Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, контрольная работа
XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи 4
1.1 Возникновение эпохи Возрождения 4
1.2 Черты философии Возрождения 5
1.3 Этапы эпохи Возрождения 5
2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия
и проблема человека и общества 7
2.1 Антропоцентризм проблема личности 7
2.2 Натурфилософия 8
3. Николай Кузанский 11
4. Заключение 14
5. Список использованной литературы 15
Итак,
основной принцип возрожденческой
философии - это антропоцентризм, который
реализуется в совокупности антропоцентрических
неоплатонических построений.
2.2 Натурфилософия.
Натурфилософия (от лат. nature природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и наукой, её место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль наука играла в древности. Фактически наука явилась первой исторической формой философии.
Натурфилософия стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие,
прогресс, закон природы и т.д.
В XVII— XVIII вв., в эпоху бурного прогресса механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический
8
способ рассмотрения природы, наука отступает на второй план. В немецкой классической философии наука снова выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин.
В эпоху
Возрождения философия вновь
обращается к изучению природы. Интерес
к натурфилософии усиливается к
концу XV - началу XVI века по мере того, как
пересматривается средневековое отношение
к природе как
Рост
интереса к природе в
Дальнейшее ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками. Впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики.
Относящееся
к началу нового времени понимание
природы как душевного
Вскоре произошло ее разделение на натурфилософию органического, близкую к витализму, и натурфилософию неорганического, близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в
9
первую очередь
благодаря начавшемуся
К началу XX в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия.
Вильгельм
Оствальд создал натурфилософию неорганического;
Рейнке, Дриш, Паладьи и др. - органического.
Первая
с этого времени стала
10
3. Николай Кузанский
Николай Кузанский (1401—1464 гг.) родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Возможно, Николай учился в школе “братьев общей жизни” в Девентере (Голландия). Затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.
Николай Кузанский - папский кардинал и епископ. Он не ставит перед собой задач атеистического толка, ему хочется сделать все выводы, которые следуют из учения о Боге.
Для Кузанского Бог - это все: и бытие, и возможность становления бытия. Бог творит, значит, он заключает в себе чистую возможность становления. Он есть и абсолютный дифференциал и сумма всех дифференциалов, т.е. абсолютный интеграл. Рассматривая становление, переходя от одного числа к другому, считает Кузанский, мы приходим к бесконечному числу. Это абсолютный максимум, ибо его нельзя уменьшить одним из арифметических действий. Абсолютный максимум неделим, но неделимость - это свойство абсолютного минимума. Значит, абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Вот какая диалектика!
Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию, участвовал в посольстве в Константинополь, где познакомился с учениями византийский мыслителей.
В 1448 г. Николай был возведен в сан кардинала, а уже в 1450 г. — епископом Бриксена и папским легатом в Германии.
В сущности, главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.
Николай
Кузанский автор многих философских
и богословских сочинений, написанных
в разных жанрах — диалоги, трактаты,
размышления. Кроме того, ему принадлежат
сочинения по математике. Неоспоримы и
заслуги Николая Кузанского в истории
естествознания — он первым составил
географическую карту Европы, предложил
реформу юлианского календаря. По мнению
исследователей, идеи Николая в области
космологии стали одним из источников
учения Джордано Бруно о бесконечности
Вселенной.
11
В методологическом плане базой всего учения Николая Кузанского послужила идея совпадения противоположностей, которую он использовал и в теоретическом аспекте, и стремился применить на практике, в качестве обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения войн и раздоров.
По мнению Кузанца, весь мир соткан из противоположностей. Однако противоположности не просто противостоят друг другу, но и совпадают. Именно совпадение противоположностей является важнейшим условием появления конкретных вещей, каждая из которых и представляется собой определенное сочетание противоположностей. Например, живую противоположность представляет сам человек, ибо он конечен в качестве телесного существа и бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта.
Николай Кузанский выводил и тезис о том, что Бог присутствует во всех конкретных вещах, иначе говоря, вновь утверждал совпадение противоположностей — единство бесконечного Бога и мира конечных вещей. Недаром он многократно повторял платоновскую формулу о божественной триаде: Бог — это начало, середина и конец всех вещей.
Неотъемлемой
частью природы, созданной Богом, является
и человек. Размышления о сущности
человека у Николая Кузанского наполнены
истинным гуманистическим пафосом,
стремлением к обожествлению
самого человека. По его мнению, человек
— это “малый мир”, “микрокосм”,
в котором сочетаются все качества
“макрокосма”: “Человеческая природа,
вознесенная над всеми
Важнейшим свойством человека является “ум”, который Кузанский считал “образом Божественного ума”. Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. В отличие от предшествующей схоластической традиции Кузанский большое значение придает чувственному познанию. Чувственные ощущения играют роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные
12
представления приводит в действие силы ума.
Рассудок - это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. На основе рассудочных рассуждений, человек способен к научному познанию мира вещей, универсума. Из всех наук сам Кузанец придавал особое значение математике, которая для него была самой достоверной из наук..
Но высшей формой познавательных способностей человека является разум. От чувств и рассудка разум отличается двумя важными качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, “не принадлежит ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них”; во-вторых, разум “постигает только всеобщее, нетленное и постоянное”. Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.
Впрочем, исходя из общего методологического убеждения в совпадении противоположностей, Николай Кузанский приходит к выводу о творческом взаимодополнении друг друга разных познавательных свойств человека.
Сочинения Николая Кузанского были впервые опубликованы после его смерти в 1488 г., поэтому его философская концепция практически не была известна современникам. В XVI—XVII вв. идеи Кузанского высоко ценились Джордано Бруно, Декартом и Лейбницем. Впрочем, в полном объеме философские взгляды Николая Кузанского стали известны в Европе только во второй половине XIX в., после новой публикации его трудов.
Человек является высшим и наиболее значимым творением Бога, микрокосмом. В ней также заключено единство противоположностей, обеспечивающее полноту человеческого бытия. Человек подобен Богу, но не в абсолютном смысле, а как потенциальная возможность.
Кузанский
- пантеист, а в вопросе о соотношении
веры и разума принимает позицию
"двух истин".
13
4. Заключение
Завершая
краткое изложение истории
Термин
"Возрождение" появляется как
отражение ценностной установки
мыслителей новой эпохи: это, с одной
стороны, сознательное противопоставление
себя мрачному средневековью, где господствовали
теология и схоластическая философия,
а с другой - возвращение к ценностям
античной культуры с ее культом Разума
и Гармонии. Огромное количество изобретений
и научно-технических
В
эпоху Возрождения формируются
основы современного