Противоречия поствоенной духовной жизни общества: истоки и культурный феномен «оттепели»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

История изучает не только даты, определенные события или последовательность событий, она также изучает общество в тот или иной период развития человечества. Изучения культуры в определенный отрезок истории дает понимания происходящих экономических, политических движениях, как в нутрии определенного государства, так и на международной арене. Особенно если речь идет о XX веке.

Оглавление

Введение
§1.Жесткая регламентация культурной жизни.
§2.Идейные искания и перемены в стиле и духовной жизни людей.
§3.Культурный эффект «оттепели».
Заключение.
Примечания.
Библиография.

Файлы: 1 файл

kulturnaja-zhizn-.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

ХХ съезд партии подтвердил курс на политехнизацию среднего образования. Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью», принятом 24 декабря 1958г. сессией Верховного Совета СССР. Согласно Закону 1958 г. было перестроено и профессионально-техническое образование: - создавалась единая сеть строительных училищ, училищ механизации и др. Профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до трех лет.

Школьная реформа 1958 г. в значительной степени себя не оправдала, так как школы не располагали необходимой магистральной базой.

В 1964 и 1966 гг. в Закон о школе были внесены некоторые изменения.

«Изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание уделялось высшему заочному и вечернему образованию для людей, занятых на производстве. Если в 1945/46 учебном году на вечерних и заочных отделениях ВУЗов учились 28% всех студентов, то в 1960/61 учебном году – 51,7%»27

в 1957 были введены новые правила приема в ВУЗы: преимущество предоставлялось имеющим стажи работы не менее двух лет, или демобилизованным из Советской Армии. В ВУЗах увеличилась доля рабочей и сельской молодежи.

«В середине 60-х годов правила приема в ВУЗы были изменены: конкурс для школьников и производственников проводился отдельно… Курс в развитии высшей школы не изменился… Но продолжался поиск методов решения задач высшего образования».28

Что представляла собой идейная и культурная жизнь общества в годы «оттепели»?

происходившие перемены были связаны с попыткой восстановления ленинских норм партийной и государственной жизни, преодоления последствий культа личности Сталина.

В центре идейной жизни советского общества оказались вопросы о перспективах развития.

Необходимо было определить достигнутый уровень развития социализма и сформулировать задачи социалистического и коммунистического строительства на будущее. Остро стояли вопросы управления народным хозяйством. Глубокого мировоззренческого осмысления требовали достижения науки и техники, их влияние на общественные отношения, человеческую психологию, культуру, быт.

Был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и невозможности реставрации капитализма, разработана и принята третья Программа КПСС, определившая основные задачи на пути строительства коммунизма. Однако «не все оценки и выводы нашли свое подтверждение. Оказался преждевременным перевод задач развернутого строительства коммунизма в плоскость непосредственных практических действий».29 Были допущены просчеты в сроках решения ряда конкретных задач. Вместе с тем успехи в развитии народного хозяйства, выдающиеся научно-технические достижения, рост активности масс вселяли в людей в то время убежденность в реальности грандиозных планов коммунистического строительства. Их вера поддерживалась и укреплялась проводимой партией пропагандистской и агитационной работой.

Основным направлением совершенствования идеологической работы партии в эти годы было укрепление ее связи с жизнью. Осуждался догматический начетнический подход к изучению марксизма-ленинизма.

Широкий размах получила экономическая учеба. Центр тяжести агитационной работы перемещался непосредственно на рабочее место – в цех, в бригаду, на ферму, в звено.

Освоение целины, запуск первого искусственного спутника Земли, полет человека в Космос – это рождало горячий отклик в сердцах людей, поддерживало их энтузиазм и уверенность в новых победах.

Устремленность в будущее пронизывала возникшее в 1957 г. движение за коммунистический труд. Девизом рабочих, включившихся в соревнование за звание бригад коммунистического труда, стал лозунг «Учиться работать и жить по-коммунистически!».30

В эти годы по инициативе передовых рабочих были созданы народные университеты культуры. Большую помощь в этом оказала научная и художественная интеллигенция, работавшая, как правило, на общественных началах.

«Курс ХХ съезда партии на демократизацию общественной жизни и на преодоление последствий культа личности вызвал противодействие со стороны некоторых членов Президиума ЦК: В.М. Молотова, Л.М.Кагановичча, Г.М. Маленкова и других. Явные и тайные защитники системы культа личности оставались в различных социальных слоях общества, в научных учреждениях, в институтах и на предприятиях, среди руководящих работников и рядовых. Этим объясняется противоречивость и непоследовательность процесса реализации решений ХХ съезда и постановления ЦК партии от 30 июня 1956 г. Пережитки культа личности выразились, в частности, в непомерном возвеличивании заслуг Н.С. Хрущева органами массовой информации и пропаганды. Пережитки недавнего прошлого в идеологической работе вели к возрождению догматизма, начетничества, к отрыву от практики».31

Процессы, происходившие в духовной жизни общества, нашли свое отражение в литературе и искусстве тех лет. Развернулась борьба против лакировки, парадного, облегченного показа действительности. Начало ей было положено публикацией редакционной статьи в «Правде» 7 апреля 1952 г., направленной против бесконфликтности в современной драматургии.

В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы очерки В.Очечкина «Районные будни», «В одном колхозе», «В том же районе», посвященные вопросам руководства сельским хозяйством. Очерки носили новаторский характер – через живые реальные характеры писателю удалось показать два разных метода руководства сельским хозяйством, раскрыть реальные проблемы жизни села. Очерки Овечкина стали злободневным фактом не только литературной жизни, но и общественной. Их обсуждали на колхозных собраниях, районных и партийных конференциях, так как для того времени они значили многое. Они положили начало преодолению жестких канонов и штампов, утвердившихся в литературе, прозвучали для современников как долгожданные слова правды о жизни послевоенной деревни.

Основным направлением поисков писателей и художников стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без парадности и шумихи, без надуманного героизма, т.е. жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями.

В кинематографии появился новый тип героя – рядового человека, далекого от идеала, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям.

Подобный образ был воплощен на экране Н.Рыбниковым в фильмах «Весна на Заречной улице» (режиссер М.Хуциев, 1956 г.), «Высота» (А.Зархи, 1957 г.) и А.Баталовым в фильмах «Большая семья» (1954) «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958) – режиссера И.Хейфица.

В произведениях на историко-революционные темы на первый план выходили рядовые участники событий.

К образам повседневной жизни обратилось изобразительное искусство. С начала 60-х годов в советской живописи утвердилось новое направление, позже названное «суровым стилем», для которого характерен подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям (Никонов П.Ф. – «Наши будни», 1960, «Геологи», 1962; Н.И. Андронов – «Плотогоны», 1959-1964).

В жизнь вступало новое поколение интеллигенции, объединенное общностью взглядов («Шестидесятники»), которое восприняло идеи демократизации и десталинизации общества и пронесло их через последующие десятилетия.

Но стремление к жизненной правде вызывало сильное противодействие со стороны некоторых представителей критики, воспитанных на героико-монументальном искусстве, которое официально насаждалось в предшествующие десятилетия. В передовой статье журнала ЦК КПСС «Коммунист» (1957 №3) официально подтверждалась незыблемость принципов, провозглашенных в постановлении партии 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства. Хотя «элементы администрирования» и «определенная, иногда неоправданная резкость тона в тех местах, где речь идет об отдельных деятелях литературы и искусства», были осуждены в статье, прежние методы руководства художественной культурой считались правильными.

Особое звучание приобрели в период «оттепели» приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Как бы от имени всего поколения, вступающего в жизнь, прозвучали слова одного из героев популярной в свое время повести В.П. Аксенова «Коллеги» (1960):

«Мы поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги… Мы смотрим ясно на вещи и никому не позволим спекулировать тем, что для нас свято».32

ключевым произведением на эту тему в кино стал фильм «Застава Ильича» (режиссер М.Хуциев, 1959-1964). Хуциев утверждал в своем фильме, что молодежь верна идеалам отцов и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознаны и искренни. Отсутствие прямолинейности и назидательности в выражении этой идеи привело к неправильному толкованию фильма, который еще до выхода на экран был, подвергнут критике, переделан автором и выпущен под названием «Мне двадцать лет» (первоначальный вариант фильма восстановлен в 1987 г.).

после ХХ съезда партии появились возможности по-новому осмыслить события Великой Отечественной войны, которые жили в памяти людей как недавнее прошлое. На смену героически возвышенным образам в произведениях на военную тему приходили обыкновенные, рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть и будни войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно и несправедливо называли «окопной». Военная тема по-новому прозвучала в первом программном спектакле «Современника» «Вечно живые» (1956) по пьесе В.Розова. Лучшие советские военные фильмы, получившие признание не только в нашей стране, но и за рубежом – это «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов), 1957), «Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959), «Судьба человека» (Бондарчук С., 1959). Одной из лучших книг о тяжелом, повседневном солдатском труде на войне стал роман-трилогия К.Симонова «Живые и мертвые» (1955-1970).

Идеологические стереотипы, сложившиеся в предшествующие годы, были серьезным препятствием на пути к зрителю и читателю. Наиболее талантливая и творчески активная часть художественной интеллигенции вынуждена была тратить много усилий за обнародование своих произведений.

Например, только вмешательство Н.С. Хрущева решило судьбу публикации повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая открыла запретную для советской литературы тему сталинских репрессий.

Многие произведения тех лет так и не дошли до читателя. Трагической оказалась судьба романа «Доктор Живаго» и его автора Б.Л. Пастернака.

Отмеченный Нобелевской премией роман был напечатан в СССР лишь в 1988 г. Одно из наиболее сильных произведений о войне – роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба», завершенный автором в 1960 г., был изъят у него органами госбезопасности и увидел свет только в 1988 г. Безвозвратно утрачены подготовленные и неразрешенные к выпуску спектакли.

Характерной приметой времени стал массовый интерес к поэзии. Читатели заново открывали для себя творчество С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и других поэтов, которые не печатались в 30-40-е годы. На волне ХХ съезда партии в литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский. это было время расцвета «эстрадной поэзии». Поэтические вечера в Политехническом музее, Лужниках, НИИ и учебных институтах, домах культуры, школах и техникумах собрали большую аудиторию любителей поэзии. О том, что значили такие вечера для поэтов, писал А.А. Вознесенский в стихотворении «Прощание с Политехническим» (1962):

Поэты падают,

Дают финты

Меж сплетен, патоки

И суеты,

Но где б я ни был – в земле, на Ганге, -

Ко мне прислушивается

Магически

Гудящей

Раковиною

Гиганта

Ухо

Политехнического!33

Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи, отзывчивостью на все происходящее в жизни.

В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого бился пульс времени, сложного и противоречивого, когда шел мучительный процесс превращения человека из «винтика государственного механизма» в мыслящего, свободного члена общества.

Большую роль в общественной и художественной жизни тех лет играли журналы. Определились две тенденции в духовной жизни общества. Одна из них – борьба за преодоление стереотипов сознания предшествующей эпохи, за обогащение советской культуры всем тем, что было создано предшествующими поколениями. Эта тенденция с начала 60-х годов воплощалась в деятельности журнала «Новый мир» (главный редактор А.Т. Твардовский). Другая тенденция – сохранение идеологических схем и установок недавнего прошлого, продолжение административного вмешательства в культуру – была связана с журналом «Октябрь» (главный редактор В.А. Кочетов).

С середины 60-х годов, когда «оттепель» в духовной жизни общества стала постепенно сменяться «заморозками», когда усилился административный контроля за культурной жизнью, деятельность «Нового мира» встречала все больше препятствий.

Однако идеалы, которые несла Октябрьская революция, - идеалы демократии и свободы, подлинного гуманизма и интернационализма – продолжали жить в народе, несмотря на все извращения сталинского режима, на сопротивление административно-командной системы.

Итак, после Великой Отечественной войны, приступив к восстановлению разрушенного в период войны, советский народ беззаветно трудился, досрочно выполняя планы первых послевоенных пятилеток. Но вскоре в международных отношениях сложилась такая обстановка, которую назвали «холодной войной». Усложнились отношения с бывшими во время войны союзниками.

Такое положение сказывалось отрицательно на развитии культуры, доведении до конца восстановление народного хозяйства. После смерти Сталина, завершения борьбы за власть победил Хрущев Н.С. Наступило время «хрущевской оттепели». Десятилетие пребывания Н.С. Хрущева у власти – это период «оттепели», т.е. ряд преобразований в различных сферах – промышленности, сельском хозяйстве, духовной жизни. Центральной темой происходивших перемен стало развенчание культа личности И.В. Сталина.

Информация о работе Противоречия поствоенной духовной жизни общества: истоки и культурный феномен «оттепели»