Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа
История изучает не только даты, определенные события или последовательность событий, она также изучает общество в тот или иной период развития человечества. Изучения культуры в определенный отрезок истории дает понимания происходящих экономических, политических движениях, как в нутрии определенного государства, так и на международной арене. Особенно если речь идет о XX веке.
Введение
§1.Жесткая регламентация культурной жизни.
§2.Идейные искания и перемены в стиле и духовной жизни людей.
§3.Культурный эффект «оттепели».
Заключение.
Примечания.
Библиография.
Наряду с другими изменениями война привела к увеличению неподконтрольных «верхам» идейных и политических движений, в том числе и национальных. Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. В Западной Украине к 1950 г. было депортировано, сослано и арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. человек. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.
Усилилось и давление на национальную интеллигенцию, традиции и культуру малых народов. Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. Начались аресты членов еврейского антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, обвиненных в «космополитизм».
Развитие духовной жизни советского общества, культуры происходило в таких условиях, которые отличались от довоенных. Главное из них заключалось в том, что иным стал облик советских людей, и прежде всего молодежи. У солдат и офицеров, прошедших фронт, было новое мироощущение. Этот новый взгляд на себя, на мир, на судьбу страны формировался у фронтовиков не только под воздействием личной ответственности, но и в результате осмысления новой информации, которую принесла война. Она же стала своеобразным местом общения между людьми, жизненные дороги которых в мирное время часто не пересекались. На фронте встретились деревня и город, недоучившиеся студенты и недавние заключенные. Послевоенная молодежь во многих отношениях представляла собой особый социальный феномен. Молодые люди во время войны рано повзрослели, и у них имелся запас внутренней самостоятельности и зачатки чувства гражданственности. Это подрывало идейные основы тоталитарного режима. 8,5 млн. человек, демобилизованных с 1945 г. по 1948 г. из 11-миллионой советской армии, представляли собой внушительную социальную силу.
Гонка вооружений и борьба за влияние на мировое общественное мнение заставили советское руководство значительно увеличить ассигнование на науку и технику. Финансирование науки в бюджете страны 1946 г. увеличились в три раза.
В основном дополнительные ассигнования шли на разработку вооружений. Еще в августе 1945 г. был создан Специальный комитет в составе Л.П. Берия, Г.М. Маленкова, Н.А. Вознесенского, В.Л. Ванникова, И.В. Курчатова, П.Л. Капицы, М.Г. Первухина и др. На комитет возлагалось «руководство всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана». Военно-научные разработки почти не влияли на технический потенциал гражданского производства, что усиливало отставание СССР от ведущих стран мира.
Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. Созванный 5 октября 1952 г. XIX съезд ВКП(б) проходил в обстановке, когда промышленная продукция СССР составила 223% от уровня довоенного 1940-го, а сельское хозяйство было лишь выведено на довоенный уровень. Теоретическим обоснованием принципов дальнейшей экономической политики стала работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма, опубликованная незадолго до съезда. Утвержденными съездом партии директивами по пятому пятилетнему плану на 1951-1955 г. намечалось повысить промышленное производство на 70%, примерно вдвое увеличить продукцию машиностроения, металлообработки и мощность электростанций, на 65% - производство предметов потребления.
При выполнении плана новой пятилетки, как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно обороной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения. Сельское хозяйство, как и раньше, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье. Обострившаяся международная обстановка также сдерживала принятие мер по улучшению условий жизни населения.
Сосредоточение усилий на развитии промышленности и нового строительства позволило уже в 1953 г. довести выпуск валовой продукции, промышленности до объемов, в 2,5 раза превышавших уровень 1940 г. На площадках гигантских новостроек (Куйбышевская, Сталинградская, Каховская ГЭС, Волго-Донской судоходный канал, Цымлянский гидроузел) появилась самая мощная по тем временам техника. 27 июля 1952 г. Волго-Дон был открыт для движения судов. 20 июля 1953 г. было официально сообщено об испытании в СССР водородной бомбы, что означало решение самой масштабной и одной из самых дорогостоящих научно-технических программ в послевоенной истории страны. Ведущую роль в создании бомбы сыграли академики И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров, В.Л. Гинзбург, Я.Б. Зельдович.
Поступательное развитие страны в послевоенные годы демонстрируют обобщающие данные национального дохода и национального богатства. Официальные статистические данные: в 1941-1950 гг., несмотря на разрушительную войну, производство национального доходов в среднегодовом исчислении вырастало на 4,7%, а на протяжении следующего десятилетия – по 10,3% в год. В целом сталинский период правления (1922-1953 гг.) характеризуется ежегодным приумножением национального богатства на 4%, что в глазах многих соотечественников наряду с победой в Великой Отечественной войне является основанием для общей положительной оценки результатов его исторической деятельности.
§2. Идейные искания и перемены в стиле и духовной жизни людей.
Усиление идеологического диктата прежде всего выразилось в насаждении идеологического диктата в науке. Инструментом реализации этого процесса в науке стали «дискуссии», проводившиеся в различных областях научных знаний: в 1947 г. – одна из первых «дискуссий» касалась общественных наук. – ее объектом стал учебник Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Организуя эту дискуссию, советское руководство давало понять обществоведам, что в своих исследованиях они должны неукоснительно следовать идеологическим установкам партии. В науке насаждалось пренебрежительное отношение к достижениям западной научно-технической мысли, цитатничество. Так прошли «дискуссии» биологов, а затем языковедов (1950 г. – теории Г.Я. Мара) и т.д.
Ростки свободомыслия внутри страны начинают подавляться на корню. Центральную роль в этой компании играл Сталин, который хорошо понимал значение тотального контроля над духовной жизнью общества. 1946 г. ознаменовался появлением трех постановлений ЦК ВКП(б) о литературно-художественных журналах, театральном творчестве и кинематографии. Партийные документы подготовил секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии А.А. Жданов.
Так началось конкретное усиление идеологического диктата в сфере культуры.
Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный подход Красной Армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними. Однако этим надеждам не суждено было сбыться, так как отношения СССР и его военных союзников быстро испортились. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Подход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.А. Жданов. «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. компании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.
Один из первых ударов был нанесен по литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда и Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных», идеологически вредных произведений».12
Особой критике подверглись М.М. Зощенко и А.А. Ахматова. Объектом критики в первом постановлении были «салонная дворянская поэтесса Ахматова» - «Не то монахиня, не то блудница, в вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой»13 - «мелкобуржуазный пошляк и хулиган Зощенко». Доводы указывались самые нелепые: М.Зощенко обвиняли в очернительстве советской действительности на страницах детского рассказа «Приключение обезьяны», А.Ахматову упрекали за эстетство и декадентство в поэзии.
В своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» А.А. Жданов сказал:
«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Знамя» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой… Зощенко… изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной».14
За критикой последовали организационные выводы. Литераторов исключили из Союза писателей СССР, перестали печатать, лишив возможности зарабатывать деньги. Ленинградские периодические издания, где публиковались Ахматова и Зощенко, подверглись репрессиям: «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» поменялась редколлегия.
В постановлении, касающемся кинематографа, кинофильма «Большая жизнь». В нем, в частности, говорилось: «ЦК ВКП(б) отмечает, что подготовленный министерством кинематографии кинофильм «Большая жизнь»… порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении.. В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства».15
В эти годы предпочтение отдавалось кинокартинам историко-биографического жанра, посвященным отечественной истории: лентам о Великой Отечественной войне и роли в ней Верховного Главнокомандующего – Сталина.
Постановление «о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению (от 26 августа 1946 г.) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов, объявленные «предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали».
Постановления о кинематографе, «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели (от 10 февраля 1948 г.) давали уничижительные оценки творчеству режиссеров Л. Лукова, С.Юткевича, А.Довженко, С.Герасимова, композиторов В.Мурадели, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, В.Шебалина. им вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма.
С. Эйзенштейна обвиняли в том, что он «обнаружил невежество в изображении исторических фактов; представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клуе-Клана», создателей «Великой дружбы» - за то, что они неверно представили грузин и осетин врагами русских в 1918-1920 гг., в то время как «помехой для установления дружбы нардов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».
В 1947 г. для повсеместной компании по искоренению низкопоклонства было решено использовать «дело» члена-корреспондента Академии медицинских наук Н.Г. Клюевой и ее мужа профессора Г.И.Роскина, предложивших опубликовать в США параллельно с советским изданием книгу «Биотерапия злокачественных опухолей» (выпущена в Москве в 1946 г., в США к изданию не принята. Компания долго и тщательно готовилась. В феврале этот факт стал предметом обсуждения с участием Сталина и Жданова. В мае Сталин апробировал основные идеи закрытого письма по этому поводу в партийные организации в беседе с писателями А.Фадеевым, Б.Горбатовым, К.Симоновым. Он сетовал, что у наших интеллигентов среднего уровня «недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Эта традиции отсталая, она идет от Петра». В июне 1947 г. был проведен «суд чести» над Клюевой и Раскиным.
Наказание «виновным» было жестоким: академик В.В. Парин, возивший рукопись в США во время командировки и предлагавший ее издание, был осужден на 25 лет за «шпионаж». Министр здравоохранения Г.А. Митюрев смещен со своего поста.
17 июня 1947 гг. парторганизациям страны было направлено закрытое письмо ЦК ВКП(б) «О деле профессоров Клюевой и Раскина». Их антипатриотический и антигосударственный поступок был усмотрен в том, что, якобы движимые тщеславием, честолюбием и преклонением перед Западом, они поторопились оповестить о своем открытии весь мир, передав в американское посольство при помощи шпиона Парина рукопись своего труда. ЦК констатировал, что «дело» свидетельствует о серьезном неблагополучии в морально-политическом состоянии интеллигенции, работающей в области культуры. А агенты иностранных разведок ищут слабые места. В противовес интеллигенции рабочие, крестьяне и солдаты изображались как умеющие постоять за интересы своего государства.
В феврале 1947 г. был выпущен «Указ о воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами».
В 1947 г. были проведены две дискуссии: по книге Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии» (М., 1946), которая была связана не столько с выяснением философских истин, сколько с борьбой в ЦК за важный пост начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), занимаемый автором учебника.
Навязывание идеологических догм отрицательно сказывалось на развитии не только гуманитарных наук, но и естествознания. Монопольное положение в агробиологии Лысенко Т.Д. привело к отстранению от работы многих его оппонентов. Даже кибернетику назвали лженаукой.
В конце 1948 г. началась подготовка всесоюзного совещания заведующих кафедрами физики для исправления «упущений» в науке.
Основой долговременной пропагандистской компании по воспитанию нардов СССР в духе советского патриотизма стали положительные выступления И.В. Сталина на приеме в Кремле в честь командиров войсками Красной Армии 24 мая 1945 г. Победа в войне позволяла по-новому оценить вклад русской культуры в культуру нардов СССР и мировую культуру.
Исторический оптимизм советского человека власти стремились питать не только героизмом свершений советского периода истории, но и всей многовековой культуры страны. Прославление деятелей отечественной культуры, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку, выдающиеся научные открытия, составляющие важнейшие вехи развития современной культуры и цивилизации», начались на заключительном этапе войны и были с новой силой продолжены после ее окончания. В приветствии, которое направили 16 июня 1945 г. в адрес Академии наук СССР в связи с ее двухсотдвадцатилетием с НК СССР и ЦК ВКП(б), говорилось: