Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:39, реферат

Краткое описание

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Философия эпохи Возрождения 4
1.1. Сущность и предпосылки возникновения эпохи Возрождения 4
1.2. Особенности философии эпохи Возрождения 5
Глава 2. Гуманизм как основная проблема философии эпохи Возрождения 7
2.1. Определение и сущность гуманизма 7
2.2. Данте Агильери 10
2.3. Франческо Петрарка 11
2.4. Николай Кузанский 14
2.5. Дезидерий Еразм Ротердамский 15
2.6. Эней Пико делла Мирандолла 16
2.7. Проблема гуманизма в современной науке 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

реферат по философии дели.docx

— 42.60 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Философия  эпохи Возрождения 4

1.1. Сущность и предпосылки возникновения эпохи Возрождения 4

1.2. Особенности философии эпохи Возрождения 5

Глава 2. Гуманизм как основная проблема философии  эпохи Возрождения 7

2.1. Определение  и сущность гуманизма 7

2.2. Данте  Агильери 10

2.3. Франческо  Петрарка 11

2.4. Николай  Кузанский 14

2.5. Дезидерий  Еразм Ротердамский 15

2.6. Эней Пико  делла Мирандолла 16

2.7. Проблема  гуманизма в современной науке 17

Заключение 18

Список используемой литературы 19

 

 

 

 

 

Введение

XIII - XVI столетия были временем  больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни  европейских стран. Окончание  Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией ознаменовало становление относительного мира в Европе. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Таким образом, создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы. Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса. Свидетельством этому явилось огромное количество изобретений и научно-технических достижений, изменения в ценностях культуры и во всех сферах жизни европейского общества. И эта новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.

 

Глава 1. Философия эпохи Возрождения

    1. Сущность и предпосылки возникновения эпохи Возрождения

Термин «возрождение»  появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи. С одной стороны, он означает сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластичечкая философия, а с другой стороны  – возвращение к ценностям  античной культуры с ее культом Разума и Гармонии.

Что касается последнего, следует  отметить, что в отличие от христианства, исповедуемого всеми европейцами, ислам (мусульманство) воспринял и  почти полностью сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла  свое естественное продолжение и  развитие. Именно в этом кроется  причина того, что арабы из скопища  кочующих племен на протяжении буквально  нескольких десятилетий создали  могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Датой возникновения ислама считается 622 год, а в 644 году арабы уже владели  кроме Аравийского полуострова  еще и Сирией, Палестиной, Египтом  и Персией. Вплоть до 13 столетия исключительно  арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизованных  народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к  народам Европы благодаря... арабам.

Вернувшись из четырех  крестовых походов (1096-1204) крестоносцы  принесли в Европу новую для нее  культуру. У арабов рыцари научились  правилам аристократического поведения ("куртуазности"); в подражание арабам начали более тщательно следить  за своим телом: ходить в бани, пользоваться косметикой; развлекаться чтением, игрой в шахматы... А самое главное - из Византии и, в основном, из Арабского Востока крестоносцы доставили в Европу книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила и других выдающихся деятелей античной культуры. Эти книги переводились на латинский язык, изучались, пропагандировались. Именно таким образом, благодаря исламу и крестовым походам в Европе (практически - среди окатоличенных народов) начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура да еще с тем довеском, который присоединили к ней арабы. Опираясь на античность, Возрождение по необходимости развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству.

    1. Особенности философии эпохи Возрождения

Для того, чтобы наиболее полно и четко представить себе, что являла собой эпоха Возрождения, на мой взгляд, следует провести сравнение между Ренессансом и предшествовавшему ему Средневековью.

Во-первых, Средневековье было теоцентричным, т.е. ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, антропоцентричным. Именно поэтому эпоху Ренессанса также называют также эпохой Гуманизма.

Духовная культура масс в  период Средневековья формировалась  устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее  большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.

Также Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живописи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других деятелей того времени.

И, наконец, Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма.

 

Глава 2. Гуманизм как основная проблема философии эпохи Возрождения

2.1. Определение и сущность гуманизма

Социально-политические и  культурные условия Возрождения  благоприятно повлияли на развитие философской  мысли. В этом плане прежде всего  следует указать на то, что философия  этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться  по своим собственным законам. Это - во-первых. А во-вторых, в философской  мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно  действовать почти все направления  и оттенки античной философии. Здесь  можно было увидеть и очищенный  от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа  Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.

Но философия эпохи  Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением  к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило  историю и содержание философии  всего человечества разработкой  новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими  острой актуальности и в современных  условиях, является постановка и разработка проблем гуманизма, натурфилософии, науки.

“Гуманизм” (от латинского слова “homo” - человек; “humanus” - человеческий) - термин, которые ввели в культуру деятели Возрождения. Они противопоставили гуманизм - теизму (от греческого слова "theos" - Бог, "theism" - религиозное  мировоззрение), которое выше всего и в центре всего ставит Бога, в то время как гуманизм представляет собой направление в философии, основной идеей которой является идея о человеке как высшей ценности. Но  гуманизм — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. 

Гуманисты были в большинстве своем непрофессионалами и видели в этом свое достоинство. Центры гуманизма располагались не в университетах, а в частных домах, при дворцах вельмож; это были свободные кружки (часто их называли академиями). Гуманисты считали себя истинными философами в отличие от схоластов, преподающих на университетских кафедрах. 

Вторая их особенность (кроме непрофессионализма) состоит во внимании к античности. Именно в ней им видится идеал, который нужно возрождать. Средние века для гуманистов представляются неким «темным царством», наступившим после античной культуры. По мнению гуманистов, именно в подражании античной культуре, в возрождении античного миропонимания состоит задача истинных философов. Для этого они переводят с древнегреческого на латынь и современные языки практически все древнегреческие произведения; и все, что мы сейчас знаем о Древней Греции, за немногими исключениями, было открыто именно в эпоху Возрождения. Эти работы не просто переводятся, а комментируются, причем комментарии пишутся не с богословской точки зрения, а являются текстологическими, филологическими, так что возникают многие науки, в частности — филология в ее нашем, современном понимании. Это комментирование было свободным от какого-либо догматического представления, и открытость, свобода также характеризовали гуманистов.  
Возрожденческих платоников, стоиков, эпикурейцев, аристотеликов — всех объединяла одна идея — гуманистическая идея интереса к человеку. В художественных формах гуманисты также пытались найти нечто новое, отказывались от распространенных в средние века «Сумм». Слагаются стихи, возрождается эпистолярный жанр, появляются художественная литература, философские трактаты — в противовес схоластическому псевдознанию.

Социальные взгляды гуманистов также отличались от общепринятых феодальных; они считали равными все слои населения, ибо каждый человек есть образ Божий и потому все люди — и феодалы и вассалы — равны. Гуманисты всегда прибегали в первую очередь к христианским аргументам, так как никогда не противопоставляли себя Церкви. Более того, противопоставляя себя схоластическому философствованию, гуманисты считали, что возрождают истинную Церковь, истинную веру в Бога. В том, что эта вера может быть сочетаема с античной философией, гуманисты не видели ничего предосудительного или странного.  
Как уже было сказано, гуманисты проявляли главный интерес интерес к этическим вопросам, поэтому для гуманистической философии нехарактерна онтологическая и гносеологическая проблематика. Гуманисты были в первую очередь этиками, а не философами в том понимании, к которому мы уже привыкли. 

Возрождается и философия эпикуреизма, пропагандирующая наслаждение, — в первую очередь духовное, а не чувственное. Достижению этого наслаждения служили многие художественные произведения философов-гуманистов и других представителей культуры Ренессанса.  
Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то, чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь. Как разумное существо, человек является творцом и именно в этом подобен Богу. Поэтому долг человека — участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него как на нечто ненужное для спасения. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека — улучшать мир, делая его еще более прекрасным, в этом человек является соработником Богу. 

Чтобы еще яснее понять, какое место занимает проблема гуманизма в философии Ренессанса, необходимо рассмотреть учения некоторых выдающихся представителей данной эпохи.

2.2. Данте  Агильери

Гуманистическая струя, ярко характеризующая всю эпоху Ренессанса, представлена, прежде всего, таким философом как Данте Агильери (1265-1321).

У Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования. За эти идеи Данте и был изгнан из родного города (за выступление против папства). Известно его основное произведение — «Божественная комедия»; менее известны трактаты — «Пир» и «О монархии». 

Даже из сюжета «Божественной комедии» видно, что для Данте проводником по аду, чистилищу и раю служит не некий ангел, святой или отец Церкви, как было бы логично предположить, а Вергилий — античный мудрец, оратор, поэт. Именно он для Данте является человеком, который лучше всего знает то, что творится в мире земном и неземном. Одно это уже свидетельствует о том, что для Данте основными являются ценности не только христианские. Сама картина мира у него вполне укладывается в рамки католического миросозерцания, но отдельные штрихи ее не вписываются в русло традиционного понимания: например, Сигера Брабантского, известного еретика, главу аверроистов, Данте помещает в раю рядом с Фомой Аквинским, всю жизнь боровшимся с аверроизмом. Античных философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте также помещает не собственно в аду, несмотря на общепринятое мнение, а в лимбе — самом первом круге ада. Картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение. 

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

2.3. Франческо Петрарка

Данте Алигьери считается предтечей философии эпохи Возрождения. Собственно же первым ренессансным философом является Франческо Петрарка (1304–1374), может быть, известный больше как замечательный поэт, но тем не менее основавший гуманистическое направление в ренессансной философии — то самое, которое является первым этапом в общепринятой ее классификации. 

Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»). В начале первого трактата Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. Эти слова — одновременно ирония и истина, так как Петрарка действительно не имел философского образования. А далее он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. Петрарка иронически замечает: мы живем в счастливое время, потому что раньше был один, два, самое большее семь мудрецов, теперь же их буквально толпы, стада, которые наполнили все университеты. 

Он обличает университетское образование и кажущуюся мудрость, которая в устах Петрарки предстает псевдомудростью, которая оперирует различными терминами и словами, но ни к познанию Бога, ни к познанию человека не имеет никакого отношения. 

Схоласты взяли за образец для себя философию Аристотеля, однако аристотелизм в трактатах схоластиков во многом извращен. Поэтому Петрарка оговаривается, что, выступая против современной философии, он выступает не против Аристотеля как философа, жившего в Древней Греции, а против аристотеликов. Чтобы знать Аристотеля, нужно изучать самого Аристотеля и всю античную культуру. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Именно с Петрарки ведет свое начало платоническая линия в философии Возрождения. 

Информация о работе Философия эпохи Возрождения