Противоречия поствоенной духовной жизни общества: истоки и культурный феномен «оттепели»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

История изучает не только даты, определенные события или последовательность событий, она также изучает общество в тот или иной период развития человечества. Изучения культуры в определенный отрезок истории дает понимания происходящих экономических, политических движениях, как в нутрии определенного государства, так и на международной арене. Особенно если речь идет о XX веке.

Оглавление

Введение
§1.Жесткая регламентация культурной жизни.
§2.Идейные искания и перемены в стиле и духовной жизни людей.
§3.Культурный эффект «оттепели».
Заключение.
Примечания.
Библиография.

Файлы: 1 файл

kulturnaja-zhizn-.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

«Именно демонтаж и осуждение созданной «отцом народов» системы – красная нить, знакомый признак хрущевской эпохи».34

«ХХ съезд КПСС явился переломным моментом в переосмыслении деятельности Сталина после его более чем тридцатилетнего пребывания на высших постах в партии и государстве».35

Начавшиеся после смерти Сталина процессы освобождения сфер культуры от жесткого партийного контроля и мелочной регламентации спецслужбами государства, преодоления догматизма, относительная терпимость к плюрализму мнений, литературно-художественных и научных школ в 50-60-х годах по-разному проявлялись в различных областях культуры. С наименьшими потрясениями «дестанализация» сказывалась на развитии естественных наук, системы образования. Колоссальные успехи советской науки, которые в ряде приоритетных направлений превосходили мировой уровень, еще больше подняли престиж ученых в обществе. Материальная основа науки непрерывно расширялась. Именно к этому времени относится почти все советские работы, удостоенные Нобелевских премий в области точных и естественных наук – изыскания академиков Н.Н. Семенова (1956), П.А. Черенкова, И.М. Франка и И.Е. Тамма (1958), Л.Д. Ландау (1961) и др.

В эти годы происходит существенное количественное и территориальное расширение сети научно-исследовательских институтов: Приоритет в научных разработках в 50-е годы, как и в 40-е, отдавался интересам ВПК. В 50-е годы произошли существенные изменения во всей системе образования.

Критика «культа личности», начало реабилитации репрессированных и другие признаки потепления общественно-политической атмосферы вызвали повсеместный горячий отклик. Одними из первых на перемены откликнулись Литераторы. Появились новые произведения: «Оттепель» И.Эренбурга, В.Пановой; в журнале «Знамя» появились главы из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», в «Новом мире – статья В.Померанцева «Об искренности в литературе» и др. Но в то же время ощущались сомнения по поводу взятого курса на «десталинизацию». Уже вскоре после марта 1953 г. дали о себе знать группировки реформаторов – антисталинистов и консерваторов – сталинистов, которые породили в дальнейшем все разнообразие направлений в литературно-художественной и общественной жизни страны. Даже первую оттепель уже в мае 1954 г. сменили «заморозки».

«После ХХ съезда КПСС идеологическое давление со стороны официальных политических и литературных начальников на деятелей литературы и искусства было ослаблено. Ответственность за «перегибы прежних лет были возложены на Сталина и Жданова».36

Интенсивность и противоречивость обновленческого процесса в культуре и идеологии получили свое выражение в работе первого съезда художников и второго съезда композиторов (1957), третьего писателей (1959), совещания историков (1962), в периодических встречах руководителей партии с творческой интеллигенцией (1957, 1962, 1963), расширении экспозиционной деятельности музеев и выставочных залов. Открытием целой эпохи стала художественная выставка 1962 г., где впервые были экспонированы полотна 20-30-х годов, не укладывающиеся в рамки «социалистического реализма» и находившиеся в запасниках музеев.

Потепление общественной атмосферы отразилось и на культурных связях с внешним миром.

Развитию литературы способствовали новые литературно-художественные журналы:

«Юность, «Наш современник», «Молодая гвардия», «Иностранная литература», и др.

Центром притяжения либеральной интеллигенции стал «Новый мир», вновь возглавленный в июне 1958 г. А.Т. Твардовским. Большой резонанс в обществе вызвали опубликованные в журнале рассказы В.М. Шукшина, роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни политического заключенного в сталинских лагерях.

Однако в начале 60-х годов повеяло «заморозками» обостряющихся противоречий, борьбы «либералов» и «консерваторов-национализма», т.е. ветрами приближающего «застоя». Зарождается диссенденство.

Итак, период «оттепели» был коротким. Внешнеполитические конфликты начала 60-х годов отрицательно сказались на престиже СССР. Начало 60-х гг. – это период перехода от «оттепели» к «застою».

«Недовольство в стране в значительной мере вызывалось его необдуманными действиями в октябре 1962 г., которые привели к острейшему «ракетному кризису» в отношениях с США, поставившему мир на грань ядерной войны. Его популярность резко упала с повышением цен ан продукты питания. Импорт зерна в 1963-1964 гг. означал крах той самой политики, в которой Хрущев считал себя самым большим специалистом. Недовольство членов Президиума ЦК такими результатами руководства Хрущева уже к началу 1964 г. начало оформляться в заговор против него.

«В одном из проектов доклада, подготовленного Полянским Д.С. (председателем Совета Министров РСФСР в 1958-1962 гг., затем заместитель председателя правительства СССР) от имени Президиума ЦК КПСС на предстоящем пленуме ЦК, Хрущеву предъявлялись серьезные обвинения в провале всех планов экономического развития страны падении более чем в два раза темпов роста экономики.

«Утверждалось, что по его вине авантюристической оказалась и сама Программа КПСС. Осуждались его зазнайство, грубость, некомпетентность… Предлагалось освободить Хрущева от его постов, категорически запретить впредь совмещение должностей Первого секретаря ЦК и Предсовмина, устранить разделение партии по производственному принципу».37

так был низвергнут с политического Олимпа один из самых интересных, незаурядных и противоречивых правителей советской эпохи.

«Свержение Хрущева, - свидетельствуют историки М.Геллер и А.Некрич, - было бунтом жрецов против Верховного жреца, осмелившегося посягнуть на касту служителей культа».38

«Никита-чудотворец» так и не сумел сотворить чудо.

 

Заключение

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие на духовный климат советского общества. Однако поколение победителей не соответствовало роли «винтика» государственного механизма, которую отводила человеку сталинская административно-командная система. В позднесталинскую эпоху это означало, что автономной личности в культуре быть не могло. А есть коллектив-общество, которому подчиняется все. Культура конца 40-х – начала 50-х гг. – это единообразный, единомышленный, неперсонифицированный поток.

Окончательно утверждается система нравственных ценностей, где ключевым звеном является обожествление личности вождя как воплощение коллективного идеала.

В конце 40-х гг. апофеоза своего могущества достиг метод социалистического реализма. Именно в этот период литература социалистического реализма обладала не только стереотипами образов, но и рядом языковых штампов. Авторский язык нивелировался, терял характерную для русского языка эмоциональную насыщенность и красочность. Культурный официоз заполнил практически все жизненное пространство общества.

Но именно тогда в литературе стали появляться такие имена, как М.А.Шолохов, К.М. Симонов, А.Т.Твардовский, которые не укладывались в императивные нормы и правила сталинизма. В их произведениях, чаще в завуалированной форме, имелось то, что свидетельствовало о неприятии социалистического реализма.

В целом же культура позднего сталинизма переживала глубокий кризис, обусловленный тем, что социалистический реализм оказался псевдореализмом, поскольку имел слишком мало общего с жизнью и реальными чувствами людей.

Исход к иному вектору развития культуры был неизбежен. Обозначившиеся признаки либерализации жизни с конца 40-х годов чрезвычайно беспокоили власть. И новым витком усиления идеологического воздействия на культуру явилась борьба с космополитизмом, людьми, преклонявшимися перед Западом. Набиравшая обороты «охота на ведьм» прекратилась лишь после смерти Сталина. Общественные и духовные процессы, начавшиеся после смерти Сталина и получившие название «оттепели» протекали в совершенно новых условиях. Приметой времени становилась тяга людей к неформальному общению. Уходила в небытие атмосфера всеобщей подозрительности, отнюдь не располагавшая к открытости. Свидетельством становления более доверительного стиля общения явилось начало движения авторской («бардоской») песни.

В авангарде духовных устремлений культуры эпохи «оттепели» вновь оказалась литература. Именно с помощью литературы постепенно начали размываться стереотипы о духовной монолитности и безликости светского общества и его культуры.

Тон в литературе задавала поэзия. Общество вдруг узнало об уникальности и самобытности творческих почерков Б.А. Ахмадулиной, Е.Н. Евтушенко, А.А. Вознесенского. В литературе, как в зеркальном отражении общества, обнаружился эффект «раздвоения» или «двоецентрия». Лагерь приверженцев и «охранителей» олицетворял журнал октябрь, лагерь «обновленцев» - журнал «Новый мир».

Но время хрущевской «оттепели» практически не изменило государственную политику по отношению к культуре. Власть по-прежнему подразделяла творения культуры в плоскости «советское – несоветское».

Как результат в обществе продолжали существовать две культуры: официальная и неофициальная. Итог «оттепели» в сфере культуры пессимизм и разочарование.

И логическим развитием в русле устоявшихся тенденций стало культурное «двоемирие» эпохи «застоя».

Партия начинает создавать идеологические барьеры, чтобы оградить советских людей от «тлетворного влияния буржуазной псевдокультуры».

Во имя достижения поставленной цели в начале 70-х гг. активно внедрялось понятие «советский образ жизни», который олицетворял «подлинный коллективизм, дружбу всех нардов, высокую нравственность и социальный оптимизм.

Наиболее рельефно культурное «двоемирие» проявилось в культуре быта, повседневной жизни. В частности, общественному остракизму стали подвергаться так называемые «стиляги», т.е. молодые люди, которые стремились неординарно одеваться и таким образом подчеркивать свою индивидуальность. Внешне статичная культурная жизнь 70-х гг. заключала в себе элементы андеграунда или неформальной культуры, которая существовала полуподпольно и не выдвигала притязаний на официальное признание.

В результате духовных трансформаций официальное и неофициальное пространство культуры приобрело новые очертания, отличные от предыдущих лет. Официальная культура утрачивала свои позиции. Поле неофициальной культуры, наоборот, расширяло и укрепляло свои позиции благодаря андеграунду и диссидентству.

Во время брежневского «застоя» выявилось важнейшее противоречие советской культуры: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью исчерпала возможности развития, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Формировался своеобразный «культурный тупик». Тенденция распада официальной советской культуры нарастала, но масштабы этого процесса в брежневские времена еще не могли быть в достаточной степени осознаны.

 

Библиография.

  1. М. Агатов Об авторах ваших книг. (литературные композиции по материалам критической и мемуарной литературы) – М.: «Молодая гвардия». 1972
  2. Авторханов А. Технология власти. // Вопросы истории 1991 №1-12, 1992, 1-3, 6-7, 10-12, 1993 №2,3
  3. Аджубей А. Те 10 лет – М., 1991
  4. Аксютин Ю. Пятый премьер… (Маленков).//Родина 1994 №5
  5. Аксютин Ю. Лечение после смерти 50-е годы в зеркале социологии // Родина. 1995 №8
  6. Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление. Свидетельство современника – М., 1991
  7. Алексеева А.М. История инакомыслия. – М., 1992
  8. Афанасьев Ю.Н. Опасная Россия.
  9. Баткин Л. Нам еще долго жить при Хрущеве.//Отечественная история 1996 №6
  10. Барсуков Н. ХХ съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. 1996 №6
  11. Барсуков Н. Как был смещен Хрущев.//Трудные вопросы истории М. 1991
  12. Брандт В. Воспоминания // Вопросы истории 1991 №1-3
  13. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советчики – М. 1990
  14. Бушков А. Россия, которой не было. Загадки, версии, гипотезы – М., 1997
  15. Леонид Брежнев в воспоминаниях, размышлениях, суждениях. – Ростов-на-Дону. 1998
  16. Алексеев П. Революция и научная интеллигенция – М. 1986
  17. Березовая Л.Г. Берлякова Н.п. История русской культуры. Ч. 2-я – М., 2002
  18. Барсенков А.С. Вдовин А.И. История России 1938-2002 – М., 2003
  19. Вершик А.М. Наука и тоталитаризм // Звезда. 1998 №8
  20. Волкогонов Д. Семь вождей. Кн. 1, 2 - М. 1995
  21. Волкогонов Д. Этюды о времени – М., 1998
  22. Волобуев О., Кулешов С. Очищение. История и перестройка – М., 1989
  23. Воронов Г.И. От оттепели до застоя. Как начинался застой – М., 1990
  24. Верт Н. История Советского государства – М.
  25. Геллер М., Некрич А. История России. Утопия у власти. 1945-1985 – М., 1996
  26. Беда А.М. Советская политическая культура через призму МВД: от «Московского патриотизма» к идее «Большого Отечества» (1946-1958) – П., 2002
  27. Гуревич Л. Неофициальные художники 70-х гг. время натиска // Звезда 1998 №8
  28. Герчук Ю. Искусство «оттепели». 1954-1964 гг. – М., 1967
  29. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в – М., 1985
  30. Гусарова А. Мир искусства – М., 1972
  31. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры – М., 1990
  32. Время Хрущева. Взгляд из провинции. //Свободная мысль 1996
  33. Зевелев А.И. Истоки сталинизма - М., 1990
  34. Зезина Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964
  35. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность: 1945-1953 г. – М., 1999
  36. Зенькович Н. Тайны уходящего века т. 2 – М., 1998
  37. Зубкова Е.Ю. Реформы Хрущева // Свободная мысль 1993
  38. История России. ХХ век/Отв. ред. А. Сахаров.
  39. История России ХХ в /Отв.редактор В.П. Дмитриенко – М., 2001
  40. История России в новейшее время/под. ред. А.Б. Безбородова – М., 2004
  41. История русской литературы XI-XX под. ред. Лихачева. М. 1983
  42. История русской музыки в 3 т. – М., 1960
  43. История русской советской музыки в 4 т. – М., 1956-1963
  44. История советского драматического театра. 6 т. – М., 1966-1971
  45. История советского кино в 4 т. – М., 1967-1978
  46. Культурология Науч. Редактор Г.В. Драч – Ростов-на-Дону. 1997
  47. Киссинджер Г. Риторика и действительность./Родина. 1997 №6
  48. Каганович Л.М. Памятные записки, - М., 1996
  49. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в ХХ в с точки зрения мировых модернизаций- М., 2001
  50. Менштейн Э. Утерянные победы – Ростов-на-Дону 1999
  51. Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. – М., 1990
  52. Молева Н. Манеж. – М., 1989 (которого никто не видел).
  53. Неизвестная Россия ХХ в. – М., 1999
  54. Наумов В.Н. Хрущева Н.С. и реабилитация жертв массовых политических репрессий.
  55. Опенкин Л. На историческом перепутье. – М., 1990
  56. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели. // Отечественная история. 1998 №4
  57. Родионов П. Как начинался застой // Знамя 1983 №8
  58. Судьба Хрущева История одного неусвоенного урока.//Октябрь 1989 №1
  59. Полан П.М. Не по своей воле. История и география принудительных миграций в СССР. – М., 2001
  60. Шепилов Д.Т. Воспоминания.//Вопросы истории. 1998 №3-12
  61. Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев – Ростов-на-Дону 1999
  62. сб. От оттепели до застоя – М., 1990
  63. Э Шнейдерман Пути легализации поэзии в 1970-е годы – М., 1997
  64. Симонов К. Глазами человека моего поколения – М., 1988
  65. Яковлев А.Я. Омут памяти. – М., 2001
  66. Яковлев А.Я. Горькая чаша – Ярославль, 1994,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 46. ч. I с. 483-484

2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений т. 38 с 55

3 Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия Политический портрет И.В.Сталина. – М., 1989.

4 Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев – Ростов-на-Дону. 1999

5 Яковлев А.Н. Горькая чаша – Ярославль, с. 3 1994г.

6 Емельянов Ю.В. Сталин: На вершине власти. – М. 2002 с. 15

7 см. Хрущев Н.С. Мемуары.//Вопросы истории. 1992 №4

8 Речь У.Черчилля в Фултоне (США). 5 марта 1945 г.

9 Н.С. Хрущев Мемуары // Вопросы истории 1993.

10 И.В. Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР».

11 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948г. Пункт 1

12 Постановление от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград».

13 Цит. по: «Постановлению о журналах «Звезда» и «Ленинград».

14 Доклад А.А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

15 Цит по: «Постановлению ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 г.

16 Приветствие Академии наук в связи с ее 220-летием от СНК СССР и ЦК ВКП(б) СССР». 16 июня 1945 г.

17 Ж. «Вопросы истории». 1948 №2

18 см.: Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели от 1948 г.

19 см. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР».

20 Хрущев Н.С. Мемуары // Вопросы истории 1993

21 Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стен. Отчет. – М., 1956 г. с. 374

22 М. Зезина и др. Указ произв. – М. 1990 с. 374

23 там же с 377

24 там же с 377

25 там же с 382

26 там же с 382

27 там же с 382

28 там же с 384

29 А.В. Пыжиков. Проблема культа личности в годы хрущевской «оттепели». / Вопросы истории 2003 №7 с. 47

30 там же с 49

31 История России. 1938-2002 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.2003 с. 173

32 там же // Культура и общественное движение. с. 194

33 А.А.Вознесенский. Прощание с Политическим – М., 1960 г.

34 История России. 1938-2002 с. 176

35 Шевелев В.Н. Н.С. Хрущев – Ростов-на-Дону. 1999 с. 331

36 там же с 316

37 там же с 328

38 там же с 334


Информация о работе Противоречия поствоенной духовной жизни общества: истоки и культурный феномен «оттепели»