Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 00:14, реферат

Краткое описание

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Файлы: 1 файл

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений.docx

— 24.91 Кб (Скачать)

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»).

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения стали совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесел и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от Церкви и феодалов; появление первых парламентов, укрепление, централизация европейских государств; повышение уровня образования в Европе в целом, кризис Церкви и схоластической философии; великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, микроскопа, телескопа, книгопечатания).

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относят такие, как антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; пантеизм – отрицание личного Бога и приближение его к природе, или отождествление их; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразность, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства.

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

  • гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка) – в центр внимания ставило человека, обосновывало самодостаточность, самоценность человека, воспевало его достоинство, величие, могущество и свободу, независимость от божественной воли.

 

Франческо Петрарка

Собственно же первым философом эпохи Возрождения считается Франческо Петрарка (1304–1374). Он известен как замечательный поэт, также он является основателем гуманистического направления в философии. Свои идеи Петрарка изложил в трактатах: «Моя тайна» и «О своем и чужом невежестве». Во втором трактате философ делает вывод: небожители пусть рассуждают о Божественных делах, а человек, как земное существо, должен рассуждать о земной, человеческой деятельности. Он обвиняет университетское образование в псевдомудрости, которая обучает различным словам и терминам, но не имеет отношения как к познанию Бога, так и к познанию человека. Главная задача для Петрарки — познание человека, а не Бога. Им отмечено, что не все небожители достигли успехов в познании Бога, некоторые даже отошли от Него. Значит, человек тоже не может познать Бога. Он должен изучать только самого себя, многообразие своих чувств. Петрарка он разбирается в самом себе, решает вопрос о смысле жизни.

  • неоплатоническое (Николай Кузанский, Парацельс и др.) – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Николай Кузанский (1401-1464).

Центральным пунктом философии Кузанского является учение о совпадении двух противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, он – высший предел. Так как ему ничего не противостоит, то с ним в тоже время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует на все возможное, не испытывая сам никакого ограничения, но сам себя ограничивая. Этот абсолютный максимум есть бог. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что Бог существует, а вещи нет.

Стоит на позициях пантеизма. Он приписывает природе божественные атрибуты, и, прежде всего бесконечность в пространстве.

  • натурфилософское (Николай Коперник, Дж. Бруно, Галилео Галилей) – опровергали положения учений Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия);

Николай Коперник (1473-1543).

Обосновывает гелиоцентрическую систему мира:

1) земля не пребывает  неподвижно в центре Вселенной, но вращается вокруг своей  собственной оси.

2) земля вращается вокруг  Солнца, занимающего центр Вселенной.

Джордано Бруно (1548-1600).

Бог окончательно переселяется в природу и становится «богом в вещах». Бесконечная вселенная в целом — это Бог — он находится во всем и повсюду. Природа бесконечна.

Солнце не является центром Вселенной. Такого центра во Вселенной вообще нет. Солнце есть центр нашей солнечной системы. И таких Солнц множество. Предполагал, что существует множество миров, которые также обитаемы. Душой вселенной является движение.

  • политическое (Никколо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

Никколо Макиавелли (1469-1527).

Развивал социологические взгляды. Побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм и материальный интерес. Он обосновывает необходимость светского государства. Благополучие и благосостояние государства есть высший политический закон. Для его достижения пригодны различные методы, включая подкуп, убийства, вероломство и т.д. Государь, ставший на путь создания сильного централизованного государства должен сочетать в себе черты льва и лисицы. Он должен использовать политику кнута и пряника.

  • реформационное (Мартин Лютер, Эразм Роттердамский и др.) – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

Мартин Лютер (1483 - 1546).

Общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; необходимо упрощение обрядов; церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям; необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; необходимо запретить индульгенции.

  • утопически-социалистическое (Томас Мор, Кампанелла) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

Томас Мор (1478—1535). считается основателем утопического социализма. 

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». 
 
Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на 
котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в 
Утопии: не существует частной собственности; все граждане 
участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе 
всеобщей трудовой повинности; все произведенные продукты (результаты 
труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и 
затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии (в 
связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно 
короткого рабочего дня - шесть часов; от трудовой деятельности 
освобождаются люди, проявивши особые способности к наукам; самые 
грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные 
преступники; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив); все должностные лица избираются - прямо или косвенно; мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568—1639). 

В отличие от Мора Кампанелла придает значение техническим изобретениям. Он говорит о самодвижущихся парусных телегах, о кораблях, приводимых в движение особыми механизмами, об искусстве соляриев (жителей города Солнца) летать по воздуху, об удивительных подзорных и слуховых трубах, позволяющих слышать «небесную гармонию», и т. п.

Обоснование социального идеала у Кампанеллы, как и у Мюнцера, пантеистическое. Жизнь общиной основана на божественно-природном законе, согласно которому целое всегда выше любой из своих частей. Каждый человек, прежде всего, член коллектива.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 

 


Информация о работе Философия эпохи Возрождения