Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.

Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика эпохи 4

1.1 Возникновение эпохи Возрождения 4

1.2 Черты философии Возрождения 5

1.3 Этапы эпохи Возрождения 5

2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия

и проблема человека и общества 7

2.1 Антропоцентризм проблема личности 7

2.2 Натурфилософия 8

3. Николай Кузанский 11

4. Заключение 14

5. Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 34.95 Кб (Скачать)

   Содержание 

   Введение                                                                                                             3

   1. Общая характеристика эпохи                                                                       4

   1.1 Возникновение  эпохи Возрождения                                                          4

   1.2 Черты  философии Возрождения                                                                5

   1.3 Этапы  эпохи Возрождения                                                                         5

   2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия

   и проблема человека и общества                                                                     7

   2.1 Антропоцентризм  проблема личности                                                     7

   2.2 Натурфилософия                                                                                          8

   3. Николай  Кузанский                                                                                     11

   4. Заключение                                                                                                   14

   5. Список использованной литературы                                                         15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

   Введение

   XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма  к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения  человека от сословных ограничений.  Все это рождает в Италии  новое качество культуры, известное  под названием гуманизма, возрождения.  Понятие "гуманизм" появляется  в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое  время выразили термином "humanitas" - человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия  в жизни общества. Разрушение  цехово-корпоративной структуры  способствовало возникновению светской  интеллигенции. Она складывается  из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты  не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию - "аристократию духа"; их этико-философской  доминантой является стремление  к синтезу духовности. Они все  направлены на изучение классической  древней литературы, философии, которые  становятся эталоном культурной  деятельности.

   Эпоху гуманизма называют также Возрождением (Ренессансом). Сами гуманисты, выражая  свой порыв, говорили о "воскрешении, обновлении" образцов античного  мира в противоположность средневековью, которое ими понималось как "время... бедных умами ученых" (Лоренцо  Валла), как "время темного тумана", время грубости и несоразмерности (Дж. Вазари). Когда творческой дух  Возрождения угас, понятие гуманизма  осталось в культуре в качестве обозначения  научных дисциплин, занятых осмыслением  внутреннего мира человека. Так появляется термин – гуманитарные науки.

   Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его  взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило  его. И это нагляднее всего  проявилось в живописи.

   Специфическая черта философии Возрождения  – деперсонализация Бога. Либо он растворен  в природе («природа есть Бог в  вещах», - повторял Дж. Бруно), либо мир  погружен в Бога (Н. Кузанский). Такой  пантеизм и гилозоизм наделял  природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным «языком», понимание которого вселяло надежду  на познание и изменение этого  мира. Отсюда появляется «натуральная магия», весьма популярны астрология и алхимия.

   Пантеизм  и призыв к опытному знанию, сенсуализм и магия, обожествление природы  и психологизм представляют собой  черты единой традиции философии  Возрождения. 
 
 

3

  1. Общая характеристика эпохи

    1.1 Возникновение эпохи  возрождения

   В конце XIII — начале XIV вв. в интеллектуальной и духовной жизни Западной Европы начинается своеобразный процесс, связанный  с изменениями во всех сферах жизни  человека — в области философской мысли, в литературе, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов — Эпохой Возрождения.

   Эпоха Возрождения занимает особое место  в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который  пролегает между двумя качественно  различными типами культуры - традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу.

   Сам термин "Возрождение" (от французского "renaissance" — возрождение, Ренессанс) появился в XIX в. Смысл употребления данного  термина в том, что в XIV—XVI вв., во-первых, происходит возрождение  огромного интереса к античной культуре в целом — к античной философии, к античным религиозно-мистическим учениям и к античной литературе. Во-вторых, в этот период как бы рождается новая культура уже самих западноевропейских народов, противоположная традиционной христианской культуре Средних веков.

   Человек в Эпоху Возрождения воспринимался  во всей его целостности — материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к  человеческому телу проявилось в  искусстве Ренессанса. Возрождение  интереса к красоте человеческого  тела, опора на античные идеалы и  пропорции человеческого тела —  одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому  в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа плотского и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности.

   Идеи  гуманизма впервые наиболее ярко были выражены в Эпоху Возрождения, поэтому мыслителей того времени  стали называть гуманистами, а период XIV—XVI вв. нередко именуют также  Эпохой Гуманизма. А вообще с тех  пор гуманизм существует как одно из направлений общественно-политической и философской мысли.

4

   1.2 Черты философии Возрождения:

   Антитрадиционализм, то есть негативное отношение к традиционным ценностям и желание постоянного  развития, понимаемого как улучшение.

   Антропоцентризм, суть которого состоит в понимании  мира сквозь призму человеческого бытия: человек есть автономное и самодостаточное  существо, а в улучшении и совершенствовании нуждается окружающий мир.

   Гуманизм, то есть понимание человека не как  пассивного продукта творения Бога, а  как личности, способной путем  самосовершенствования подняться  на высоту, которая сродни божественному совершенству.

   Пантеизм - учение, отождествляющее Бога и  природу. 

    1. Этапы эпохи Возрождения

    Традиционно в ней выделяют следующие периоды:  
    1) гуманистический период; 
    2) неоплатонический период;  
    3) натурфилософский период.

   Гуманистический период

   Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного  образования и практики актуализировать  заложенные в человеке способности  и возможности.

   Для гуманизма  характерна убежденность в самодостаточности  человека, вера в его способность  самому, без посторонней помощи развить свои потенции. Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

   Неоплатонический  период.

   Для мыслителей, причисляемых к неоплатонической традиции, характерно внимание к постановке и  решению онтологических вопросов, опираясь на философское наследие Платона  и неоплатоников поздней античности и раннего средневековья. В центре их внимания находятся проблемы бытия  Бога и мира, соотношение божественного  и земного, происхождение мира, соотношение  свободы воли и необходимости.  
Наиболее известные мыслители: Марсилио Фичино, Николай Кузанский

   Натурфилософский  период.

   Исследования  в области философии природы  были направлены на пересмотр философских  и методологических оснований науки  того времени в связи с происходящими  кардинальными изменениями в  промышленности.

   5

   Опираясь на достижения естествознания натурфилософия формирует новую картину мира, свободную от теологии. Основу её метода составляет рассмотрение природы, исходя из её собственных начал. Были заложены начала теории научного знания, учения об истине, эксперименте.  
Наиболее известные представители: Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

   Деление это носит не столько хронологический, сколько типологический характер, поскольку  имеются в виду главенствующие тенденции  философской мысли каждого хронологического периода. Так, гуманизм Эразма Роттердамского отличается от гуманизма неоплатоников  своим ярко выраженным натуралистическим  характером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6

2. Антропоцентризм  философии Возрождения.  Натурфилософия

   и проблема человека и  общества

2.1 Антропоцентризм и проблема личности

   В эпоху  Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние  века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого  индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие, оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

   Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения  вообще впервые формируется понятие  личности как таковой. И в самом  деле, если мы отождествим понятие  личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в  то время как личность - категория  нравственно-этическая. Если мы рассматриваем  человека с точки зрения того, как  и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней  главное другое: способность различать  добро и зло и поступать  в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность  за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает  с развитием и углублением  личности: эстетический и нравственно-этический  аспекты развития могут существенно  между собой расходиться.

   Огромные  социально-экономические изменения  нашли свое отражение во многих социологических  концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы  изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают  гуманистические, антропоцентрические мотивы.

   Средневековая философия глубоко и последовательно  продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение  наиболее органично соответствует  всему социальному и хозяйственно-политическому  укладу средних веков, основывавшемуся  на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается

   7

античное культурное наследие, которое в средневековье  было предано забвению.

   Системный характер философских построений в  результате перехода от сакрального неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек. Совместить два центра не удается, поэтому не удивительно, что в системном плане возрожденческие философские построения уступают как античной, так и средневековой философии. Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения средневековья объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя, который бы сумел провести аналогичную работу в эпоху Возрождения. И, надо полагать, это явилось следствием состояния самой возрожденческой философской мысли. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение, наконец. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет от вульгарного материализма.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения