных»
людей. Очевидно, что на начальной стадии
существования Новгородской республики
вече, представляя все слои городской
общины и защищая их интересы, проводило
политику, направленную на ограничение
княжеской власти. Постепенно же власть
боярства усиливается, вече становится
менее представительным, и к XV в. оно уже
превращается в орган, через который боярская
олигархия проводит свои решения1.