Европейская средневековая
философия: ее особенности, этапы исторического
развития и основные проблемы
Философия средневековья–
теоцентрична (основная проблема–проблема
христианского бога). Христианство появилось
примерно в середине 1 века и стимулировало
развитие С.Ф. Фундаментальные идеи средневековой
христианской культуры:
- Монотеизм: абсолютная трансцендентность и уникальность единого Бога;
- Креационизм : творение мира из ничто;
- Идея личности;
- Идея первородного греха;
- Идея спасения через веру;
- Понимание любви как благодати, в отличие от греческого эроса;
- Утверждение уникальности истории и жизни.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия , которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия , прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего». В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Этапы развития средневековой философии:
- Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви - Августин
- Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр)
- Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
Основные направления
средневековой мысли: реализм, концептуализм,
номинализм.
Основные проблемы
средневековой философии: соотношение
веры и разума, благодати и природы, свободы
воли, проблема универсалий и доказательства
бытия Бога.
Патристика - совокупность теолого-философских
взглядов "отцов церкви", которые
взялись за обоснование христианства,
опираясь на античную философию и прежде
всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три
этапа:
- Апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного самознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.
- Классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение;
- Заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Патристика - сочинения отцов церкви,
заложивших основы философии христианства.
Видный апологет (защитник) христианства
- Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - существует
непримиримое разногласие между религией,
божественным откровением, священным
писанием и человеческой мудростью. Не
создав философских систем апологеты
однако наметили круг вопросов, которые
стали основными для хр. ф. (о боге, о творении
мира, о природе человека и его целях).
Схоластика. Главное
направление в развитии ф. среднев. Она
преподавалась в школах и университетах.
3 периода:
- Ранняя схоластика(9-12в)
- Период зрелости(13в)
- Упадок (14-15в)
Центральный вопрос - о отношении знания
к вере. Считалось, что истина уже дана
в библейских текстах и необходимо правильно
истолковать их. Т.к. библейские тексты
отличались иносказательным характером,
то для их толкования требовалась изощренная
логика.
Одним из важных философских вопросов,
был вопрос об отношении общего к единичному.
Спор по этому поводу известен как спор
об универсалиях, т.е о природе общих родов
и понятий. Существует 2 основных решения
этого вопроса.
- Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в человеческом разуме как результат абстракции. - умеренный реализм ( существует и крайний реализм - общее существует только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - существуют только единственные вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждения относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по которым бог творит вещи.
- Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена.(Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.
Главные представители схоластики
- Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.
Альберт Больштедский 13в. Отношение между
верой и разумом - некоторые догматы непостижимы
для разума, например о 3 лицах бога.
Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный
вклад в дальнейшее развитие гносеологии,
разработав и уточнив все логически возможные
варианты соотношения рационального,
эмпирического и априорного, соотношения,
которое станет впоследствии уже не только
предметом схоластических споров, но фундаментом
для формирования основ естественно-научного
и философского знания.
В советской литературе основной
причиной возникновения Ренессанса
считалась причина экономическая,
так как это было время бурного
развития ремесел, возникновения и
укрепления городов (недаром Возрождение
начинается именно в Италии, где
существовали такие города-полисы,
как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция,
наиболее развитые с экономической
точки зрения). Экономически свободные
люди для оправдания и обоснования
своей деятельности требовали нового
мировоззрения, отличного от того, какое
давали оторванные от жизненной практики
схоластические построения томистов и
поздних номиналистов или аскетические
трактаты католических священнослужителей,
монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась
другая, более деятельная и ориентированная
на земные цели философия, каковая и не
замедлила появиться.
Очевидно, что кроме чисто экономических
причин, которые, несомненно, действительно
существовали, были и другие причины, иначе
сложно будет объяснить, почему Ренессанс
возникает именно в Западной, а не в Восточной
Европе, именно среди западного, а не восточного
христианского вероисповедания.
Можно предположить, что не последнюю
роль в возникновении Возрождения играет
та специфическая форма христианства,
которая бытовала в Западной Европе. Не
случайно именно Италия послужила центром
первоначального Возрождения. Во-первых,
чисто внешняя сторона католической жизни
служила немалым толчком для возникновения
свободомыслия ренессансных философов.
Знаменитое Авиньонское пленение пап,
появление разного рода антипап (когда
папы спорили за власть и этот спор происходил
с нарушением не только норм христианской
морали, но и границ дозволенного юриспруденцией)
порождали в умах людей сомнения в справедливости
существовавших нравственных устоев и
даже уход в свободомыслие и отрицание
католических и вообще христианских идеалов.
С другой стороны, и само католическое
миросозерцание во многом способствовало
отходу от схоластической философии. Именно
в католицизме, как известно, философия
развивалась в большей стерени, чем в византийском
или российском православии. Поэтому миросозерцание
западного католического человека было
более рассудочным, более направленным
на решение онтологических и особенно
гносеологических вопросов. При таком
подходе часто понятие Бога отделялось
от человека и Бог становился не центром
мира, не смыслом и целью жизни, а объектом
чисто теоретического познания, допускавшим
разного рода сомнения. И такие сомнения
не замедлили появиться; позднее они перешли
в огульное отрицание Бога. Само схоластическое
мировоззрение, таким образом, как бы подготовило
то явление, которое мы называем Возрождением.
Хронологическая
периодизация
[править] Ранняя
классика (Архаика)
- VIII—VII
вв. до н. э. — предфилософская традиция.
Не являясь по сути философией, предфилософская
традиция заложила основы философского
познания в дальнейшем. Особняком среди
раннеклассической философии находятся софисты.
Представители:
- Гомер
- Гесиод
- Орфей
- Лин
- Мусей
- Эпименид
- Ферекид
- Акусилай
- VII—V
вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая
натурфилософия. Первые греческие натурфилософы
не касались или почти не касались вопросов
этики и эстетики, уделяя внимание в первую
очередь космогонии и космологии и заложив
основу для последующего развития точных
наук. Основные школы:
- Милетская
школа
- Фалес
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Пифагорейцы
- Пифагор
- Алкмеон Кротонский
- Архит
- Тимей Локрский
- Филолай
- Элеаты
- Ксенофан
- Парменид
- Зенон Элейский
- Мелисс
- Школа Гераклита
- Школа Анаксагора
- Анаксагор
- Архелай
- Метродор Лампсакский
- Атомисты
- Демокрит
- Левкипп
- Метродор Хиосский
- Вне школ
- Эмпедокл
- Диоген Аполлонийский
- Софисты
- Старшие
софисты
- Горгий
- Протагор
- Антифонт
- Продик
- Гиппий
- Ксениад
- Младшие
софисты
- Фрасимах
- Калликл
- Критий
- Ликофрон
- Алкидам
[править] Классика
- V—IV
вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая
греческая философия традиционно начинается
с имени Сократа,
который первым обратился от натурфилософских
вопросов к проблемам добра и зла, этики
поведения человека. Ученики Сократа породили
ряд «сократических» школ, крупнейшими
из которых стали платоники
и киники.
Представители:
- Сократ
- Платоники
- Платон
- Спевсипп
- Ксенократ
- Полемон
- Крантор
- Кратет Афинский
- Клеарх
- Мегарская школа
- Евклид
из Мегары
- Стильпон
- Диодор Крон
- Евбулид
- Клиномах
- Киники
- Антисфен
- Диоген Синопский
- Киренаики
- Аристипп
- Арета Киренская
- Аристипп,
сын Ареты
- Феодор-Атеист
- Гегесий
- Аникерит
- Эвгемер
- Элидо-Эретрийская
школа
- Федон из
Элиды
- Плистен из
Элиды
- Менедем
- Другие сократики
- Главкон из
Афин
- Кебет
- Критон
- Симмий
- Симон-кожевник
- Эсхин
- IV—III
вв. до н. э. — Аристотель
и перипатетики.
Деятельность Аристотеля и крупнейших
представителей его школы — перипатетиков —
логически завершила и подытожила достижения
классики. Представители:
- Аристотель
- Теофраст
- Эвдем Родосский
- Стратон
- Аристоксен
- Дикеарх
- Клеарх