Мировоззрение как явление духовной жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить мировоззрение как явление духовной жизни общества.
Задачи:
охарактеризовать сущность мировоззрения и его исторические типы;
рассмотреть структуру мировоззрения;
дать общую характеристику функциям мировоззрения.

Файлы: 1 файл

мировоззрение как явление духовной жизни общнства.docx

— 36.00 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Актуальность  темы заключается в том, что современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Объектом работы выступает мировоззрение, предметом – мировоззрение как явление духовной жизни общества.

Цель работы: изучить мировоззрение как явление духовной жизни общества.

Задачи:

  • охарактеризовать сущность мировоззрения и его исторические типы;
  • рассмотреть структуру мировоззрения;
  • дать общую характеристику функциям мировоззрения.

Методологическую  базу составили принципы объективности, научности.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1 Сущность мировоззрения и его исторические типы

 

 

Термин «мировоззрение»  появился лишь в конце XVIII века как  перевод немецкого слова «weltanschauung», что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили  вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно  была сформулирована в Германии в  конце XVIII века. Немецкий философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Мировоззрение не есть механическая сумма сознания и самосознания. Мировоззрение это – качественно новое, высшее духовное образование. В нём элементы сознания наличествуют в систематизированном и обобщённом виде, а самосознание органически вплетаются в систему собственных знаний. Отсюда можно дать общее определение понятию «мировоззрение». Итак, мировоззрение – это система обобщающих взглядов человека на мир и свое место в нем.

 Человек рождается  дважды. В первый раз он приходит  в мир как живое существо, а  затем, приспосабливаясь к нему  и одновременно «приспосабливая»  его к себе, он упорядочивает  и гармонизирует свою личность, создает себе «карту-схему» действительности, формирует принципы мироздания  и принципы жизни, осмысливает  окружающее, проясняет и конструирует  смысл жизни. Утверждая себя  с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное  и ценностно-эмоциональное отношение  к миру, которое в виде системы  взглядов, идеалов, принципов познания  и деятельности составляет мировоззрение.  Мировоззрение – это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний.

В современной литературе мировоззрение рассматривается как система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о  мире и человеке. Но не всякое знание, даже проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика  состоит в том, что в нем  создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия  человека в ней, а главным образом  происходит переосмысление различных  типов отношения «человек – мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта – онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология – учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое отношение  к миру – это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение – отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении  посредством различных форм отражения  раскрывается вся совокупность отношений  «человек – мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. Однако провести четкую грань в отношениях «человек – мир» и определить их как сугубо практические или духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных  момента человеческого бытия. С  одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и  осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

Каждому обществу и эпохе  присуще свое мировоззрение. С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. «mythos» – сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. «religio» – благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение  определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения  от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру  мировоззрения на современном этапе  его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и  гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение  опирается на здравый смысл и  житейский опыт. Такое мировоззрение  оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как  правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние  несколько столетий наука все  дальше отходила от «туманной» философии  в попытке достичь точного  знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение  основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие. Аморально использовать людей в своих интересах, следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Итак, мировоззрение как  отражение человеческого бытия  в мире является формой общественного  самосознания человека и духовно-практическим его освоением.

 

 

2 Мировоззрение  и его структура

 

 

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире.

Мировоззрение – сложное  образование, в нем принято выделять некоторые элементы или компоненты.

В самом общем виде компоненты мировоззрения – это:

  • мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения);
  • миропонимание (интеллектуальная составляющая мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями);
  • мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам).

Наиболее важным компонентом на основании другой классификации, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент – картина мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие компоненты мировоззрения.

Одно из важнейших мест среди них занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую  форму целеполагающего отражения  действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Компонент мировоззрения, в  котором предмет выражается не через  систему понятий (картина мира) или  идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов  деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение  человека к миру и самому себе.

Наконец, в структуре мировоззрения  выделяют и побудительно-мотивационный  компонент, который является необходимым  связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

Обязательным элементом  содержания мировоззрения являются мысли и чувства «о себе». Если речь идет об отдельном человеке, то мы говорим о самочувствовании и самосознании. Нет такого мировоззрения, которое было бы полностью ориентировано только на внешний (природный или общественный) мир. Наличие в мировоззрении саморефлексии – чувственной и интеллектуальной – основа бытия общества и отдельного человека.

Существует также и  другой подход, выделяющий компоненты мировоззрения. Здесь в качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой и практический.

Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях–повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности, что такое истина и ложь.

Информация о работе Мировоззрение как явление духовной жизни общества