Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:30, доклад
Средневековье – загадочная эпоха. Иногда Средние века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас во тьме. Даже определить точно время, когда начинается эта эпоха и когда заканчивается, очень трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти.
Введение
1. Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика
1.1 Патристика
1.2 Схоластика
2. Реалисты и номиналисты
3. Проблемы души и тела
4. Философия Ф. Аквинского
Заключение
Доклад
по философии
«Средневековая
европейская философия»
г. Алматы 2010
Содержание
Введение
1. Основные черты
философии Средних веков:
1.1 Патристика
1.2 Схоластика
2. Реалисты и номиналисты
3. Проблемы души и тела
4. Философия Ф. Аквинского
Заключение
Введение
Средневековье –
загадочная эпоха. Иногда Средние века
называют «тёмными», как бы скрытыми
от нас во тьме. Даже определить точно
время, когда начинается эта эпоха
и когда заканчивается, очень
трудно. Обычно историки называют началом
Средневековья V век, а концом XVI век.
Роль церкви в жизни западноевропейского
средневекового общества, которое многие
историки называют христианским обществом
или христианским миром, была всеобъемлющей:
религия и церковь заполняли
всю жизнь человека феодальной эпохи
от рождения до смерти. Церковь претендовала
на то, чтобы управлять обществом,
и выполняла множество функций,
которые позднее стали
Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества.
Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются «купить» ее расположение и содействие. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог).
В этот период философия
развивается в рамках теологии, выполняя
скорее вспомогательную функцию, поэтому
большинство авторов называют ее
служанкой богословия. Богословские
сочинения нацелены на рациональное
обоснования догматов христианской
веры, и философия играет роль методологической
основы, не претендуя на отыскание
истины, которая трактуется как откровение.
Центральными проблемами средневековой
философии можно назвать
1. Основные черты
философии Средних веков:
Патристика
Духовное наследие отцов церкви получило название ПАТРИСТИКА (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:
1) положили конец античной философии;
2) положили начало средневековой философии.
Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.
Сами представители
патристики были не философами, а теологами.
Содержание философии (богословия) они
вычитывали в текстах писания, брали
из трактатов своих
На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее.
Общее понятие «отцы церкви». А кто же формировал идеологию патристики. Но перечислить всех нельзя, поэтому остановимся на Блаженном Августине.
Епископ Августин (354
- 430) изложил более или менее
полную систему христианского
Схоластика
Название происходит от греческого «схолазо» - обучаю. В истории всей философской мысли Средних веков вся эпоха обозначалась схоластикой. Эта доктрина развивалась не только в рамках церкви, но и под ее диктатом. Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». А так как писание вообще противоречиво, то схоласты объясняли ее речами какого-либо святого или отца церкви: «Это есть истина, потому что отец такой-то понимал ее так». А о том, что этот отец мог ошибиться, речь не шла.
Схоласты стали
отдаляться от жизни - замыкаться в
четырех стенах от подлинных интересов
и яро обсуждать такие
Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов, кстати, причисленный к лику святых, доказывал: «Невежество - настоящая мать христианского благочестия».
В период расцвета схоластики сначала наравне с церковью стоял свет. Церковь, как было видно из предыдущего примера, перестала быть абсолютным носителем образования. В этих условиях родилось свободомыслие. Эта идеология создала «теорию двух истин». Она перенесла проблему соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии. Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие.
От окончательного
падения в сердцах людей
Реалисты и номиналисты
Для средневековой философии характерны 2 течения: реалисты и номиналисты. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способен постигать общее.
Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма от латинского слова «nomen» - имя. Согласно этому учению общие понятия - только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей. Например, понятие «человек» получается откладыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных, у него одна голова, две ноги и прочее.
Изучив основные
положения философии Средних
веков, стоит повторить, что средневековая
философия в целом
Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. На этом особенно настаивал философ Росцелин. Иоанн Росцелин (1050-1120 гг.), французский философ и богослов, главный представитель раннесхоластического номинализма. За что и не был любим в определенных кругах. Вдохновитель крестовых походов Бернард Клерводсский, по совместительству доносчик и святой, говорил так: «Когда Абеляр говорит о Святой Троице, от него пахнет еретиком Арием, когда о благодати - еретиком Пелагеем». Он доказывал, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса. Реально только единичное, а общее - лишь иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами сплошь и рядом выводили отношения за рамки теологии. Постепенно стали обсуждать философские проблемы, что вызвало недовольство церковной верхушки.
Особенно досталось одаренному схоластику Пьеру Абеляру. Он еще юношей вступил в споры реалистов и номиналистов и поразил всех знаниями и логикой. В своих речах он неоднократно прошелся по церковникам.
Абеляр написал
сочинение «Да и нет», в котором
собрал противоречивые высказывания Писания
и отцов церкви. Он доказал, ссылаясь
на авторитетные церковные источники,
что на один и тот же вопрос можно
дать несколько ответов «да» и
«нет». Но за крамольные мысли был
изгнан и умер в забытом Богом
монастыре.
Проблемы души и тела
Согласно христианству Сын Божий воплотился в человека, чтобы своей смертью открыть людям дорогу в рай и искупить человеческие грехи.
Идея боговоплощения противоречила не только языческой культуре, но и другим монотеистическим религиям - иудаизму и исламу. До христианства господствовало представление о несовместимости двух начал - божественного и человеческого потому, что невозможно было представить их единение. Конечно, невозможно представить вселение божественной души в бренное тело. Но недаром говорят, что понять религию нельзя - необходима слепая вера. Первым из философов, пытавшихся привести в систему христианские догматы, был Ориген (III век). Он считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру. Душа же составляет собственное «я» и является началом свободы, а воля - это перепутье, выбор между добром и злом. Душа должна повиноваться духу, а тело - душе.