Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:41, реферат
Эпоха Средневековья длилась 1200 лет, на протяжении которых в Европе сложился феодальный строй, господствовало крупное феодальное землевладение и мелкое крестьянское землепользование, широкое развитие получили города, освободившиеся из-под власти феодалов и ставшие сосредоточением ремесел и торговли.
Введение 3
Человек в Эпоху позднего Средневековья 4
Расцвет Возрождения 7
Человек как индивидуальность в эпоху Возрождения 10
Заключение 13
6. Список использованной литературы 15
Быстро развивается математика. Итальянец Джероламо Кapдано (1501-1576) находит способ решения уравнений третьей степени. Изобретены и в 1614 г. опубликованы первые таблицы логарифмов. К середине XVII в. во всеобщее употребление входят специальные знаки для записи алгебраических действий знаки – сложения, возведения в степень, извлечения корня, равенства, скобок и др. Знаменитый французский математик Франсуа Виет (1540-1603) предложил использовать буквенные обозначения не только для неизвестных, но и известных величин, что дало возможность ставить и решать алгебраические задачи в общей форме. Математическая символика была совершенствована Рене Декартом (1596-1650), создавшим аналитическую геометрию. Француз Пьер Ферма (1601-1665) успешно разрабатывал проблему исчисления бесконечно малых величин.
Национальные достижения быстро становились достоянием всей европейской научной мысли. К концу позднего Средневековья в Европе заметно меняется организация науки и научных исследований. Создаются кружки ученых, совместно обсуждающих опыты, методику, задачи, результаты. На базе научных кружков в середине XVII в. образуются национальные академии наук – первые из них возникли в Англии и Франции.
4. Возрождение было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом и, в конце концов, люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья. Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философском, эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличающийся, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа. В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего, сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный имели различия. Античный гуманизм коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным. Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.
5. Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
В целом в эпоху Возрождения происходит
грандиозный переворот в мироощущении
людей. Не случайно, что произошел этот
переворот на Итальянской земле после
того, как Италия вступила на новый путь
в своем экономическом и социальном развитии.
Формирование нового взгляда на Человека
и Культуру происходило под воздействием
социальных и экономических преобразований.
Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась»
по большинству стран Европы, оставляя
за собой культурные памятники, по сей
день признанные гениальными. Новая эпоха
вызвала к жизни новые представления о
сущности общества, о природе человека.
Один из главных моментов нового взгляда
на общества как суммы независимых друг
от друга.
Список использованной литературы:
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. — 350 с.
2. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. – 396 с.
3. Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. - М.: Наука, 1992. – 232 с.
4. Радугин А.А. Культурология : учебное пособие. М.: Центр, 2001. – 304 с.
5. Всемирная история в 24 томах. Том 10. Возрождение и Реформация. М.: АСТ, Харвест, 2001. – 480 с.
6. Агибалова
Е. В Донской Г. М. История средних веков.
М.: Просвещение, 1985. – 573 c.
Информация о работе Позднее Средневековье в Европе: начало Возрождения в умах европейцев