Противоречия политического развития советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – противоречия политического развития советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить
следующие задачи:
- рассмотреть политическую систему советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов, кратко рассмотреть социально-экономическую систему советского общества;
- описать тенденции ведущие к неосталинизму в данный период;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 . Политическая система советского общества. Тенденция к неосталинизму………………………………………………………………………….4
Глава 2. Нарастание кризиса в идеологии и духовной жизни общества. Диссидентское движение…………10
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат по истории тема25 (готово) -настя.docx

— 49.15 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный  экономический университет

Институт непрерывного образования

Факультет сокращенной подготовки

 

Кафедра общей экономической  истории

 

 

Контрольная работа № 1

 

По дисциплине: Отечественная  история

 

На тему «Противоречия политического развития советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов».

 

Вариант 25

 

 

 

                                                                                              Студентки I курса гр. ЭП -12

Бабкиной А.А.

Преподаватель: Каменская  Е.В.

 

Екатеринбург, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 . Политическая система советского общества. Тенденция к неосталинизму………………………………………………………………………….4

Глава 2. Нарастание кризиса в идеологии и духовной жизни общества. Диссидентское движение……………………………………….……………………………………....10

Заключение……………………………………………………………………….16

Библиографический список……………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Советском Союзе во второй половине 60-х годов основной тенденцией политического развития стало усиление роли партийной и государственной  бюрократии, создание условий для  складывания нового правящего класса. В годы сталинских репрессий состав правящей элиты постоянно менялся  – на смену репрессированным выдвигались  новые кадры, которые в свою очередь, подвергались репрессиям. В хрущевский период репрессий не было, но в ходе постоянных реорганизаций и управленческих экспериментов шла ротация руководящих  кадров, перетряска правящего слоя. Новое руководство КПСС, пришедшее  к власти в середине 60-х гг. создало  стабильный, несменяемый слой партийно-государственных  чиновников.

Период от середины 60-х  до середины 80-х  годов,  когда  политическое руководство  страны  возглавлял  Л.И.Брежнев,  называют  временем  застоя  -временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми  реформами  в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во  всех сферах  общественной  жизни,  застоем  в  экономике,  кризисом  общественно-политической системы.      

       Цель  данной работы – противоречия политического развития советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов.

 

       Для   достижения  поставленной  цели,   мной   предполагается   решить

следующие задачи:

              - рассмотреть политическую систему советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов, кратко рассмотреть социально-экономическую систему советского общества;

              - описать тенденции ведущие к неосталинизму в данный период;

              - проанализировать  нарастание  кризисных  явлений  в идеологии и духовной жизни общества, описать диссидентское движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политическая система советского общества. Тенденция к неосталинизму.

В марте–апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения  в Устав партии. Из него было убрано положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах  состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII съезде. Убрано было и положение  о том, что его члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более, чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И.В. Сталина. На этот пост был избран Л.И. Брежнев. Эти решения съезда создали стабильный слой партийной номенклатуры.

Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии». Возникла ситуация, когда для занятия любой  руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена  КПСС.

На XXIV съезде КПСС в 1971 г. было объявлено, что СССР вступил в стадию развитого социализма, который характеризовался как общество, где сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом, с полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, ставшей «партией всего народа». Все эти установки прикрывали творившийся в стране произвол, замораживание жизненного уровня, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Создавались новые министерства, ведомства; колоссальные средства уходили на содержание аппарата. Развились коррупция и мафия. Сложилась элита власти.

В 1977 г. была принята новая  Конституция  «развитого социализма», а в 1978 г. – конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.

Конституция «развитого социализма»  зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма и одновременно впервые открыто  указала на руководящую роль партии (статья 6) как ядра политической системы. Расширились права и свободы, например, право на жилище, свободу  творчества, право критики и т.п. основой политической системы СССР провозглашались Советы народных депутатов. Однако реальная власть оставалась у  партии: списки кандидатов в депутаты, их выступления корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались  единогласно.  Республики не имели  равенства: так небольшая Эстония наделялась большими правами, чем огромная Башкирия, так как последняя - лишь автономная, а не союзная республика.

Ряд народов не имел своих  прав, например крымские татары, немцы  Поволжья и др. Нарушались нормы  законности: арестовывались, ссылались, высылались инакомыслящие, для изоляции людей использовались психиатрические  больницы. Конституция оказалась  фиктивным документом, носила декларативный  характер.

Партийное руководство выдвинуло  официальную идею об обострении идеологической борьбы двух систем в условиях мирного  сосуществования, что привело к  ужесточению внутренней политики. В  руководящих органах страны процветали взяточничество, очковтирательство, семейственность. Сам Брежнев занялся «коллекционированием» легковых автомашин иномарок.

Сама КПСС состояла как  бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически  были отстранены от принятия партийных  решений, не могли влиять на положение  дел. Прием в партию осуществлялся  также по разнарядке, в первую очередь  принимались рабочие, доступ интеллигенции  был затруднен. Выборы центральных  органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.

В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. Часто внешние атрибуты величия (четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Ленинская премия по литературе, орден «Победы» и др.) совмещались с усиливающимися дряхлостью. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Сам Брежнев насаждал на высшие посты своих друзей и родственников (Предсовмина А.Н. Тихонов, секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко, министр внутренних дел Н.А. Щелоков, заместителями министров были сын и зять Брежнева). Такая же картина сложилась и в республиках — Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и др.– где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.

«Новое дворянство» было заинтересовано в стабильности общества. Стабильность, в свою очередь, изменила психологию управленцев, реальную практику управления. Чувствуя себя достаточно уверенно (репрессии теперь были исключены), представители высшей номенклатуры директора, министры, руководители отраслей и регионов переходят от роли управляющих (при отсутствии фактических владельцев) к положению реальных хозяев. В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция. В хищениях были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, горкомов, райкомов партии. Происходит противопоставление номенклатуры как рядовым членам партии, так и всему народу.

В 1982 г. умер Л.И. Брежнев. 18 лет руководства Брежнева привело государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в период глубокого кризиса, которое должно было кончиться крахом социалистического государства.

Новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он руководил страной 15 месяцев (1982-1984). Он взял курс на укрепление законности в стране. Прежде всего началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Были сняты с постов министр внутренних дел Н. Щелоков, зять Брежнева Ю. Чурбанов, отдан под суд секретарь Краснодарского райкома КПСС В. Медунов, началось расследование «хлопкового дела» в Узбекистане. Андропову удалось приостановить негативные тенденции в экономике. Он был сторонником кровавого подавления событий в Чехословакии (1968), выступал за введение военного положения в Польше (1981) и советских войск в Афганис тан (1979). С мая 1982 г. в ЦК КПСС сменил Суслова (после его смерти), стал ответственным за идеологию. Его отличали компетентность, большая работоспособность, энергия, понимание необходимости перемен. Он стал проводить жесткую внутреннюю и внешнюю политику, проявлял нетерпимость к инакомыслию, насаждал командно-силовые методы руководства. Опираясь на КГБ, Андропов стремился укрепить дисциплину и порядок в стране, предпринял борьбу с мафией и расточительством, преследовал диссидентов. К 1984 г. до тысячи человек вновь были репрессированы, продолжалось нарушение конституционных норм, подняты цены на продукты, спаивался народ. С июня 1983 г. ЮВ. Андропов возглавил государство. Он выступал за модернизацию и возможность быстрого вступления страны в коммунизм. Во внешней политике он свернул разрядку, прервав в 1983 г. переговоры по ограничению ядерного оружия в Европе.

После смерти Ю.В. Андропова  страну возглавил К.У. Черненко (сент. 1983 г.). Он был одним из ближайших  сотрудников Л.И. Брежнева. К этому  времени Черненко был тяжело болен, управлять страной, ему было сложно. Он взял курс на возврат брежневских порядков. Находился у руководства год (февраль 1984-март 1985 гг.)

Главной особенностью социально экономической  жизни 60-80-хх годов были постоянные поиски новых путей развития, с  которыми партийное руководство  так и не смогло окончательно определиться. В 60-х годах правительство еще  делало попытки сохранить реформаторские импульсы периода Хрущева, однако начиная с 70-х годов, этот процесс окончательно остановился.

Экономическая реформа, которая была принята в 1965 году, стала самым  масштабным преобразованием в послевоенный период СССР. Разработкой реформы  занимался А. Н. Косыгин, хотя основы были заложены еще правительством Хрущева.

Преобразования затронули промышленность, сельское хозяйство, сферы строительства  и управления. Изменения произошли в управлении промышленностью частично опровергалась плановая система, оценкой деятельности предприятий становилось не количество изготавливаемой продукции, а объемы ее реализации.

Финансирование предприятий, занимающихся строительством, осуществлялось при  помощи беспроцентного кредитования. Итоги реформы. Предприятия, которые  были переведены на новую систему, значительно  улучшили показатели производительности.

Топливно энергетический комплекс стал стержнем экономики государства: СССР занял ведущие в мире позиции по производству нефти и газа. В период проведения реформы значительно окреп военно - промышленный комплекс.

В погоне за паритетом с США, Советское  государство начало массовое производство баллистических ракет и ядерных  ракет средней дальности. Возрос и научно- технический потенциал  государства. В этот период возникли новые отрасли в советской  промышленности микроэлектроника, роботостроение и атомное машиностроение.

Несмотря на видимый рост экономики, руководству СССР не удалось закрепить  результатов проведенной реформы  и уже к началу 70-х годов  объемы производства начали неуклонно  падать.

Если промышленная реформа принесла ожидаемые плоды, то попытки преобразования аграрного сектора потерпели  сокрушительную неудачу еще в  самом начале. Большинство совхозов и колхозов, не смотря на материальную поддержку государства, приносили  убытки.

Темпы сельскохозяйственного производства составляли лишь 1 % в год. С середины 60-х годов правительство начало регулярно закупать зерно за границей. Кризис аграрного комплекса так  и не был ликвидирован.

В 60-80-хх годах в Советском государстве  наблюдалась повышенная урбанизация. Сельские жители массово переселялись в большие города, так как работа на производстве приносила стабильный заработок в отличие от труда  на земле.

К началу 1980 года, численность городского населения становила 62%, сельского 12%, военнослужащих 16%. До середины 70-х годов  жизнь советского народа отличалась социальной и экономической стабильностью  образование, жилье и медицина в  государстве была бесплатной.

Ситуация кардинально изменилась в 1976 году, когда кризис производства впервые начал влиять на жизнь  общества. Значительно обострилась продовольственная проблема множество необходимых продуктов было дефицитным. Аграрный сектор не мог удовлетворить продовольственные запросы населения.

Информация о работе Противоречия политического развития советского общества во второй половине 60-х-середине 80-х годов