Наука и культура во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется трансплантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).

Файлы: 1 файл

ГУО Гимназия.docx

— 21.25 Кб (Скачать)

 

 

 

Наука и культура во второй половине ХХ века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2012

 

 

Развитие науки и культуры во второй половине ХХ в.

 

 

Во второй половине XX в. наука и технология стали ведущими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется трансплантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).

 Развитие научно-технической  революции привело к невиданному  ускорению социально-экономических  процессов в мире, особенно в  индустриальных государствах. Наука  стала приоритетным направлением  в государственной политике. Она  обогатилась новыми кадрами и  отраслями знаний, сделала много  открытий, которые изменили облик  всей человеческой цивилизации.  В ней – около 15 тыс. дисциплин.  Человек поставил себе на службу  ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, робототехнику, сверхпрочные материалы,  спутниковую связь, начал освоение  околоземного космического пространства. Наука превратилась в непосредственную  производительную силу. Многие ее  открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие  наукоемкие отрасли народного  хозяйства, ставшие базовыми, –  электроника, биотехнология, производство  новых материалов, информатика. В  настоящее время микропроцессоры  нашли универсальное и повсеместное  применение, во многих странах  информатика обслуживает все  народное хозяйство. Неслучайно  нынешний этап в развитии НТР  называют информационной или  микропроцессорной революцией.

 Телекоммуникационные  средства связи и компьютерная  технология получения, обработки,  хранения и передачи информации  приобрели в интернационализации  экономической жизни первостепенное  значение. Персональные компьютеры  качественно поднимают творческий  потенциал интеллектуального труда.  Коренные изменения происходят  в образе жизни и мыслях  людей. Электронные средства массовой  информации, спутниковая связь, обеспечивая  практически мгновенную передачу  информации во все уголки земного  шара, создают ощущение одновременности  и вездесущия. С развертыванием  технологической и промышленной  революции, индустриализации и  урбанизации, а затем научно-технической  революции второй половины ХХ  в. началось и интенсифицировалось  беспрецедентное убыстрение исторического  и социального времени. Соответственно  увеличиваются и темпы научно-технологического  прогресса. Например, если в 70-е  годы было принято говорить  о том, что объем научной  информации удваивается каждые 5–7  лет, то в 80-е годы – каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов  – ежегодно.

 Смыслом научно-технологического  и социального прогресса стал  выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют  уплотнению потоков информации. Телекоммуникационные сети, соединившие  самые отдаленные точки земного  шара, предоставили возможность  преодоления времени. Человек  приобрел способность пребывать  одновременно в разных местах  и быть участником событий,  происходящих далеко за пределами  своего фактического физического  присутствия. 

 Неконтролируемый рост  экономики вступает в противоречие  с жизнью природы. Металлургия,  химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли  непоправимый урон здоровью миллионов  людей, ущерб народному хозяйству.  Зонами настоящего экологического  бедствия являются районы Чернобыля  и Южного Урала, территории  атомных полигонов, крупных химических  комбинатов. В последнее десятилетие  осознано, что необходимо радикальное  изменение отношения к природе:  не покорение ее, а взаимодействие  с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем – мировой экологический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисбаланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Протагора, что «именно человек является мерой всех вещей».

 Информационная революция  ведет и к социальным последствиям  – росту безработицы. Но высокий  уровень национального дохода  позволяет в развитых странах  обеспечить безработным гарантию  прожиточного «социального минимума». 

 Новейшая технология  требует качественно нового работника  – с солидным уровнем общеобразовательной  и профессиональной подготовок, без чего могут возникнуть  катастрофы типа чернобыльской.  Отсюда постепенно растущее разнообразие  творческих специальностей и  видов деятельности.

 Интеллектуальная жизнь  человека состоит из двух культур  – научной и художественной, они  должны находиться в гармоничном  взаимодействии. Наука, став могучим  фактором прогресса, не может  целиком заполнить душу человека. Искусство образными средствами  решает вопросы о смысле жизни,  о совести и долге, оценки  добра и зла. 

 Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны многие деятели культуры с оружием в руках сражались против гитлеровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингуэй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темой мирового искусства.

 В условиях «холодной  войны» усилилась конфронтация  сил в художественной культуре, идеологическая сторона творчества  преобладала над художественной. Росло значение культуры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамериканские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало материальные условия для расцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

 Во второй половине XX века возникла разновидность  критического реализма – неореализм. Неореалисты поставили целью  показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал влияние на  мировой кинематограф – творчество  Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманистического начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

 Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы  получил распространение так  называемый «социалистический реализм

 ». Основными его  чертами принято считать: наличие  нового героя – революционера-пролетария, коммуниста; партийность – отражение  и оценка жизненных явлений  с позиции марксистско-

 ленинской идеологии.  Многие исследователи сегодня  отрицают существование соцреализма  как самостоятельного художественного  метода, считая его явлением не  художественным, а идеологическим  или одним из идейно-содержательных  разновидностей критического реализма. Творчество французского писателя  Луи Арагона, чилийского поэта  Пабло Неруды (судьба Латинской  Америки, переплетение патетики  и лирики) показывает, что соцреализм  существовал как самостоятельное  направление. Особенно полное  отражение это направление нашло  в советской культуре ХХ в.

 В 50-60 годы была развернута  кампания против авангардных  течений. Игнорировалось творчество  мастеров, не вписывавшихся в  рамки соцреализма. Это привело  к росту эмиграции деятелей  культуры. В странах Восточной  Европы после событий в Венгрии  (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились  гонения против политического  и художественного инакомыслия,  расширилась сфера запретных  тем. Творческая интеллигенция  стала одной из влиятельных  сил демократических революций  1989-1990 г. в странах Восточной  Европы.

 Развитие средств массовой  коммуникации стимулировало небывалое  развитие массовой культуры (общедоступные  и развлекательные). Жанры массовой  культуры – шоу, боевик, шлягер, комикс. Культ «звезд» – искусственное  создание популярности, средство  развлечения. Пропаганда насилия,  секса способствовала деградации  нравов.

 Новые направления  в искусстве формировались в  значительной степени под влиянием  философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их  идеологами были Ж.П.Сартр и  А.Камю. По их мнению, «бытие понять  нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания – личность  и ее отношения с миром, обществом,  богом, отрицание человеческих  ценностей и надежд на изменение  мира. «Театр абсурда» Ионеско  – отсутствие сюжета, жизненных  идеалов, спонтанность и необъяснимость  поступков персонажей, бессмысленность  диалогов. В сфере художественной  жизни дальнейшее развитие получили  основные направления модернизма, прежде всего, сюрреализм и  абстракционизм.

 Одним из сравнительно  новых направлений в современном  искусстве является поп-арт. Молодые  художники предложили изображать  окружающие человека повседневные  предметы и технические изделия,  современную городскую среду  – в надежде сделать искусство  понятным широкому зрителю, популярным. Но если предметы, изображаемые  поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кокаколы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рекламного плаката.

 Развитие инженерных  знаний сделало возможным использование  новейших строительных и отделочных  материалов, таких смелых решений,  как подвешенные на стальных  тросах или бетонных решетках  перекрытия или бетонные купола  над огромными выставочными и  спортивными залами, стадионами  ит.п. Примером может служить  бетонный купол Олимпийского  дворца спорта в Риме.

 Во второй половине  ХХ в. обновились принципы планирования  городов. Новым было более свободное  расположение жилых домов, сохранение  природного окружения, сосредоточение  в микрорайонах всего, что необходимо  для повседневной жизни, улицы  только для пешеходов, скоростные  автомагистрали, размещение промышленных  районов вдали от жилья и  т.д. Площади и другие открытые  пространства демонстрируют свою  современность памятниками нынешних художников. Но понимание качества их нередко остается монополией элиты.

 Ярким феноменом художественной  жизни второй половины XX века  стало рок-движение, появившееся  в начале 60-х годов в Англии  и США и охватившее весь  мир. Творцы рока – Элвис  Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музыке выразился стихийный протест молодежи против социальной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискриминации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, музыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно – любовь», «Дайте миру шанс» стали неофициальными международными молодежными гимнами.

 Рок связан с передовыми  общественными движениями. Международный  рок-фестиваль в 1968 г. осудил  войну во Вьетнаме. Популярны  стали концерты «Рок против...»  (расизма, милитаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благотворительных  акциях. Рок внедрился и в классическую  культуру. Заметным событием музыкальной  жизни стала постановка рокоперы Э.Л.Уэббэра и Райса «Иисус Христос – суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями классической оперы.

 В 70-е годы происходило  формирование национальных рокдвижений. Рок стал не только явлением в художественной культуре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характеризовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

 Художественная культура  в конце 80-начале 90-х годов получила  широкий простор для развития, чему способствовала демократизация  общественной жизни. С другой  стороны, коммерциализация средств  массовой коммуникации способствовала  экспансии американской массовой  культуры, вытесняющей подлинное  искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей  истории порождает огульное отрицание  достижений искусства соцреализма,  что наглядно проявилось в  уничтожении памятников, символизирующих  «социалистический выбор» и его  вдохновителей. С памятниками  воюют только варвары, рабы  и фанатики. Сокрушая памятники,  они уничтожали следы былого  рабства и унижения, но в душе  оставались рабами.

 Национальное возрождение  народов способно вызвать мощный  культурный подъем, но оно таит  опасность религиозного фанатизма,  национализма. Обществу важно преодолеть  существующие противоречия.


Информация о работе Наука и культура во второй половине ХХ века