Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела

Автор: Серж Серж, 29 Сентября 2010 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

Переход Российской Федерации к новым политическим и экономическим отношениям выявляет многочисленные негативные явления, следствием которых является значительный рост уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. В 2006г. выявлено и пресечено 272619 преступлений и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности. Наряду с экономическими трудностями, отсутствием необходимого опыта в развитии рыночных отношений одним из условий распространения этих тенденций послужила правовая неразвитость вопросов контрабанды в законодательстве, регулирующем внешнеэкономические отношения. Эти обстоятельства привлекают внимание юристов правоохранительных органов, направляя их деятельность как на усиление борьбы с различного рода посягательствами на нормальную внешнеэкономическую деятельность (контрабанда, таможенные преступления, административные таможенные правонарушения), так и на совершенствование законодательства в этой сфере. Данная тема курсовой работы весьма актуальна на сегодняшний момент, поскольку анализ современной практики борьбы с контрабандой свидетельствует о том, что сотрудники органов дознания и предварительного следствия, в компетенцию которых входит осуществление этой деятельности, испытывают трудности при квалификации указанных выше правонарушений. Основные причины этого: неуверенное владение нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного права, ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок, правила и условия осуществления внешнеэкономической деятельности; невнимание руководителей органов дознания и предварительного следствия к восполнению опыта использования этих и иных знаний для рассмотрения оперативных и следственных ситуаций. Одно из направлений успешного решения этой проблемы – дальнейшая разработка научно обоснованной квалификации контрабанды и таможенных правонарушений, четкое определение способов выявления и раскрытия таких правонарушений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............3-4
Основная часть
1. Понятие и признаки контрабанды………………………...……………………….5-10
2. Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела………………………………………………………………..…..11-17
2.1 Ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела по уголовному законодательству РФ.........................................................................11-14
2.2 Особенности наказания за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела ……………………………………………..………………..........15-17
Заключение…………………………………………………………………………...18-20
Список использованных источников……………………………………………….21-22

Файлы: 1 файл

уголовная ответственность за контрабанду.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут  рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира, стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности – рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

     Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметом квалифицированного вида контрабанды.

     Контрабанда имеет уникальный объект – неприкосновенность таможенной границы РФ, не повторяющийся  в иных составах, предусмотренных  УК РФ.

     Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

     В ч.3 ст.188 УК РФ предусмотрен специальный  субъект – должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

     Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров  через таможенную границу Российской Федерации.

     Объективная сторона любого преступления представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий  и причинно-следственной связи между  ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

     Контрабанда совершается одним из следующих  способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием  или недостоверным декларированием.

     Состав  контрабанды формальный, не требующий  наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как  оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с  моментом фактического пересечения  таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде).

     В ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные  и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

     Таким образом, контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных  предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

     В заключение рассматриваемого вопроса  можно отметить, что в современных  условиях назрела необходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный договор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общие подходы государств к борьбе с данным преступлением в сфере таможенного оборота. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованных источников 

  1. Таможенный  кодекс Российской Федерации от 25.05.2003 №61-ФЗ (с изменениями на 10 июля 2007)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (с изменениями на 21 июля 2005)
  3. ФЗ РФ №183 от 18.07.1999 «Об экспортном контроле» (с изменениями от 18.07.2005 №90-ФЗ)
  4. ФЗ РФ №4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 02.11.2004 №127-ФЗ)
  5. Постановление правительства от 30.06.1998 №681 (в ред. от 17.11.2004)
  6. Постановление правительства РФ от 11.10.1997г. №1298 «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»
  7. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» (с изменениями от 5 сентября 1978 г., 6 декабря 1979 г.) // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986. –М., 2000.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.02 № 5 "О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 5, 2002
  9. Единая конвенция о наркотических средствах (Нью Йорк 30 марта 1961г.) (с изменениями от 25 марта 1972)
  10. ПККН МЗ РФ: Протокол от 10.07.2001 №3/81-2001
  11. Абдурахманов З.М. Отграничение состава преступления уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды // Российский следователь. 2002. №4.
  12. Арендаренко А.В., Батюкова В.Е. Комментарий к уголовному кодексу РФ (постатейный). –М., 2006. –С. 494-495.
  13. Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда. –  СПб., 2002. –С. 116.
  14. Вакуленко А.В. «О понятии «Контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве./ Закон и право. 2006.  №9. С.51
  15. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности.. – М., 1998. С. 274.
  16. Диканова Т. Борьба с таможенными преступлениями // Законность. 2007. №4.
  17. Качкина Г.П. Специфика расследования дел о контрабанде //Таможенная политика на Дальнем Востоке. 1998. №2.
  18. Коземаслов Д.В. Ответственность за контрабанду, совершенную под котролем таможенных органов // Российский юридический журнал. 2002. №4.
  19. Кравцов Р.В. Проблема определения момента окончания контрабанды // Сибирский юридический Вестник. 2006. №2.
  20. Кузнецов А.П. Уголовно-правовая квалификация контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения // Следователь. 2001. №6.
  21. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М., 2005. – С.508.
  22. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. –М., 1997. – С. 31.
  23. Никулин С.И. Комментарий к УК РФ. – М., 1996. – С. 123.
  24. Потяева А.М. Контрабанда и борьба с ней. – М., 2000. –С. 145.
  25. Словарь иностранных слов. – М, 1987. – С. 734.
  26. Сучков Ю.И. Калининградские проблемы квалификации контрабанды // Российская юстиция. 1996. №9.
  27. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 1999. – С. 211.
  28. Трусов К.Ю. Статья 188 УК нуждается в корректировке // Законность. 2005. № 5.

Информация о работе Проблемы уголовной ответственности за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела