Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:41, реферат
Эпоха Средневековья длилась 1200 лет, на протяжении которых в Европе сложился феодальный строй, господствовало крупное феодальное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города, освободившиеся из-под власти феодалов и ставшие сосредоточением ремесел и торговли.
Введение 3
Человек в Эпоху позднего Средневековья 4
Расцвет Возрождения 7
Человек как индивидуальность в эпоху Возрождения 10
Заключение 13
6. Список использованной литературы 15
Институт журналистики и литературного
творчества
Заочное отделение
Дисциплина: ВСЕМИРНАЯ
ИСТОРИЯ
Тема: Позднее
Средневековье в Европе:
начало Возрождения
в умах европейцев.
Выполнила студентка II курса Корнева Т.Е.
Содержание:
6.
Список использованной литературы
1. Эпоха Средневековья длилась 1200 лет, на протяжении которых в Европе сложился феодальный строй, господствовало крупное феодальное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города, освободившиеся из-под власти феодалов и ставшие сосредоточением ремесел и торговли.
В XI-XV вв. вместо феодальной раздробленности в Европе, происходит процесс формирования централизованных государств – Англии, Франции, Португалии, Испании, Голландии и др. Где возникают органы государственного управления – кортесы (Испания), парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция).
Усиление централизованной
власти способствовало более успешному
развитию хозяйства, науки, культуры, появлению
новой формы организации
В эпоху Средневековья началось формирование западноевропейской цивилизации, развивающейся с большим динамизмом, чем все прежние цивилизации, что обусловливалось рядом исторических факторов (наследием римской материальной и духовной культуры, существованием на территории Европы империй Карла Великого и Оттона I, объединивших многие племена и страны, воздействием христианства как единой для всех религии, ролью корпоративности, пронизывающей все сферы общественного устройства).
В
период позднего Средневековья оформляется
важнейшая идея Запада: активное отношение
к жизни, стремление познавать окружающий
мир и убежденность в том, что
он может быть познан с помощью разума,
желание преобразовывать мир в интересах
человека.
2. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было, то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловеческой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев. Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. Средневековый человек, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии. Уровень же образования прихожан был минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако и их образованность, и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока.
Массовая средневековая культура — это культура бескнижная. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Вместе с тем значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы — все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой, художественной культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смыслы, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.
Период Средневековья (XIV – нач. XVII вв.) был отмечен началом кризиса феодальных отношений и зарождением капиталистических. Эти переходные условия потребовали от европейцев значительных изменений во взглядах. Это не случайно, т.к. новые отношения базируются на частичной инициативе и предприимчивости людей. Но религиозный аскетизм не признает этого. Традиционные религиозные взгляды приходят в противоречие с капиталистическими отношениями. Необходимо произвести переосмысление этих отношений.
Капиталистические отношения – это производство и торговля. Нужно обладать достоверными представлениями о жизни и о природе. Средневековая культура опиралась на мифологию, символические представления, т.е. сама историческая действительность, требует пересмотра взглядов. Стремление выработать новое мировоззрение становится массовым и приобретает форму идейного и культурного движения – деятельность самых разных людей. Она не координируется, а приобретает единство в силу того, что разные люди в личной деятельности руководствуются целью, которую определяет время. Это и есть Возрождение. В Италии оно началось в XIV в. и протекает 3 века. В других странах – в XVI в.
Это
идейное культурное движение стало
откликаться на эпоху феодализма и отправляться
в Западную Европу. Но во всех западноевропейских
странах развитие проходило асинхронно.
Началось это культурное развитие в Италии.
Этот период нового движения совпадает
с эпохой Позднего Средневековья. В других
странах это движение возникло и развилось
на протяжении XVI в. Это идейное культурное
движение в XVI в., когда оно станет общеевропейским
и получит название "Возрождения"
(Ренессанс).
3. В позднее Средневековье в Европе складывается новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Теперь в центр мира ставилась конкретная личность, а не церковь. Гуманисты резко противостояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необходимость полного подчинения души и разума религии. Человек все более интересуется окружающим миром, радуется ему и пытается его усовершенствовать. В этот период более отчетливо проявляется неравенство в уровнях экономического и политического развития отдельных стран. Более быстрыми темпами развиваются Нидерланды, Англия и Франция. Отстают Испания, Португалия, Италия, Германия. Однако важнейшие процессы в развитии стран Европы по-прежнему носят общий для всех стран характер, и тенденции к единству усиливаются. В едином русле развивается и европейская наука, столь сильно повлиявшая не только на европейскую цивилизацию, но и на все человечество. Наличие Возрождения – одна из характеристик эпохи Позднего Средневековья. Потому эпоха Возрождения – тот исторический период, когда в той или иной стране развивалось культурное Возрождение.
Эпоха Возрождения – особая
культурная эпоха, которая
В XVI-XVII вв. в развитии естествознания происходят существенные сдвиги, связанные с общим культурным прогрессом общества, развитием человеческого сознания и ростом материального производства. Этому в громадной степени способствовали Великие географические открытия, давшие массу новых фактов по географии, геологии, ботанике, зоологии, астрономии. Основной прогресс в области естественных наук в этот период шел по линии обобщения и осмысления накопленной информации. Так, немец Агрикола (1494-1555) собрал и систематизировал сведения о рудах и минералах и описал технику горнорудного дела. Швейцарец Конрад Геснер (1516-1565) составил фундаментальный труд «История животных». Появились первые в европейской истории многотомные классификации растений, в Европе были заложены первые ботанические сады. Знаменитый швейцарский врач Ф.А. Парацельс (1493-1541), основоположник гомеопатии, изучал природу человеческого организма, причины болезней, методы их лечения. Весалий (1514-1564), родившийся в Брюсселе, учившийся во Франции и Италии, автор труда «О строении человеческого тела», заложил основы современной анатомии, и уже в XVII в. идеи Весалия были признаны во всех европейских странах. Английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл кровообращение у человека. Большую роль в развитии методов естествознания сыграл англичанин Френсис Бэкон (1564-1626), утверждавший, что истинное знание должно основываться на опыте.
В области физики можно назвать целый ряд великих имен. Это Леонардо да Винчи (1452-1519). Гениальный ученый, он составил технические проекты, намного опередившие его время чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины. Итальянец Эванджелиста Торричелли (1608-1647) занимался вопросами гидродинамики, изучал атмосферное давление, создал ртутный барометр. Французский ученый Блез Паскаль (1623-1662) открыл закон о передаче давления в жидкостях и газах.
Крупный вклад в развитие физики внес итальянец Галилео Галилей (1564-1642), активно изучавший кинематику, динамику, сопротивление материалов, акустику, гидростатику. Однако еще большую известность он получил как астроном; он впервые сконструировал телескоп и впервые в истории человечества увидел громадное количество звезд, невидимых для невооруженного глаза, горы на поверхности Луны, пятна на Солнце. Его предшественником был польский ученый Николай Коперник (1473-1543), автор знаменитого труда «Об обращении небесных сфер», в котором он доказывал, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Взгляды Коперника были развиты немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), которому удалось сформулировать законы движения планет. Идеи эти разделял и Джордано Бруно (1548-1600), утверждавший, что мир бесконечен и что Солнце является лишь одной из бесконечного числа звезд, которые, как и Солнце, имеют планеты, подобные Земле.
Информация о работе Позднее Средневековье в Европе: начало Возрождения в умах европейцев