Философия эпохи Возрождения в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:00, реферат

Краткое описание

Культурные и научные взгляды Леонардо, Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Файлы: 1 файл

Философия эпохи Возрождения в Западной Европе.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Философия эпохи Возрождения  в Западной Европе

 
 
Философия  
эпохи Возрождения в Западной Европе.  
Наука для  
Леонардо необходимо сопряжена с философией, о чем свидетельствуют его суждения  
в указанной книге. Он сосредоточен на природе, находя в ней не только тайны  
бытия, но и источник своего творческого вдохновения. Природа открывает нам свои  
тайны в опыте, "опыт - отец всякой достоверности", ибо ,"все  
наше познание начинается с ощущений"; "опыт никогда не ошибается,  
ошибаются ваши суждения", - утверждает Леонардо. Что же касается мудрости,  
то она есть "дочь опыта".  
Неверно было бы  
на основе этих и других мыслей делать вывод о том, что Леонардо односторонен в  
своей приверженности эмпирическому началу, так как его суждения о математике, о  
науке опровергают такое утверждение. В самом деле, как считает Леонардо,  
"ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой,  
если оно не прошло через математическое доказательства"; "никакой  
достоверности нет в науках, и в том, что не имеет связи с математикой".  
Далее следует  
рассуждает о связи науки с практикой; ее Леонардо рассматривает как  
обязательное условие познания. "Влюбленные в практику без науки - словно  
кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен куда  
плывет". "Наука - полководец, а практика - солдаты", - так  
подытоживает свои мысли Леонардо. И далее он наставительно отмечает:  
"Когда будешь излагать науку о движении воды, не забудь под каждым  
положением приводить его практическое применение, чтобы твоя наука не была  
бесполезна". Позже английский философ Ф. Бэкон будет отстаивать эту мысль,  
подчеркивая ценность науки в ее практически-прикладном значении.  
Сам Леонардо  
стремился сделать знания основой того, что сегодня называют техникой и  
технологией. В его рукописях найдены чертежи и рисунки многих проектов,  
определивших свое время на века. Это проекты прялки, машины для обработки  
сукна, машины для кручения ниток, приспособления для выгрузки грунта при  
гидротехнических работах, а также землеройной машины, подводной лодки, летающих  
крыльев (прообраз самолета) и др. Все они не могли быть реализованы при жизни  
Леонардо, так как ни теоретически, ни технологически они не могли были  
обоснованы: тогда еще не было двигателя, не было нужных материалов и тем более  
специалистов; кроме того, мало кто из влиятельных людей вследствие своей  
ограниченности мог заинтересоваться ими и увидеть их практическую пользу. В  
этом, несомненно, заключается драма гения Леонардо; он принадлежит больше  
потомкам, чем современникам.  
Говоря о  
практике, Леонардо считал, видимо, ее разновидностью искусства живописи,  
мастерством которого он был по общему признанию. "Всегда практика должна  
быть воздвигнута на хорошей теории, вождь и врата которой - перспектива, без  
нее ничего хорошего не делается ни в одном роде живописи", читаем мы у  
него. Живопись Леонардо - это философия, поскольку за ней стоят его  
мировозренческие и познавательные принципы, его отношение к природе, само его  
видение живописи как возможности наиболее наглядно представить научные  
принципы.  
Известна его  
"Книга с живописи", где описана техника его рисунка и художественного  
творчества. Леонардо скрупулезно изучал анатомию тела, делал подробнейшие  
зарисовки и, опираясь на знания такого рода, находил наиболее точные и  
ограниченные линии рисунка. Он и здесь использовал математику: мысленно  
расчленял тело на части, находил геометрические аналоги и таким образом в итоге  
достигал точности изображения. Позже его последователи стали художники Альберти  
и Дюрер.  
И вместе с тем,  
живопись у Леонардо стоит выше философии, поскольку она представлена на  
поверхности (на плоскости), философия же проникает внутрь вещей и форм,  
созданных природой. С точки зрения Леонардо созерцание непосредственно всегда  
выше, чем любые рациональные построения, поэтому живописное произведение  
является высшей реальностью, за которой ничего уже не стоит. Развивая эту  
мысль, Леонардо видел преимущества живописи и перед поэзией; оно, по его  
мнению, состоит в гармонии. Живопись, подобно музыке, может охватить предмет  
целиком, тогда как поэзия должна переходить от одной его части к другой и  
совершенно лишена возможности дать наслаждение единовременного гармонического  
существования частей. В заключение отметим, что наиболее совершенными считаются  
картины Леонардо "Мадонна в гроте", "Тайная вечеря",  
знаменитая своей улыбкой "Мона Лиза" и др.  
Леонардо, таким  
образом, приближал искусство к науке; в его основе он видел природу, опыт,  
математику. Художник как бы сливался с природой, и в этом был смысл творчества.  
Иную эстетическую позицию занимал Микельанджело (1475 - 1564 гг.); он,  
напротив, стремился приблизить искусство к философии. В основе искусства, по  
его мнению, лежит нравственное чувство, духовность человека, связующая его с  
Творцом. Это видно в его знаменитых скульптурах "Давид",  
"Восставший раб", "Пьетта" и др., полных внутренних  
экспрессии и совершенства. Идее слияния искусства с природой Микельанджело  
противопоставил идею возвышения искусства над природой. В этой связи характерно  
его утверждение о том, что скульптура лучше живописи, так как она состоит в  
преодолении материи: скульптор отсекает "линию" материю, по мере того  
как из-под его рук вырисовываются контуры будущей статуи.  
Что же касается  
третьего титана искусства Возрождения, а именно Рафаэля (1483-152 гг.), то он  
занимает промежуточную позицию. Его эстетическое кредо состоит в том, что  
художник должен изучать творения ему в процессе общения с природой; чувства нас  
обманывают, но разум их поправляет, говорил он.  
Таким образом,  
эпоха Возрождения дала основные эстетические принципы искусства, главным  
образом живописи, скульптуры и архитектуры, они были гениально воплощены в  
произведениях великих мастеров и послужили отправными точками для последующих  
поколений художников.  
Яркими  
представителями эпохи Возрождения были также ученые и философы Николай  
Кузанский и Джордано Бруно.  
Николай  
Кузанский (1401-1464 гг.), на идеи которого опирался Леонардо да Винчи, родился  
в местечке Куза Трирской епархии в Германии. Еще в детстве у него обнаружились  
незаурядные способности, он получил блестящее образование в университете Падуй  
в Италии. Эта страна была одним из центров гуманизма и естествознания. Здесь  
будущий мыслитель имел возможность общаться с известными учеными; один из них -  
Паоло Тосканелли, впоследствии знаменитый математик, физик, географ, первый  
наблюдатель - астроном в Европе; ему Кузанец был обязан своими познаниями в  
науках. Известно также, что он был близко знаком с гуманистами Лоренцо Валлой и  
Амброждо Траверсари. Благодаря содействию последнего он поступил в папскую  
курию и принимал участие в папском посольстве для переговоров с греками по  
поводу объединения западной и восточной церквей. Николай знал греческий,  
арабский и древнееврейский языки, что открывало ему доступ к философии Востока  
средних веков. Позже Николай стал видным деятелем католической церкви - он  
получил звание кардинала; в этом качестве он поддерживал власть папства, но  
проявил себя как честный и принципиальный человек с высокими моральными  
устоями.  
Николай  
Кузанский был одним из самых образованных людей ХV ст.; он известен как  
математик, как первый создатель географической карты Европы, как реформатор  
Юлианского календаря. Но особенно значительными были его идеи в области  
философии, тем более, что они были высказаны в эпоху господства христианской  
идеологии.  
Кузанец был  
сыном своего времени, он не раз оказывался в сложном положении: как духовное  
лицо он обязан был блюсти верность теологии, он как ученый и философ высказывал  
идеи, которые противоречили религии. Возможно отсюда берет начало компромисс  
духовного и материального в его произведениях, следствием чего является его  
общая позиция - пантеизм. Одна из самых значительных работ Кузанца "Об  
ученом незнании" содержит основную для его учения о бытии (онтологии) идею:  
о совпадении в едином абсолютного максимума и абсолютного минимума.  
Абсолютный  
максимум - это Бог, лишенный человеческих черт; это предельно общая философская  
категория ("бытие-возмодность","сама-возможность"). Бог -  
это бесконечное, единое начало, больше которого и вне которого ничего не  
существует. Кузанец придерживается позиции неоплатонизма; согласно ей  
бесконечное начало не может быть ни постигнуто, ни названо (отрицательная  
теология).Такое утверждение в некотором cмысле стояло в опозиции к схоластике.  
Отрицательная теология своим учением о бесконечном неперсонифицированном  
абсолюте подрывала идею троичности Бога, которая была церковной догмой;  
согласно ей нет ни отца, ни сына, ни духа святого, но есть только бесконечное.  
Итак,  
абсолютный максимум - это Бог, а что же такое абсолютный минимум? "  
Минимум - есть то, меньшего не может быть". - поясняет Кузанец. Тогда  
абсолютное бытие представляет как совпадение максимума и минимума. "  
Абсолютный максимум единственен, ибо он - все, в нем есть все, ибо он - высший  
предел. Так как ему ничего не противостоит, то с ним в то же время совпадает  
минимум, и максимум тем самым находится во всем".  
Совпадение  
наибольшего с наименьшим - это бесконечная, единственная, всеобъемлющая  
сущность, которая всегда остается равной самой себе. Это сущность без  
количественных и качественных характеристик, "чистая" сущность; ее  
Кузанец называет "душой мира формой" (это идея Аристотеля). Творец и  
творение суть одно и тоже - в этом и состоит пантеизм Кузанца.  
Высшее начало  
мыслится как более совершенное по сравнению с природой, хотя оно не существует  
вне ее, составляет как бы основу природы, растворяясь в ней. В этих  
рассуждениях природа как бы основу природы, растворяясь в ней. В этих  
рассуждениях природа представлена как единое целое, как самодостаточное бытие,  
- эту идею воспримет Джордано Бруно, а позже (ХVII ст.) Б. Спиноза.  
Николай  
Кузанский преодолел типичный для средневековья взгляд на мир как на собрание  
изолированных вещей и увидел в мире взаимные связи. Он высказал идею о связи  
между растительным, животным и человеческим мирами ("Сама растительная  
жизнь в своей темноте скрывает в себе духовную"). Эта идея встречалась и у  
Аристотеля. Но у Кузанца при этом высказывается мысль о присущих всему миру  
противоречиях, которые связаны между собой. Каждая вещь, говорит он, содержит в  
себе противоположные начала; в ходе их взаимодействия берет верх одно из них, и  
оно определяет в дальнейшем качество предмета. "Все вещи состоят из  
противоположностей в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от  
другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над  
другим". Эти рассуждения близки к взглядам Гераклита. Своим утверждениям  
Кузанец обращает внимание на самое природу, видит в ней более содержательную  
сторону, чем это виделось теологам. Впоследствии эта идея будет усвоена и  
развита Гегелем.  
Особый интерес  
представляет космология Николая Кузанского, это - наиболее радикальная часть  
его мировоззрения. Здесь он намного опередил современников, предвосхитив  
открытие Н.Коперника. Он не был сторонником гелиоцентризма, равно как и  
геоцентризма ("Земля имеет не больше центра, чем любая сфера"). И  
Солнце, и Земля движутся, а Вселенная не имеет центра - вот его вывод. Это  
означало, что Вселенная бесконечна ("Мир не имел начала во времени"),  
и она везде одинакова (не имеет центра). Коперник в своем открытии  
"освоил" лишь часть этого утверждения: он "остановил"  
Солнце, сделав его центром, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты.  
Но оба они разрушали догму о Земле как центре Вселенной и тем самым расчищали  
почву для восприятия последующих естествонаучных и математических доказательств  
бесконечности и движения Вселенной.  
Наиболее же  
последовательным в восприятии космологических идей Кузанца оказался Джордано  
Бруно (1548-1600 гг.), он точно и ясно заявил о бесконечности Вселенной и об  
отсутствии в ней какого-либо центра. Но он опирался уже на расчеты и выводы  
Коперника.  
Джордано Бруно  
родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда приставка к его имени - Ноланец );  
еще юношей он стал монахом доминиканского ордена, но личные контакты с умными и  
начитанными людьми и богатая библиотека доминиканского монастыря отвратили его  
от богословских истин, от схоластики и он бежал оттуда, скитался по городам  
Италии, Франции, Англии. Это был высокообразованный человек, он известен своими  
работами "О причине, начале и едином", "О бесконечности,  
вселенной и мирах" и др. Своими суждениями Бруно неоднократно вызывал  
недовольство церковных властей и приверженцев; как инакомыслящий он попал в поле  
зрения папской инквизиции и она решила расправиться с ним.  
Бруно,  
рассчитывал получить кафедру в Падуанском университете (Италия), по приглашению  
приехал туда из Лондона, но здесь по требованию Римской инквизиции он был  
арестован. В тюрьме философ подвергался пыткам, где его склоняли "отречься  
и раскаяться". Но он был непреклонен, и тогда суд приговорил сжечь его на  
костре. В 1600 г. на Поле Цветов в Риме состоялась казнь. До потомков дошли  
предсмертные слова Бруно, обращенные к его судьям: "Быть может, вы с  
большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушаю". Бруно  
прекрасно понимал значение своих взглядов для развития антирелигиозных  
тенденций в науке и философии, но он выступил тогда, когда время для их  
признания еще не пришло.  
Наиболее революционными  
были космологические идеи Д.Бруно. которые инкриминировались ему папскими  
инквизиторами, так как в корне опровергали официальную доктрину о  
мироустройстве.  
Космология  
Бруно основывается на учении о бесконечности мира: "Вселенная есть  
бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, то есть  
пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому вселенная одна, миры  
же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их  
бесконечна". Вселенная вечна и неподвижна, т.е. в том смысле, что ее  
нельзя сдвинуть в пространстве, ибо сдвинуть некуда, она везде и повсюду. Раз  
это так, то ясно, что у Вселенной нет центра, или можно сказать, что центр  
Вселенной везде.  
Единая  
Вселенная, как считал Бруно, не сотворена, она существовала вечно и не может  
исчезнуть; в ней происходят непрерывные изменения и движение, но сама она  
неподвижна. Она едина во всех вещах, ее наполняющих: "Вселенная и любая  
часть ее едины в отношении субстанции", и потому все бесконечное многообразие  
качеств и свойств, форм и фигур, цветов и сочетаний, есть внешний облик  
"одной и той же субстанции, преходящее, подвижное, изменяющее лицо  
неподвижного, устойчивого и вечного бытия". Единая Вселенная не может  
иметь ничего противоположного себе, и Богу нет места за ее пределами. Но  
"сама природа ... есть нечто иное, как Бог в вещах" , "Бог  
движет все, он дает движение всему, что движется". Бог есть субстанция,  
универсальная в своем бытии, "субстанция, благодаря которой существует, он  
есть сущность - источник всякой сущности, от которой все обретает бытие ... Он  
- глубочайшая основа всякой природы".  
Разделяя вслед  
за Кузанским идею о совпадении противоположностей, Бруно считал, что материя  
совпадает с формой (а не "подчиняется" форме, как это было у Аристотеля);  
совпадение противоположностей он усматривал в Боге. Таким образом, Бруно  
выступал против истин священного писания, держался позиции патеизма, который в  
ХVII ст. обосновал голландский философ Б. Спиноза.  
И, наконец,  
Бруно высказывал мысль о возможности существования жизни вне Земли и в иных  
формах. "Мы полагаем, - писал он, - что для живых существ нашего рода  
обитаемые места редки, однако не подобает считать, что есть часть мира без  
души, жизни, ощущения, а следовательно, и без живых существ. Ведь глупо и  
нелепо считать, будто не могут существовать иные ощущения, иные виды разума,  
нежели те, что доступны нашим чувствам".  
Список  
литературы  
Для подготовки  
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/

Информация о работе Философия эпохи Возрождения в Западной Европе