Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения.

Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика эпохи 4

1.1 Возникновение эпохи Возрождения 4

1.2 Черты философии Возрождения 5

1.3 Этапы эпохи Возрождения 5

2. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия

и проблема человека и общества 7

2.1 Антропоцентризм проблема личности 7

2.2 Натурфилософия 8

3. Николай Кузанский 11

4. Заключение 14

5. Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 34.95 Кб (Скачать)

   Итак, основной принцип возрожденческой  философии - это антропоцентризм, который  реализуется в совокупности антропоцентрических  неоплатонических построений. 

   2.2 Натурфилософия.

   Натурфилософия (от лат. nature природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и наукой, её место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль наука играла в древности. Фактически наука явилась первой исторической формой философии.

   Натурфилософия стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие,

прогресс, закон  природы и т.д. 

    В  XVII— XVIII вв., в эпоху бурного прогресса механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический

   8

способ рассмотрения природы, наука отступает на второй план. В немецкой классической философии наука снова выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин.

   В эпоху  Возрождения философия вновь  обращается к изучению природы. Интерес  к натурфилософии усиливается к  концу XV - началу XVI века по мере того, как  пересматривается средневековое отношение  к природе как несамостоятельной  сфере. На первый взгляд происходит возвращение  к космоцентризму античного мышления. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а  последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые  ей в такой мере не были свойственны  в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик  и астролог Парацельс (1493-1541), видят  в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и  в неодушевленных стихиях. Подобно  тому, как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять. 

    Рост  интереса к природе в философии  эпохи Возрождения нашёл выражение  в новом расцвете натурфилософии связанной с именами Дж. Бруно, Дж. Кампанеллы, Парацельса, Ф. Патрици. Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро и макрокосмоса. Натурфилософия Возрождения выдвинула принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений (например, учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и пифагорейской мистикой чисел.

   Дальнейшее  ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками. Впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики.

   Относящееся к началу нового времени понимание  природы как душевного переживания  привело к новому, часто восторженно-патетическому  обоснованию натурфилософии.

   Вскоре  произошло ее разделение на натурфилософию органического, близкую к витализму, и натурфилософию неорганического, близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в

   9

первую очередь  благодаря начавшемуся триумфальному  шествию естественнонаучных методов  исследования.Натурфилософия Вселенной основана Коперником, Кеплером, Ньютоном.

   К началу XX в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия.

   Вильгельм Оствальд создал натурфилософию неорганического; 
Рейнке, Дриш, Паладьи и др. - органического.

   Первая  с этого времени стала господствующей особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности, при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. В настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   10

   3. Николай Кузанский

   Николай Кузанский (1401—1464 гг.) родился в селении  Куза в Южной Германии. По месту  своего рождения он и получил прозвание  — Кузанский или Кузанец. Отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Возможно, Николай учился в школе “братьев общей жизни” в Девентере (Голландия). Затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.

   Николай Кузанский - папский кардинал и епископ. Он не ставит перед собой задач  атеистического толка, ему хочется  сделать все выводы, которые следуют  из учения о Боге.

   Для Кузанского Бог - это все: и бытие, и возможность  становления бытия. Бог творит, значит, он заключает в себе чистую возможность  становления. Он есть и абсолютный дифференциал и сумма всех дифференциалов, т.е. абсолютный интеграл. Рассматривая становление, переходя от одного числа к другому, считает Кузанский, мы приходим к  бесконечному числу. Это абсолютный максимум, ибо его нельзя уменьшить  одним из арифметических действий. Абсолютный максимум неделим, но неделимость - это свойство абсолютного минимума. Значит, абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Вот  какая диалектика!

   Вскоре  Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию, участвовал в  посольстве в Константинополь, где  познакомился с учениями византийский мыслителей.

   В 1448 г. Николай был возведен в сан  кардинала, а уже в 1450 г. — епископом  Бриксена и папским легатом в  Германии.

   В сущности, главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

   Николай Кузанский автор многих философских  и богословских сочинений, написанных в разных жанрах — диалоги, трактаты, размышления. Кроме того, ему принадлежат сочинения по математике. Неоспоримы и заслуги Николая Кузанского в истории естествознания — он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу юлианского календаря. По мнению исследователей, идеи Николая в области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной. 

   11

   В методологическом плане базой всего учения Николая  Кузанского послужила идея совпадения противоположностей, которую он использовал  и в теоретическом аспекте, и  стремился применить на практике, в качестве обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения  войн и раздоров.

   По  мнению Кузанца, весь мир соткан из противоположностей. Однако противоположности  не просто противостоят друг другу, но и совпадают. Именно совпадение противоположностей является важнейшим условием появления конкретных вещей, каждая из которых и представляется собой определенное сочетание противоположностей. Например, живую противоположность представляет сам человек, ибо он конечен в качестве телесного существа и бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта.

   Николай Кузанский выводил и тезис  о том, что Бог присутствует во всех конкретных вещах, иначе говоря, вновь утверждал совпадение противоположностей — единство бесконечного Бога и  мира конечных вещей. Недаром он многократно  повторял платоновскую формулу о  божественной триаде: Бог — это  начало, середина и конец всех вещей.

   Неотъемлемой  частью природы, созданной Богом, является и человек. Размышления о сущности человека у Николая Кузанского наполнены  истинным гуманистическим пафосом, стремлением к обожествлению  самого человека. По его мнению, человек  — это “малый мир”, “микрокосм”, в котором сочетаются все качества “макрокосма”: “Человеческая природа, вознесенная над всеми созданиями Бога и немного уступающая ангелам, свертывает в себе и разумную и  чувственную природы, сочетает внутри себя все в мире и за то справедливо  именуется древними философами микрокосмом, малым миром”. Таким образом, Кузанский  отступает от традиционного христианского  понимания сущности человека, подчеркивая  популярную в эпоху Возрождения  идею о единстве духовного и плотского  начал в человеке. Развивая свое представление о человеке, Николай  Кузанский пишет о том, что  весь мир имеет “трехсложное”  строение: “малый мир” — это сам  человек; “большой мир” — универсум, вселенная; “максимальный мир” —  Бог, божественный максимум.

   Важнейшим свойством человека является “ум”, который Кузанский считал “образом Божественного ума”. Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. В отличие от предшествующей схоластической традиции Кузанский большое значение придает чувственному познанию. Чувственные ощущения играют роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные

   12

представления приводит в действие силы ума.

   Рассудок - это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. На основе рассудочных рассуждений, человек способен к научному познанию мира вещей, универсума. Из всех наук сам Кузанец придавал особое значение математике, которая для него была самой достоверной из наук..

   Но  высшей формой познавательных способностей человека является разум. От чувств и рассудка разум отличается двумя важными качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, “не принадлежит ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них”; во-вторых, разум “постигает только всеобщее, нетленное и постоянное”. Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

   Впрочем, исходя из общего методологического  убеждения в совпадении противоположностей, Николай Кузанский приходит к  выводу о творческом взаимодополнении друг друга разных познавательных свойств человека.

   Сочинения Николая Кузанского были впервые  опубликованы после его смерти в 1488 г., поэтому его философская концепция практически не была известна современникам. В XVI—XVII вв. идеи Кузанского высоко ценились Джордано Бруно, Декартом и Лейбницем. Впрочем, в полном объеме философские взгляды Николая Кузанского стали известны в Европе только во второй половине XIX в., после новой публикации его трудов.

   Человек является высшим и наиболее значимым творением Бога, микрокосмом. В ней  также заключено единство противоположностей, обеспечивающее полноту человеческого  бытия. Человек подобен Богу, но не в абсолютном смысле, а как потенциальная возможность.

   Кузанский - пантеист, а в вопросе о соотношении  веры и разума принимает позицию "двух истин". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

4. Заключение

   Завершая  краткое изложение истории философии  Возрождения, отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем  продолжив все лучшее из того, что  дало средневековье. Эпоха Возрождения  являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Для философии  Возрождения характерны: широкое, общее  и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила  интенсивное развитие философских  достижений Нового времени.

   Термин "Возрождение" появляется как  отражение ценностной установки  мыслителей новой эпохи: это, с одной  стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям  античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений  и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях  культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о  наступлении новой эпохи - эпохи  Возрождения. Новая ориентация в  культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.

    В  эпоху Возрождения формируются  основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису  Фомы Аквинского "малое знание  о высочайших вещах лучше, чем  самое подробное знание о вещах  низких и мелких" Галилей противопоставляет  такой принцип: "Я предпочитаю  найти одну истину, хотя бы  и о незначительных вещах, нежели  долго спорить о величайших  вопросах, не достигая никакой  истины". Для Кеплера и Галилея  наука занимается отношениями,  которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно  считавшиеся научными вопросы  о сущности мира, о смысле жизни  и т.д. отодвигаются на второй  план как не поддающиеся научному  анализу.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения