Европейская средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:45, доклад

Краткое описание

Философия средневековья– теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры:
Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога;
Креационизм : творение мира из ничто;
Идея личности;

Файлы: 1 файл

Европейская средневековая философия.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Европейская средневековая  философия: ее особенности, этапы исторического  развития и основные проблемы

Философия средневековья– теоцентрична (основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой христианской культуры:

  1. Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога;
  2. Креационизм : творение мира из ничто;
  3. Идея личности;
  4. Идея первородного греха;
  5. Идея спасения через веру;
  6. Понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса;
  7. Утверждение уникальности истории и жизни. 
     
    Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия , которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия , прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). 
     
    Этапы развития средневековой философии:
  8. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви - Августин
  9. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр)
  10. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

 
Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм. 
 
Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога. 
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

В патристике выделяется три  этапа:  
 
 
 
 
 

  1. Апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного самознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.
  2. Классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение;
  3. Заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.

 
 
Патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Видный апологет (защитник) христианства - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - существует непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и человеческой мудростью. Не создав философских систем апологеты однако наметили круг вопросов, которые стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о природе человека и его целях). 
 
Схоластика. Главное направление в развитии ф. среднев. Она преподавалась в школах и университетах.  
3 периода:

  1. Ранняя схоластика(9-12в)
  2. Период зрелости(13в)
  3. Упадок (14-15в)

 
Центральный вопрос - о отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. 
 
Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор об универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса.

  1. Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в человеческом разуме как результат абстракции. - умеренный реализм ( существует и крайний реализм - общее существует только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - существуют только единственные вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждения относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по которым бог творит вещи.
  2. Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена.(Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

 
 
Главные представители схоластики - Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. 
 
Альберт Больштедский 13в. Отношение между верой и разумом - некоторые догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. 
 
Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественно-научного и философского знания.

 

 

В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась причина экономическая, так как это было время бурного  развития ремесел, возникновения и  укрепления городов (недаром Возрождение  начинается именно в Италии, где  существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической  точки зрения). Экономически свободные  люди для оправдания и обоснования  своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое  давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.  
Очевидно, что кроме чисто экономических причин, которые, несомненно, действительно существовали, были и другие причины, иначе сложно будет объяснить, почему Ренессанс возникает именно в Западной, а не в Восточной Европе, именно среди западного, а не восточного христианского вероисповедания.  
Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.  
С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей стерени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.

Хронологическая периодизация

[править] Ранняя классика (Архаика)

  • VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители:
    • Гомер
    • Гесиод
    • Орфей
    • Лин
    • Мусей
    • Эпименид
    • Ферекид
    • Акусилай
  • VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:
    • Милетская школа
      • Фалес
      • Анаксимандр
      • Анаксимен
    • Пифагорейцы
      • Пифагор
      • Алкмеон Кротонский
      • Архит
      • Тимей Локрский
      • Филолай
    • Элеаты
      • Ксенофан
      • Парменид
      • Зенон Элейский
      • Мелисс
    • Школа Гераклита
      • Гераклит
      • Кратил
    • Школа Анаксагора
      • Анаксагор
      • Архелай
      • Метродор Лампсакский
    • Атомисты
      • Демокрит
      • Левкипп
      • Метродор Хиосский
    • Вне школ
      • Эмпедокл
      • Диоген Аполлонийский
    • Софисты
      • Старшие софисты
        • Горгий
        • Протагор
        • Антифонт
        • Продик
        • Гиппий
        • Ксениад
      • Младшие софисты
        • Фрасимах
        • Калликл
        • Критий
        • Ликофрон
        • Алкидам

[править] Классика

  • V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители:
    • Сократ
    • Платоники
      • Платон
      • Спевсипп
      • Ксенократ
      • Полемон
      • Крантор
      • Кратет Афинский
      • Клеарх
    • Мегарская школа
      • Евклид из Мегары
      • Стильпон
      • Диодор Крон
      • Евбулид
      • Клиномах
    • Киники
      • Антисфен
      • Диоген Синопский
    • Киренаики
      • Аристипп
      • Арета Киренская
      • Аристипп, сын Ареты
      • Феодор-Атеист
      • Гегесий
      • Аникерит
      • Эвгемер
    • Элидо-Эретрийская школа
      • Федон из Элиды
      • Плистен из Элиды
      • Менедем
    • Другие сократики
      • Главкон из Афин
      • Кебет
      • Критон
      • Симмий
      • Симон-кожевник
      • Эсхин
  • IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители:
    • Аристотель
    • Теофраст
    • Эвдем Родосский
    • Стратон
    • Аристоксен
    • Дикеарх
    • Клеарх

Информация о работе Европейская средневековая философия