Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:00, реферат
Культурные и научные взгляды Леонардо, Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Философия
эпохи Возрождения в Западной Европе.
Наука для
Леонардо необходимо сопряжена с философией,
о чем свидетельствуют его суждения
в указанной книге. Он сосредоточен на
природе, находя в ней не только тайны
бытия, но и источник своего творческого
вдохновения. Природа открывает нам свои
тайны в опыте, "опыт - отец всякой достоверности",
ибо ,"все
наше познание начинается с ощущений";
"опыт никогда не ошибается,
ошибаются ваши суждения", - утверждает
Леонардо. Что же касается мудрости,
то она есть "дочь опыта".
Неверно было бы
на основе этих и других мыслей делать
вывод о том, что Леонардо односторонен
в
своей приверженности эмпирическому началу,
так как его суждения о математике, о
науке опровергают такое утверждение.
В самом деле, как считает Леонардо,
"ни одно человеческое исследование
не может назваться истинной наукой,
если оно не прошло через математическое
доказательства"; "никакой
достоверности нет в науках, и в том, что
не имеет связи с математикой".
Далее следует
рассуждает о связи науки с практикой;
ее Леонардо рассматривает как
обязательное условие познания. "Влюбленные
в практику без науки - словно
кормчий, ступающий на корабль без руля
или компаса; он никогда не уверен куда
плывет". "Наука - полководец, а практика
- солдаты", - так
подытоживает свои мысли Леонардо. И далее
он наставительно отмечает:
"Когда будешь излагать науку о движении
воды, не забудь под каждым
положением приводить его практическое
применение, чтобы твоя наука не была
бесполезна". Позже английский философ
Ф. Бэкон будет отстаивать эту мысль,
подчеркивая ценность науки в ее практически-прикладном
значении.
Сам Леонардо
стремился сделать знания основой того,
что сегодня называют техникой и
технологией. В его рукописях найдены
чертежи и рисунки многих проектов,
определивших свое время на века. Это проекты
прялки, машины для обработки
сукна, машины для кручения ниток, приспособления
для выгрузки грунта при
гидротехнических работах, а также землеройной
машины, подводной лодки, летающих
крыльев (прообраз самолета) и др. Все они
не могли быть реализованы при жизни
Леонардо, так как ни теоретически, ни
технологически они не могли были
обоснованы: тогда еще не было двигателя,
не было нужных материалов и тем более
специалистов; кроме того, мало кто из
влиятельных людей вследствие своей
ограниченности мог заинтересоваться
ими и увидеть их практическую пользу.
В
этом, несомненно, заключается драма гения
Леонардо; он принадлежит больше
потомкам, чем современникам.
Говоря о
практике, Леонардо считал, видимо, ее
разновидностью искусства живописи,
мастерством которого он был по общему
признанию. "Всегда практика должна
быть воздвигнута на хорошей теории, вождь
и врата которой - перспектива, без
нее ничего хорошего не делается ни в одном
роде живописи", читаем мы у
него. Живопись Леонардо - это философия,
поскольку за ней стоят его
мировозренческие и познавательные принципы,
его отношение к природе, само его
видение живописи как возможности наиболее
наглядно представить научные
принципы.
Известна его
"Книга с живописи", где описана техника
его рисунка и художественного
творчества. Леонардо скрупулезно изучал
анатомию тела, делал подробнейшие
зарисовки и, опираясь на знания такого
рода, находил наиболее точные и
ограниченные линии рисунка. Он и здесь
использовал математику: мысленно
расчленял тело на части, находил геометрические
аналоги и таким образом в итоге
достигал точности изображения. Позже
его последователи стали художники Альберти
и Дюрер.
И вместе с тем,
живопись у Леонардо стоит выше философии,
поскольку она представлена на
поверхности (на плоскости), философия
же проникает внутрь вещей и форм,
созданных природой. С точки зрения Леонардо
созерцание непосредственно всегда
выше, чем любые рациональные построения,
поэтому живописное произведение
является высшей реальностью, за которой
ничего уже не стоит. Развивая эту
мысль, Леонардо видел преимущества живописи
и перед поэзией; оно, по его
мнению, состоит в гармонии. Живопись,
подобно музыке, может охватить предмет
целиком, тогда как поэзия должна переходить
от одной его части к другой и
совершенно лишена возможности дать наслаждение
единовременного гармонического
существования частей. В заключение отметим,
что наиболее совершенными считаются
картины Леонардо "Мадонна в гроте",
"Тайная вечеря",
знаменитая своей улыбкой "Мона Лиза"
и др.
Леонардо, таким
образом, приближал искусство к науке;
в его основе он видел природу, опыт,
математику. Художник как бы сливался
с природой, и в этом был смысл творчества.
Иную эстетическую позицию занимал Микельанджело
(1475 - 1564 гг.); он,
напротив, стремился приблизить искусство
к философии. В основе искусства, по
его мнению, лежит нравственное чувство,
духовность человека, связующая его с
Творцом. Это видно в его знаменитых скульптурах
"Давид",
"Восставший раб", "Пьетта" и
др., полных внутренних
экспрессии и совершенства. Идее слияния
искусства с природой Микельанджело
противопоставил идею возвышения искусства
над природой. В этой связи характерно
его утверждение о том, что скульптура
лучше живописи, так как она состоит в
преодолении материи: скульптор отсекает
"линию" материю, по мере того
как из-под его рук вырисовываются контуры
будущей статуи.
Что же касается
третьего титана искусства Возрождения,
а именно Рафаэля (1483-152 гг.), то он
занимает промежуточную позицию. Его эстетическое
кредо состоит в том, что
художник должен изучать творения ему
в процессе общения с природой; чувства
нас
обманывают, но разум их поправляет, говорил
он.
Таким образом,
эпоха Возрождения дала основные эстетические
принципы искусства, главным
образом живописи, скульптуры и архитектуры,
они были гениально воплощены в
произведениях великих мастеров и послужили
отправными точками для последующих
поколений художников.
Яркими
представителями эпохи Возрождения были
также ученые и философы Николай
Кузанский и Джордано Бруно.
Николай
Кузанский (1401-1464 гг.), на идеи которого
опирался Леонардо да Винчи, родился
в местечке Куза Трирской епархии в Германии.
Еще в детстве у него обнаружились
незаурядные способности, он получил блестящее
образование в университете Падуй
в Италии. Эта страна была одним из центров
гуманизма и естествознания. Здесь
будущий мыслитель имел возможность общаться
с известными учеными; один из них -
Паоло Тосканелли, впоследствии знаменитый
математик, физик, географ, первый
наблюдатель - астроном в Европе; ему Кузанец
был обязан своими познаниями в
науках. Известно также, что он был близко
знаком с гуманистами Лоренцо Валлой и
Амброждо Траверсари. Благодаря содействию
последнего он поступил в папскую
курию и принимал участие в папском посольстве
для переговоров с греками по
поводу объединения западной и восточной
церквей. Николай знал греческий,
арабский и древнееврейский языки, что
открывало ему доступ к философии Востока
средних веков. Позже Николай стал видным
деятелем католической церкви - он
получил звание кардинала; в этом качестве
он поддерживал власть папства, но
проявил себя как честный и принципиальный
человек с высокими моральными
устоями.
Николай
Кузанский был одним из самых образованных
людей ХV ст.; он известен как
математик, как первый создатель географической
карты Европы, как реформатор
Юлианского календаря. Но особенно значительными
были его идеи в области
философии, тем более, что они были высказаны
в эпоху господства христианской
идеологии.
Кузанец был
сыном своего времени, он не раз оказывался
в сложном положении: как духовное
лицо он обязан был блюсти верность теологии,
он как ученый и философ высказывал
идеи, которые противоречили религии.
Возможно отсюда берет начало компромисс
духовного и материального в его произведениях,
следствием чего является его
общая позиция - пантеизм. Одна из самых
значительных работ Кузанца "Об
ученом незнании" содержит основную
для его учения о бытии (онтологии) идею:
о совпадении в едином абсолютного максимума
и абсолютного минимума.
Абсолютный
максимум - это Бог, лишенный человеческих
черт; это предельно общая философская
категория ("бытие-возмодность","сама-
это бесконечное, единое начало, больше
которого и вне которого ничего не
существует. Кузанец придерживается позиции
неоплатонизма; согласно ей
бесконечное начало не может быть ни постигнуто,
ни названо (отрицательная
теология).Такое утверждение в некотором
cмысле стояло в опозиции к схоластике.
Отрицательная теология своим учением
о бесконечном неперсонифицированном
абсолюте подрывала идею троичности Бога,
которая была церковной догмой;
согласно ей нет ни отца, ни сына, ни духа
святого, но есть только бесконечное.
Итак,
абсолютный максимум - это Бог, а что же
такое абсолютный минимум? "
Минимум - есть то, меньшего не может быть".
- поясняет Кузанец. Тогда
абсолютное бытие представляет как совпадение
максимума и минимума. "
Абсолютный максимум единственен, ибо
он - все, в нем есть все, ибо он - высший
предел. Так как ему ничего не противостоит,
то с ним в то же время совпадает
минимум, и максимум тем самым находится
во всем".
Совпадение
наибольшего с наименьшим - это бесконечная,
единственная, всеобъемлющая
сущность, которая всегда остается равной
самой себе. Это сущность без
количественных и качественных характеристик,
"чистая" сущность; ее
Кузанец называет "душой мира формой"
(это идея Аристотеля). Творец и
творение суть одно и тоже - в этом и состоит
пантеизм Кузанца.
Высшее начало
мыслится как более совершенное по сравнению
с природой, хотя оно не существует
вне ее, составляет как бы основу природы,
растворяясь в ней. В этих
рассуждениях природа как бы основу природы,
растворяясь в ней. В этих
рассуждениях природа представлена как
единое целое, как самодостаточное бытие,
- эту идею воспримет Джордано Бруно, а
позже (ХVII ст.) Б. Спиноза.
Николай
Кузанский преодолел типичный для средневековья
взгляд на мир как на собрание
изолированных вещей и увидел в мире взаимные
связи. Он высказал идею о связи
между растительным, животным и человеческим
мирами ("Сама растительная
жизнь в своей темноте скрывает в себе
духовную"). Эта идея встречалась и у
Аристотеля. Но у Кузанца при этом высказывается
мысль о присущих всему миру
противоречиях, которые связаны между
собой. Каждая вещь, говорит он, содержит
в
себе противоположные начала; в ходе их
взаимодействия берет верх одно из них,
и
оно определяет в дальнейшем качество
предмета. "Все вещи состоят из
противоположностей в различных степенях,
имеют то больше от этого, то меньше от
другого, выявляя свою природу из двух
контрастов путем преобладания одного
над
другим". Эти рассуждения близки к взглядам
Гераклита. Своим утверждениям
Кузанец обращает внимание на самое природу,
видит в ней более содержательную
сторону, чем это виделось теологам. Впоследствии
эта идея будет усвоена и
развита Гегелем.
Особый интерес
представляет космология Николая Кузанского,
это - наиболее радикальная часть
его мировоззрения. Здесь он намного опередил
современников, предвосхитив
открытие Н.Коперника. Он не был сторонником
гелиоцентризма, равно как и
геоцентризма ("Земля имеет не больше
центра, чем любая сфера"). И
Солнце, и Земля движутся, а Вселенная
не имеет центра - вот его вывод. Это
означало, что Вселенная бесконечна ("Мир
не имел начала во времени"),
и она везде одинакова (не имеет центра).
Коперник в своем открытии
"освоил" лишь часть этого утверждения:
он "остановил"
Солнце, сделав его центром, вокруг которого
обращаются Земля и другие планеты.
Но оба они разрушали догму о Земле как
центре Вселенной и тем самым расчищали
почву для восприятия последующих естествонаучных
и математических доказательств
бесконечности и движения Вселенной.
Наиболее же
последовательным в восприятии космологических
идей Кузанца оказался Джордано
Бруно (1548-1600 гг.), он точно и ясно заявил
о бесконечности Вселенной и об
отсутствии в ней какого-либо центра. Но
он опирался уже на расчеты и выводы
Коперника.
Джордано Бруно
родился в местечке Нола близ Неаполя
(отсюда приставка к его имени - Ноланец
);
еще юношей он стал монахом доминиканского
ордена, но личные контакты с умными и
начитанными людьми и богатая библиотека
доминиканского монастыря отвратили его
от богословских истин, от схоластики
и он бежал оттуда, скитался по городам
Италии, Франции, Англии. Это был высокообразованный
человек, он известен своими
работами "О причине, начале и едином",
"О бесконечности,
вселенной и мирах" и др. Своими суждениями
Бруно неоднократно вызывал
недовольство церковных властей и приверженцев;
как инакомыслящий он попал в поле
зрения папской инквизиции и она решила
расправиться с ним.
Бруно,
рассчитывал получить кафедру в Падуанском
университете (Италия), по приглашению
приехал туда из Лондона, но здесь по требованию
Римской инквизиции он был
арестован. В тюрьме философ подвергался
пыткам, где его склоняли "отречься
и раскаяться". Но он был непреклонен,
и тогда суд приговорил сжечь его на
костре. В 1600 г. на Поле Цветов в Риме состоялась
казнь. До потомков дошли
предсмертные слова Бруно, обращенные
к его судьям: "Быть может, вы с
большим страхом произносите этот приговор,
чем я его выслушаю". Бруно
прекрасно понимал значение своих взглядов
для развития антирелигиозных
тенденций в науке и философии, но он выступил
тогда, когда время для их
признания еще не пришло.
Наиболее революционными
были космологические идеи Д.Бруно. которые
инкриминировались ему папскими
инквизиторами, так как в корне опровергали
официальную доктрину о
мироустройстве.
Космология
Бруно основывается на учении о бесконечности
мира: "Вселенная есть
бесконечная субстанция, бесконечное
тело в бесконечном пространстве, то есть
пустой и в то же время наполненной бесконечности.
Поэтому вселенная одна, миры
же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают
конечной величиной, численность их
бесконечна". Вселенная вечна и неподвижна,
т.е. в том смысле, что ее
нельзя сдвинуть в пространстве, ибо сдвинуть
некуда, она везде и повсюду. Раз
это так, то ясно, что у Вселенной нет центра,
или можно сказать, что центр
Вселенной везде.
Единая
Вселенная, как считал Бруно, не сотворена,
она существовала вечно и не может
исчезнуть; в ней происходят непрерывные
изменения и движение, но сама она
неподвижна. Она едина во всех вещах, ее
наполняющих: "Вселенная и любая
часть ее едины в отношении субстанции",
и потому все бесконечное многообразие
качеств и свойств, форм и фигур, цветов
и сочетаний, есть внешний облик
"одной и той же субстанции, преходящее,
подвижное, изменяющее лицо
неподвижного, устойчивого и вечного бытия".
Единая Вселенная не может
иметь ничего противоположного себе, и
Богу нет места за ее пределами. Но
"сама природа ... есть нечто иное, как
Бог в вещах" , "Бог
движет все, он дает движение всему, что
движется". Бог есть субстанция,
универсальная в своем бытии, "субстанция,
благодаря которой существует, он
есть сущность - источник всякой сущности,
от которой все обретает бытие ... Он
- глубочайшая основа всякой природы".
Разделяя вслед
за Кузанским идею о совпадении противоположностей,
Бруно считал, что материя
совпадает с формой (а не "подчиняется"
форме, как это было у Аристотеля);
совпадение противоположностей он усматривал
в Боге. Таким образом, Бруно
выступал против истин священного писания,
держался позиции патеизма, который в
ХVII ст. обосновал голландский философ
Б. Спиноза.
И, наконец,
Бруно высказывал мысль о возможности
существования жизни вне Земли и в иных
формах. "Мы полагаем, - писал он, - что
для живых существ нашего рода
обитаемые места редки, однако не подобает
считать, что есть часть мира без
души, жизни, ощущения, а следовательно,
и без живых существ. Ведь глупо и
нелепо считать, будто не могут существовать
иные ощущения, иные виды разума,
нежели те, что доступны нашим чувствам".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.istina.rin.ru/
Информация о работе Философия эпохи Возрождения в Западной Европе