Автор: Серж Серж, 29 Сентября 2010 в 04:18, курсовая работа
Переход Российской Федерации к новым политическим и экономическим отношениям выявляет многочисленные негативные явления, следствием которых является значительный рост уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. В 2006г. выявлено и пресечено 272619 преступлений и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Наряду с экономическими трудностями, отсутствием необходимого опыта в развитии рыночных отношений одним из условий распространения этих тенденций послужила правовая неразвитость вопросов контрабанды в законодательстве, регулирующем внешнеэкономические отношения. Эти обстоятельства привлекают внимание юристов правоохранительных органов, направляя их деятельность как на усиление борьбы с различного рода посягательствами на нормальную внешнеэкономическую деятельность (контрабанда, таможенные преступления, административные таможенные правонарушения), так и на совершенствование законодательства в этой сфере. Данная тема курсовой работы весьма актуальна на сегодняшний момент, поскольку анализ современной практики борьбы с контрабандой свидетельствует о том, что сотрудники органов дознания и предварительного следствия, в компетенцию которых входит осуществление этой деятельности, испытывают трудности при квалификации указанных выше правонарушений. Основные причины этого: неуверенное владение нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного права, ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок, правила и условия осуществления внешнеэкономической деятельности; невнимание руководителей органов дознания и предварительного следствия к восполнению опыта использования этих и иных знаний для рассмотрения оперативных и следственных ситуаций. Одно из направлений успешного решения этой проблемы – дальнейшая разработка научно обоснованной квалификации контрабанды и таможенных правонарушений, четкое определение способов выявления и раскрытия таких правонарушений.
Введение…………………………………………………………………………............3-4
Основная часть
1. Понятие и признаки контрабанды………………………...……………………….5-10
2. Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела………………………………………………………………..…..11-17
2.1 Ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела по уголовному законодательству РФ.........................................................................11-14
2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела ……………………………………………..………………..........15-17
Заключение…………………………………………………………………………...18-20
Список использованных источников……………………………………………….21-22
2. Уголовная ответственность за контрабанду
и иные преступления в сфере таможенного дела
2.1. Ответственность
за контрабанду и иные преступления в
сфере таможенного дела по уголовному
законодательству РФ
На сегодняшний день основным
законодательным актом
Анализируя ст.188 УК РФ, а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а точнее – охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу России15.
В этом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещения через таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.
Статья 188 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве обязательного признака контрабанды, такие способы совершения данного преступления, как:
Пример надлежащего декларирования можно проследить на образце договора таможенного брокера. Только соблюдение всех подпунктов договора может демонстрировать надлежащее исполнение всех своих обязанностей брокером.
К уголовной ответственности за совершение контрабанды как преступления может быть призвано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектом контрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.
Также
уголовный закон
Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФ дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем. При совершении контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда.
Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы контрабанда была совершена (ч.3 ст.188 УК РФ):
Незаконное перемещение
Каждое из действий, составляющих контрабанду, влекущих привлечение субъекта преступления к уголовной ответственности, являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля16.
По общим правилам определения стадии окончания преступления при ввозе предметов контрабанды через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства17.
Данную
точку зрения поддерживают многие таможенники
и отдельные ученые, которые, строго
следуя формулировке уголовного закона,
квалифицируют контрабанду как
оконченное преступление только при
фактическом пересечении
Однако, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы.
Поскольку признак контрабанды "перемещение через таможенную границу" носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация. В данном случае, дополнение законодательства стало бы еще одним «шагом» на пути к реализации эффективной борьбы с контрабандой.
Таким
образом, при вывозе предметов контрабанды
с таможенной территории Российской Федерации
момент окончания преступления переносится
на более раннюю стадию развития умышленного
преступного деяния, а действия лица, направленные
на реализацию намерения незаконно вывезти
товары после подачи им таможенной декларации,
следует рассматривать как оконченное
преступление. Такой точки зрения на определение
понятия «перемещение через таможенную
границу» применительно к уголовно –
правовым отношениям придерживаются многие
правоведы, исследовавшие эту проблему.19
Этот вывод не противоречит положениям
Таможенного кодекса РФ и в тех случаях,
когда контрабанда осуществляется любым
способом при вывозе товаров на территории
свободных таможенных зон и на свободные
склады, а также и при ввозе с этих зон
и складов на остальную часть таможенной
территории Российской Федерации.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ответственность за контрабанду по уголовному законодательству РФ характеризуется важным признаком субъективной стороны преступления – виной в форме прямого умысла. Таким образом, если вина в форме прямого умысла не доказана, лицо не может быть привлечено к ответственности.
2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела
Уголовным кодексом РФ статьей 188 УК РФ предусмотрено наказание за совершение контрабанды, то есть за перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Данное наказание провозглашается ст.188 УК РФ в качестве:
При
совершении преступления контрабанды
с данными признаками, преступник
наказывается лишением свободы на срок
от трех до семи лет со штрафом в
размере до одного миллиона рублей
или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
до пяти лет либо без такового20. При
совершении преступления контрабанды
с данными признаками организованной
группой наказываются лишением свободы
на срок от семи до двенадцати лет со штрафом
в размере до одного миллиона рублей или
в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до пяти
лет либо без такового.
Таким образом, общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо сознает, что незаконно, то есть с нарушением специального таможенного контроля и установленного порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее пределы технологии, научно-техническую информацию либо оказывает услуги зарубежным производителям, сознает, что они могут быть использованы при создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения и военной техники и желает совершить эти действия. Мотивы и цели у виновного при этом могут быть любые.
Наказание
за незаконный экспорт альтернативное:
либо в виде штрафа от одной тысячи до
трех тысяч минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
от одного года до двух лет либо в виде
лишения свободы на срок до пяти лет.
Заключение
Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.
Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.