Наука и культура во второй
половине ХХ века
Гродно 2012
Развитие науки и культуры
во второй половине ХХ в.
Во второй половине XX в. наука
и технология стали ведущими силами цивилизации.
Открытие и мирное использование атомной
энергии, освоение космоса, появление
новых технологий коренным образом меняют
материальные и социальные производительные
силы. Впечатляющие успехи достигнуты
в физике, химии, биологии, медицине (успешно
ведется трансплантация внутренних органов,
в разных странах работают над созданием
искусственного сердца).
Развитие научно-технической
революции привело к невиданному
ускорению социально-экономических
процессов в мире, особенно в
индустриальных государствах. Наука
стала приоритетным направлением
в государственной политике. Она
обогатилась новыми кадрами и
отраслями знаний, сделала много
открытий, которые изменили облик
всей человеческой цивилизации.
В ней – около 15 тыс. дисциплин.
Человек поставил себе на службу
ядерную энергетику, компьютеры, лазеры,
робототехнику, сверхпрочные материалы,
спутниковую связь, начал освоение
околоземного космического пространства.
Наука превратилась в непосредственную
производительную силу. Многие ее
открытия стали достоянием практики.
На их основе созданы новейшие
наукоемкие отрасли народного
хозяйства, ставшие базовыми, –
электроника, биотехнология, производство
новых материалов, информатика. В
настоящее время микропроцессоры
нашли универсальное и повсеместное
применение, во многих странах
информатика обслуживает все
народное хозяйство. Неслучайно
нынешний этап в развитии НТР
называют информационной или
микропроцессорной революцией.
Телекоммуникационные
средства связи и компьютерная
технология получения, обработки,
хранения и передачи информации
приобрели в интернационализации
экономической жизни первостепенное
значение. Персональные компьютеры
качественно поднимают творческий
потенциал интеллектуального труда.
Коренные изменения происходят
в образе жизни и мыслях
людей. Электронные средства массовой
информации, спутниковая связь, обеспечивая
практически мгновенную передачу
информации во все уголки земного
шара, создают ощущение одновременности
и вездесущия. С развертыванием
технологической и промышленной
революции, индустриализации и
урбанизации, а затем научно-технической
революции второй половины ХХ
в. началось и интенсифицировалось
беспрецедентное убыстрение исторического
и социального времени. Соответственно
увеличиваются и темпы научно-технологического
прогресса. Например, если в 70-е
годы было принято говорить
о том, что объем научной
информации удваивается каждые 5–7
лет, то в 80-е годы – каждые
20 месяцев, а к концу 90-х годов
– ежегодно.
Смыслом научно-технологического
и социального прогресса стал
выигрыш во времени. Спутники,
компьютеры и факсы способствуют
уплотнению потоков информации.
Телекоммуникационные сети, соединившие
самые отдаленные точки земного
шара, предоставили возможность
преодоления времени. Человек
приобрел способность пребывать
одновременно в разных местах
и быть участником событий,
происходящих далеко за пределами
своего фактического физического
присутствия.
Неконтролируемый рост
экономики вступает в противоречие
с жизнью природы. Металлургия,
химия, автомобили губят леса,
почву, заражают воду и воздух.
Техногенные катастрофы нанесли
непоправимый урон здоровью миллионов
людей, ущерб народному хозяйству.
Зонами настоящего экологического
бедствия являются районы Чернобыля
и Южного Урала, территории
атомных полигонов, крупных химических
комбинатов. В последнее десятилетие
осознано, что необходимо радикальное
изменение отношения к природе:
не покорение ее, а взаимодействие
с ней. Сегодня неотложным направлением
развития НТР является решение глобальных
проблем – мировой экологический кризис,
дефицит ресурсов, демографический дисбаланс,
голод и нищета, эпидемии в странах «третьего
мира», преступность и наркомания. В широких
общественных кругах все более осознается
новый смысл древнего изречения Протагора,
что «именно человек является мерой всех
вещей».
Информационная революция
ведет и к социальным последствиям
– росту безработицы. Но высокий
уровень национального дохода
позволяет в развитых странах
обеспечить безработным гарантию
прожиточного «социального минимума».
Новейшая технология
требует качественно нового работника
– с солидным уровнем общеобразовательной
и профессиональной подготовок,
без чего могут возникнуть
катастрофы типа чернобыльской.
Отсюда постепенно растущее разнообразие
творческих специальностей и
видов деятельности.
Интеллектуальная жизнь
человека состоит из двух культур
– научной и художественной, они
должны находиться в гармоничном
взаимодействии. Наука, став могучим
фактором прогресса, не может
целиком заполнить душу человека.
Искусство образными средствами
решает вопросы о смысле жизни,
о совести и долге, оценки
добра и зла.
Сложные процессы происходят
во второй половине XX в. в художественной
культуре. В годы второй мировой войны
многие деятели культуры с оружием в руках
сражались против гитлеровцев за свободу
и национальную независимость своих стран
(французские писатели Л.Арагон, А.Камю,
немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель,
дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй).
Осмысление происходящего и итогов войны,
ее жестоких будней, поведения людей в
экстремальных условиях стало важной
темой мирового искусства.
В условиях «холодной
войны» усилилась конфронтация
сил в художественной культуре,
идеологическая сторона творчества
преобладала над художественной. Росло
значение культуры развивающихся стран
в мировой художественной культуре (индийский
кинематограф, африканские и латиноамериканские
мелодии). Одним из следствий НТР явилось
ускоренное развитие средств массовой
коммуникации, что создало материальные
условия для расцвета массовой культуры
и появления рок-музыки.
Во второй половине
XX века возникла разновидность
критического реализма – неореализм.
Неореалисты поставили целью
показ «разгримированной жизни».
Неореализм оказал влияние на
мировой кинематограф – творчество
Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея
Германа. Темой торжества гуманистического
начала в «маленьком» человеке проникнуты
поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно
повесть-притча «Старик и море», за которую
автор был удостоен Нобелевской премии.
Осмыслению судеб творческой интеллигенции
в переломные эпохи посвящены лучшие произведения
Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике»,
«Мудрость чудака», «Гойя».
Со второй половины
40-х годов в ряде стран Европы
получил распространение так
называемый «социалистический реализм
». Основными его
чертами принято считать: наличие
нового героя – революционера-пролетария,
коммуниста; партийность – отражение
и оценка жизненных явлений
с позиции марксистско-
ленинской идеологии.
Многие исследователи сегодня
отрицают существование соцреализма
как самостоятельного художественного
метода, считая его явлением не
художественным, а идеологическим
или одним из идейно-содержательных
разновидностей критического реализма.
Творчество французского писателя
Луи Арагона, чилийского поэта
Пабло Неруды (судьба Латинской
Америки, переплетение патетики
и лирики) показывает, что соцреализм
существовал как самостоятельное
направление. Особенно полное
отражение это направление нашло
в советской культуре ХХ в.
В 50-60 годы была развернута
кампания против авангардных
течений. Игнорировалось творчество
мастеров, не вписывавшихся в
рамки соцреализма. Это привело
к росту эмиграции деятелей
культуры. В странах Восточной
Европы после событий в Венгрии
(1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились
гонения против политического
и художественного инакомыслия,
расширилась сфера запретных
тем. Творческая интеллигенция
стала одной из влиятельных
сил демократических революций
1989-1990 г. в странах Восточной
Европы.
Развитие средств массовой
коммуникации стимулировало небывалое
развитие массовой культуры (общедоступные
и развлекательные). Жанры массовой
культуры – шоу, боевик, шлягер,
комикс. Культ «звезд» – искусственное
создание популярности, средство
развлечения. Пропаганда насилия,
секса способствовала деградации
нравов.
Новые направления
в искусстве формировались в
значительной степени под влиянием
философии экзистенциализма (существования),
возникло искусство абсурда. Их
идеологами были Ж.П.Сартр и
А.Камю. По их мнению, «бытие понять
нельзя, а можно только почувствовать».
В центре их внимания – личность
и ее отношения с миром, обществом,
богом, отрицание человеческих
ценностей и надежд на изменение
мира. «Театр абсурда» Ионеско
– отсутствие сюжета, жизненных
идеалов, спонтанность и необъяснимость
поступков персонажей, бессмысленность
диалогов. В сфере художественной
жизни дальнейшее развитие получили
основные направления модернизма,
прежде всего, сюрреализм и
абстракционизм.
Одним из сравнительно
новых направлений в современном
искусстве является поп-арт. Молодые
художники предложили изображать
окружающие человека повседневные
предметы и технические изделия,
современную городскую среду
– в надежде сделать искусство
понятным широкому зрителю, популярным.
Но если предметы, изображаемые
поп-артистами, действительно популярны
(консервные банки, бутылки «Кокаколы
и др.), то об их произведениях этого сказать
нельзя. Эти картины отпугивали публику
и критиков своей пошлостью и безысходностью.
Идеи поп-арта способствовали развитию
рекламного плаката.
Развитие инженерных
знаний сделало возможным использование
новейших строительных и отделочных
материалов, таких смелых решений,
как подвешенные на стальных
тросах или бетонных решетках
перекрытия или бетонные купола
над огромными выставочными и
спортивными залами, стадионами
ит.п. Примером может служить
бетонный купол Олимпийского
дворца спорта в Риме.
Во второй половине
ХХ в. обновились принципы планирования
городов. Новым было более свободное
расположение жилых домов, сохранение
природного окружения, сосредоточение
в микрорайонах всего, что необходимо
для повседневной жизни, улицы
только для пешеходов, скоростные
автомагистрали, размещение промышленных
районов вдали от жилья и
т.д. Площади и другие открытые
пространства демонстрируют свою
современность памятниками нынешних
художников. Но понимание качества их
нередко остается монополией элиты.
Ярким феноменом художественной
жизни второй половины XX века
стало рок-движение, появившееся
в начале 60-х годов в Англии
и США и охватившее весь
мир. Творцы рока – Элвис
Пресли, группы «Битлз», «Роллинг
Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный
протест молодежи против социальной неустроенности,
войны и милитаризма, расовой дискриминации.
Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто
демократичен. Рок-музыка стала силой,
способной объединить разнородные молодежные
движения и группировки. Так, музыка группы
«Битлз» отличается изысканностью мелодии
и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью
песен. Песни «Все, что вам нужно – любовь»,
«Дайте миру шанс» стали неофициальными
международными молодежными гимнами.
Рок связан с передовыми
общественными движениями. Международный
рок-фестиваль в 1968 г. осудил
войну во Вьетнаме. Популярны
стали концерты «Рок против...»
(расизма, милитаризма, наркомании...),
рок-музыканты участвуют в благотворительных
акциях. Рок внедрился и в классическую
культуру. Заметным событием музыкальной
жизни стала постановка рокоперы
Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда»,
в которой соединились достижения рока
с традициями классической оперы.
В 70-е годы происходило
формирование национальных рокдвижений.
Рок стал не только явлением в художественной
культуре, но и стилем жизни и мышления
молодежи. Он характеризовался открытостью,
внутренней и внешней свободой, неприятием
фальши, пацифизмом, богоискательством.
Художественная культура
в конце 80-начале 90-х годов получила
широкий простор для развития,
чему способствовала демократизация
общественной жизни. С другой
стороны, коммерциализация средств
массовой коммуникации способствовала
экспансии американской массовой
культуры, вытесняющей подлинное
искусство и национальную культуру.
Переоценка многих событий новейшей
истории порождает огульное отрицание
достижений искусства соцреализма,
что наглядно проявилось в
уничтожении памятников, символизирующих
«социалистический выбор» и его
вдохновителей. С памятниками
воюют только варвары, рабы
и фанатики. Сокрушая памятники,
они уничтожали следы былого
рабства и унижения, но в душе
оставались рабами.
Национальное возрождение
народов способно вызвать мощный
культурный подъем, но оно таит
опасность религиозного фанатизма,
национализма. Обществу важно преодолеть
существующие противоречия.