Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:39, реферат
Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.
Введение 3
Глава 1. Философия эпохи Возрождения 4
1.1. Сущность и предпосылки возникновения эпохи Возрождения 4
1.2. Особенности философии эпохи Возрождения 5
Глава 2. Гуманизм как основная проблема философии эпохи Возрождения 7
2.1. Определение и сущность гуманизма 7
2.2. Данте Агильери 10
2.3. Франческо Петрарка 11
2.4. Николай Кузанский 14
2.5. Дезидерий Еразм Ротердамский 15
2.6. Эней Пико делла Мирандолла 16
2.7. Проблема гуманизма в современной науке 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Петрарка
возражает против «варварской латыни»,
на которой пишутся трактаты и ведутся
диспуты в университетах. Этой латыни,
в которой нет ничего живого, он противопоставляет
латынь, на которой писали Вергилий, Цицерон
и другие древнегреческие поэты и философы.
Главная проблема для Петрарки – познание
не Бога, а человека, ибо познанием Бога
должны заниматься небожители. Попутно
он замечает, что если не все небожители
преуспели в познании Бога, а некоторые,
самые выдающиеся из них, даже отпали от
Него, то что же говорить о человеке? Человек
тем более не может познать Бога и поэтому
должен изучать только сам себя. Поэтому
акцент в философии Петрарка ставит на
познании человеком самого себя, всего
многообразия всех своих чувств такими,
какие они есть. Именно в этом пафос всего
творчества Петрарки и его философских
трактатов, писем, стихов.
В трактате «О презрении к миру» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни. Это произведение построено в форме беседы трех действующих лиц — Августина, Франциска и Истины. Однако Истина, хотя и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает в спор. Поэтому трактат является, собственно, диалогом между Франциском и Августином. Иногда говорят, что существует аналогия между Франциском и Франческо, что здесь идет спор самого Франческо Петрарки с христианским мировоззрением, которое он представляет под именем Августина. Но скорее всего здесь беседа Петрарки с самим собой, и не случайно, что Истина все время молчит. Петрарка ищет истину, пытается разобраться в самом себе, именно в этом и заключается смысл диалога. Августин проповедует истины христианской веры, говорит о том, как следует жить, с чем Франциск соглашается, но при этом говорит, что у человека есть и земные дела, которым он должен уделять внимание, и дела эти настолько увлекательны, что далее идут пространные им похвалы.
Августин не возражает против такого понимания ценностей земной жизни и не осуждает его, так что в самом диалоге мы видим, что Петрарка пытается разобраться с самим собой и решить вопросы о смысле жизни и цельности земного человеческого бытия в рамках христианского миросозерцания. Насколько это ему удается, сказать трудно: Истина молчит, а сам Петрарка не дает окончательного ответа. Естественно, сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии и — в более широком плане — основоположником гуманизма вообще.
Для характеристики тех изменений, которые происходят в философии, целесообразно рассмотреть творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401-1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.
Кузанский синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Разрабатывая важнейший методологический принцип диалектики – совпадение противоположностей в едином предмете, он приходит к антитеологической трактовке Бога: Бог – единое, которое становится всем. Далее следует совершенно оригинальный вывод, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному. Понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут. Оригинально трактует Кузанский и проблему пространства и времени.
Человек рассматривается как особый микрокосмос. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Главными способностями человеческого ума являются чувство, рассудок и разум. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку – инициативность. Рассудок является посредником между ощущением и разумом. Разум (интеллект) – главное, что отличает человека от животных.
Еще одним из наиболее выдающихся гуманистов периода Возрождения был Дезидерий Еразм Ротердамский (1467-1536). Современники называли его "Светочем знания"; писали, что "слава о нем звучит от Англии до Италии и от Польши до Венгрии". Его произведение "Похвальное слово глупости" за жизни Еразма переиздавалось 40 раз, а сейчас является одним из наиболее известных современникам и читаемых ими произведений. Схоластику и богословие он называет "царицей глупости", "зловонным болотом", "ядовитым растением".
Необходимо сказать, что
деятели Возрождения не отгородились
китайской стеной от современной
им религиозности народа, большинство
из них сами были верующими людьми
и сами способствовали, так сказать,
религиозному просвещения современников.
Так, Еразм Ротердамский первый на основании
имеющихся в его распоряжении
многочисленных старинных рукописей
издал полный текст Библии на греческом
и латинском языках. Затем под
давлением церкви он вынужден был
в последующих изданиях вносить
в первоначальный печатный текст
Библии значительные изменения. Третье
издание Библии Еразма Ротердамского
стало потом основой так
Философы эпохи Возрождения
считали, что гуманизм следует основывать
на тех достижениях, которые имеются
в культуре всех народов и в
первую очередь - на культуре античной.
А для этого, доказывали они, необходимо
изучать и хорошо знать, пропагандировать
и обогащать наследие культуры прошлого.
Вот почему видные деятели эпохи
Возрождения знали много
Он утверждал, что человек есть соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все.
Также Мирандолле принадлежит прекрасное и полное смысла выражение: "Человек - кузнец своего счастья".
Гуманизм, основы которому заложили
деятели Возрождения, на протяжении
последних пяти столетий развивался
и пополнялся новым содержанием.
Сейчас в понятие гуманизм вкладывают
целый спектр человеческой культуры,
которые отражают величие человека
и способствуют его утверждению
в реальной действительности. Лозунгами
гуманизма стали слова: "Все - для
человека, все - во имя человека!"
Авторитет гуманизма вырос до
такой значительной меры, что в
современных условиях даже церковь
старается подделаться под
Самое важное открытие Ренессанса
- открытие человека. В античности чувство
рода не благоприятствовало развитию
индивидуальности. Стоицизм, выдвигая
идею личности и ответственности, и
христианство, настаивая на реальном
существовании души, лежащей вне
сферы и юрисдикции мирской власти,
создали новую концепцию
Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека во плоти – человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.