Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 09:42, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика эпохи
2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества
3. Выдающиеся мыслители эпохи Возрождения. Никколо Макиавелли
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра философии 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

на тему

«Философия эпохи возрождения» 
 
 
 

                                               Выполнил (а):

                                               Студент (ка)  группы____________

                                               Ф.И.О.________________________

                                               Научный руководитель:

                                               Ф.И.О.________________________

                                               Ученая степень_________________

                                               Ученое звание__________________ 
 
 
 

Екатеринбург

2010

Оглавление

Введение

 

     Эпоха Возрождения — период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И хотя эта эпоха не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

     На  протяжении всего средневековья  господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной Ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии — Данте и Петрарки, ставших предвестниками и инициаторами гуманистической мысли — одного из самых характерных явлений данной эпохи.

 

     1. Общая характеристика эпохи

 

     Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от  Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и  точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

     Сами  деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры – против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.

     Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и  отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности  в общественной жизни.

     Одной из характерных черт духовной атмосферы  этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель  Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда  укреплял ее на земле.

     Светский  характер присущ и такому яркому явлению  культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который  провозглашает идею  блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

     В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное  наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным  идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве  индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в  нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

       Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение  античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление  римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь  «ренессанс»  и переводится как «возрождение».

     Обучение  и научные исследования больше не были  исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились  естественно-научные и медицинские эксперименты.

     В архитектуре ведущую роль стали  играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя  ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали  своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.

     Художники  и  скульпторы  стремились  в  своем творчестве  к  естественности,  к  реалистичному  воссозданию  мира  и человека. Изучались  классические  статуи  и  анатомия  человека.  Художники начали использовать перспективу, отказавшись  от  плоскостного  изображения. Объектами искусства стали  человеческое  тело ( в т.ч. обнаженное),  классические  и  современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются  Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

     В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.

     В  Италии  зарождались  капиталистические  отношения, и дипломатия стала использоваться  как  инструмент  в  отношениях между городами-государствами. Научные  и  технические  открытия,  такие,  как изобретение  книгопечатания,  способствовали  распространению  новых   идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

        Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и  сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической  картины мира, отождествляющей Бога и природу.

           Наконец, если философия  Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского  рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.  Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой  религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм

     заключался  в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.  

     Гуманизм  переменил точку зрения. Человек  был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей. 
 

     2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества

 

     Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися  достижениями во всех областях человеческой культуры, в том числе и в  философии. Достаточно назвать имена  Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы. Именно с ними связаны новые идеи в философии, которая пришла на смену господству средневековой схоластики и патристики.

     Эпоха Возрождения для большинства  стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

     Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.). Само название эта эпоха получила в силу того, что в это время начался процесс возрождения классической древности, античной философии. Вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

     Философская мысль эпохи Возрождения создает  новую картину мира. В своей  главной тенденции она пантеистическая. Тяготея к отрицанию Бога как  главной творческой силы, философия растворяет Бога в природе, отождествляет Бога и природу. Бог философии эпохи Возрождения — это не Бог ортодоксальной религии, не Бог схоластического и догматического теоретизирования. Философия перестает быть «служанкой богословия», а становится выражением знания и мудрости.

     Второй  важной особенностью философии этою периода является ее антропоцентризм. Именно человек, согласно этому подходу, становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек  становится и центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

     В философии эпохи Возрождения  можно выделить три периода:

     1) Гуманистический или антропоцентрический  (период с середины XIV в. до середины XV в.);

     2) Неоплатонический период (с середины XV в. до первой трети XVI в.);

Информация о работе Философия эпохи Возрождения