Мировоззрение как явление духовной жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить мировоззрение как явление духовной жизни общества.
Задачи:
охарактеризовать сущность мировоззрения и его исторические типы;
рассмотреть структуру мировоззрения;
дать общую характеристику функциям мировоззрения.

Файлы: 1 файл

мировоззрение как явление духовной жизни общнства.docx

— 36.00 Кб (Скачать)

Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценностное отношение человека к миру и к  самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой  располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех  или иных общественных идеалах. Идеал  является эталоном для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в  практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое  освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка  определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент. Мировоззрение – это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Таким образом, важным является тот факт, что мировоззрение –  это феномен, имеющий сложную  структуру и различные подходы  к выделению основных его компонентов.

 

 

3 Функции мировоззрения

 

 

В духовном мире человека существует много разнообразных представлений, понятий и концепций. На уровне мировоззрения  они обобщаются и сводятся воедино, создавая собой то, что мы называем духовной основой личности человека. Итак, принято выделять несколько основных функций мировоззрения, через которые реализуются цели и назначение мировоззрения.

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности  картины мира, представлений об его  устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция  заключается в том, что мировоззрение вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  мировоззрение учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций мировоззрения – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть сам механизм познания).

Роль критической функции  – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая функция  мировоззрения заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускается все нужное, ценное и полезное и отбрасывается тормозящее и отжившее.

Социальная функция –  объяснить общество, причины его  возникновения, эволюцию современное  состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция мировоззрения состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция  заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее самого человека, природы и общества.

Таким образом, ядро человеческой духовности – мировоззренческий комплекс – возникает не просто так, а является приобретенной в социальной среде способностью чувствовать и мыслить по-человечески, точнее, способностью быть человеком, мыслящим социальным существом. Мировоззрение ориентирует человека в самом себе, в социуме и в природе. Без мировоззрения человек теряет свои ориентиры, начинает блуждать как в социальном мире, так и в природном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения включает в себя множество различных его компонентов, таких как знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Также мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Сложившееся и устоявшееся мировоззрение – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного в целом на данном этапе исторического развития. По своей сущности мировоззрение – это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Теренр Б. Социологический словарь. М. : Экономика, 2009. 624 с.
  2. Акулич М.М. Менталитет, мировоззрение и общественное сознание как основы социальной модернизации // Социс. 2009. № 3. С. 19–27.
  3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. М. : Гардардики, 2010. 512 с.
  4. Зборовский Г.Е. Социология духовной жизни. М. : Гардардики, 2009. 310 с.

Информация о работе Мировоззрение как явление духовной жизни общества