Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:39, реферат

Краткое описание

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Философия эпохи Возрождения 4
1.1. Сущность и предпосылки возникновения эпохи Возрождения 4
1.2. Особенности философии эпохи Возрождения 5
Глава 2. Гуманизм как основная проблема философии эпохи Возрождения 7
2.1. Определение и сущность гуманизма 7
2.2. Данте Агильери 10
2.3. Франческо Петрарка 11
2.4. Николай Кузанский 14
2.5. Дезидерий Еразм Ротердамский 15
2.6. Эней Пико делла Мирандолла 16
2.7. Проблема гуманизма в современной науке 17
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

реферат по философии дели.docx

— 42.60 Кб (Скачать)

Петрарка возражает против «варварской латыни», на которой пишутся трактаты и ведутся диспуты в университетах. Этой латыни, в которой нет ничего живого, он противопоставляет латынь, на которой писали Вергилий, Цицерон и другие древнегреческие поэты и философы.  
Главная проблема для Петрарки – познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители. Попутно он замечает, что если не все небожители преуспели в познании Бога, а некоторые, самые выдающиеся из них, даже отпали от Него, то что же говорить о человеке? Человек тем более не может познать Бога и поэтому должен изучать только сам себя. Поэтому акцент в философии Петрарка ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть. Именно в этом пафос всего творчества Петрарки и его философских трактатов, писем, стихов.

В трактате «О презрении к миру» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни. Это произведение построено в форме беседы трех действующих лиц — Августина, Франциска и Истины. Однако Истина, хотя и обозначена участницей беседы, ни разу не вступает в спор. Поэтому трактат является, собственно, диалогом между Франциском и Августином. Иногда говорят, что существует аналогия между Франциском и Франческо, что здесь идет спор самого Франческо Петрарки с христианским мировоззрением, которое он представляет под именем Августина. Но скорее всего здесь беседа Петрарки с самим собой, и не случайно, что Истина все время молчит. Петрарка ищет истину, пытается разобраться в самом себе, именно в этом и заключается смысл диалога. Августин проповедует истины христианской веры, говорит о том, как следует жить, с чем Франциск соглашается, но при этом говорит, что у человека есть и земные дела, которым он должен уделять внимание, и дела эти настолько увлекательны, что далее идут пространные им похвалы. 

Августин не возражает против такого понимания ценностей земной жизни и не осуждает его, так что в самом диалоге мы видим, что Петрарка пытается разобраться с самим собой и решить вопросы о смысле жизни и цельности земного человеческого бытия в рамках христианского миросозерцания. Насколько это ему удается, сказать трудно: Истина молчит, а сам Петрарка не дает окончательного ответа. Естественно, сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии и — в более широком плане — основоположником гуманизма вообще.

2.4. Николай Кузанский

Для характеристики тех изменений, которые происходят в философии, целесообразно рассмотреть творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401-1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.

Кузанский синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя  их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Разрабатывая важнейший  методологический принцип диалектики – совпадение противоположностей в  едином предмете, он приходит к антитеологической трактовке Бога: Бог – единое, которое становится всем. Далее следует совершенно оригинальный вывод, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному. Понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут. Оригинально трактует Кузанский и проблему пространства и времени.

Человек рассматривается  как особый микрокосмос. Человек  воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Главными способностями  человеческого ума являются чувство, рассудок и разум. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку – инициативность. Рассудок является посредником между ощущением и разумом. Разум (интеллект) – главное, что отличает человека от животных.

2.5. Дезидерий Еразм Ротердамский

  Еще одним из наиболее выдающихся гуманистов периода Возрождения был Дезидерий Еразм Ротердамский (1467-1536). Современники называли его "Светочем знания"; писали, что "слава о нем звучит от Англии до Италии и от Польши до Венгрии". Его произведение "Похвальное слово глупости" за жизни Еразма переиздавалось 40 раз, а сейчас является одним из наиболее известных современникам и читаемых ими произведений. Схоластику и богословие он называет "царицей глупости", "зловонным болотом", "ядовитым растением".

Необходимо сказать, что  деятели Возрождения не отгородились китайской стеной от современной  им религиозности народа, большинство  из них сами были верующими людьми и сами способствовали, так сказать, религиозному просвещения современников. Так, Еразм Ротердамский первый на основании  имеющихся в его распоряжении многочисленных старинных рукописей  издал полный текст Библии на греческом  и латинском языках. Затем под  давлением церкви он вынужден был  в последующих изданиях вносить  в первоначальный печатный текст  Библии значительные изменения. Третье издание Библии Еразма Ротердамского  стало потом основой так называемого "Textus Receprus" (Общепринятый Текст), который  практически лег в основу утвержденного  на Тридентском соборе 1565 года католической церковью канонического текста Библии, в основу всех переводов Библии на национальные языки.

2.6. Эней Пико делла Мирандолла

Философы эпохи Возрождения  считали, что гуманизм следует основывать на тех достижениях, которые имеются  в культуре всех народов и в  первую очередь - на культуре античной. А для этого, доказывали они, необходимо изучать и хорошо знать, пропагандировать и обогащать наследие культуры прошлого. Вот почему видные деятели эпохи  Возрождения знали много языков. Так, известный философ, оратор, ученый и поэт Эней Пико делла Мирандолла (1463-1494) в совершенстве знал все романо-германские и славянские языки и к тому же - древнегреческий, латинский, староеврейский (библейский гибрим), халдейский (вавилонский) и арабский языки. Своими познаниями Мирандолла поражал окружающих еще в своем десятилетнем возрасте. Испанские инквизиторы начали преследовать его еще с этого детского возраста, утверждая, что "столь великая глубина знаний в таком раннем возрасте не может появиться иначе, чем с помощью договора с дьяволом". В подготовленном для несостоявшегося диспута речи на тему: "О достоинстве человека" он писал: "Я поставил тебя посреди мира, - сказал Творец первому человеку, - чтобы ты тем легче смотрел вокруг и видел все, что тебя окружает. Я тебя не создал ни небесным, ни грубым земным существом; ни смертным, ни бессмертным только затем, чтобы ты - по своей воле и к своей чести - сделался своим собственным скульптором и творцом. Ты можешь снизойти до животного и возвысится до богоподобного существа, только у тебя одного есть развитие, рост по свободной воле; в тебе кроется зародыш разнообразной жизни".

Он утверждал, что человек  есть соединительная связь всей природы  и как бы эссенция, составленная из всех ее соков. Поэтому тот, кто  познает себя, познает в себе все.

Также Мирандолле принадлежит прекрасное и полное смысла выражение: "Человек - кузнец своего счастья".

2.7. Проблема гуманизма в современной науке

Гуманизм, основы которому заложили деятели Возрождения, на протяжении последних пяти столетий развивался и пополнялся новым содержанием. Сейчас в понятие гуманизм вкладывают целый спектр человеческой культуры, которые отражают величие человека и способствуют его утверждению  в реальной действительности. Лозунгами  гуманизма стали слова: "Все - для  человека, все - во имя человека!" Авторитет гуманизма вырос до такой значительной меры, что в  современных условиях даже церковь  старается подделаться под гуманизм и выдавать христианство, за что  ни на есть гуманной религией. Но как  по своему происхождению и первоначальному  значению, так и по своему современному содержанию гуманизм остается антирелигиозным  и антихристианским элементом культуры. Исторически и по своему содержанию гуманизм с религией и верой в  Бога лишен своего смысла. И религия, которая по своему содержанию всегда, постоянно и везде, повсеместно  в центр своего мировоззрения  ставит Бога, не имеет никакого смысла в объединения с гуманизмом. Гуманизм и религия, как в эпоху Возрождения, так и в наше время были, есть и всегда будут явлениями несовместимыми. 

Заключение

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство  рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и  христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне  сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

Ренессанс пошел дальше моральных  установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека во плоти – человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной.

Многие проблемы, разрабатывавшиеся  в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

 

Список используемой литературы

  1. Философия: учебник / Кузнецов В.Г.,  Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. – М.:ИНФРА-М, 1999.- С.45-49.
  2. Хрестоматия по философии: учебник / Алексеев П. В., Панин А. В. - М.: Проспект, 2002. 
  3. Философия: учебник / Спиркин А. Г. - М.: Гардарики, 2001. – С.105-122.
  4. Берестовская Д.С. Художественная культура эпохи Возрождения. - Симф., 2002.- 143 с.
  5. Человек в культуре Возрождения.- М.: Наука, 2001.- 272с.

 

 


Информация о работе Философия эпохи Возрождения