Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:27, реферат
История средневекового города составляет важнейший раздел медиевистики. Без её серьезного изучения невозможно правильно понять основные закономерности развития феодального общества в целом: мало того, без городского развития нельзя выяснить предпосылки возникновения капиталистического уклада в недрах феодальной формации.
Многое и в экономической и в социальной истории средневекового города в ней ещё остается неясным и спорным. Для решения спорных проблем нужно обратиться к источникам.
Введение……………………………………………………………………………...3
Городское право средневековой Европы.………………………………………4-13
Городское право Германии Англии Франции ..………………………………14-18
Примеры статей городского права ……………………………………………19-21
Заключение…………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……
РЕФЕРАТ
НА
ТЕМУ: ГОРОДСКОЕ
ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ЕВРОПЫ
Выполнила:
студентка 1 курса, гр. № 1.1.
юридического факультета
Иванова Василиса Петровна
Проверила: Галич Жанна
Валерьевна
г. Ростов-на-Дону
2007 г.
С
о д е р ж
а н и е:
Введение…………………………………………………………
Городское
право средневековой Европы.………………………………………4-13
Городское
право Германии Англии Франции ..………………………………14-18
Примеры
статей городского права ……………………………………………19-21
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
История средневекового города составляет важнейший раздел медиевистики. Без её серьезного изучения невозможно правильно понять основные закономерности развития феодального общества в целом: мало того, без городского развития нельзя выяснить предпосылки возникновения капиталистического уклада в недрах феодальной формации.
Многое
и в экономической и в
Особенно важный материал по истории раннего города содержат памятники городского права: Первое право Страсбурга, права Любека, Гамбурга, Магдебурга, хартии городов средневековой Германии.
Для изучения средневекового города, городские хартии вольностей – незаменимый, бесцветный источник.
Очень важен ранний этап городской жизни – XI – XII века, когда процесс складывания поселений недеревенского ремесленного торгового типа делал первые шаги и когда эти поселения самим фактором своего существования и борьбой с сеньорами землевладельцами заставляли последних идти на уступки и оформлять эти уступки специальными грамотами, Эти юридические источники могут открыть многое в тех экономических противоречиях и в противоборстве социальных сил которыми двигалось развитие средневекового города.
Германские города оставили достаточно богатое документальное наследие: именно в XII и в первой половине XIII веке было составлено много записей городских вольностей, прав горожан ограничивавших их обязанности по отношению к сеньору. Само обилие этих источников свидетельствует об интенсивности градообразования и о значительной социальной активности формирующегося сословия средневековых горожан.
Следует отметить, что документация подобного рода отложилась не только в архивах тех городов, что стали затем крупными экономическими, политическими и культурными центрами Германии (и Европы), но и городах, которые остались второ – и третьестепенными пунктами, значения которых никогда не выходило за пределы узкого округа (Анветлер, Дибург, Липпистадт и др.). Очевидно, независимо от размеров города, условия городской жизни, прежде всего экономические выдвигали сходные запросы и требования, поэтому в различных хартиях обнаруживается очень много общего.
Большая
часть городских хартий составлена
в канцеляриях церковных сеньоров. Сопоставление
хартий городов крупных и мелких, светских
и церковных позволит выявить специфику
условий развития отдельных городов и
общие черты того явления, которое мы называем
городским правом, черты, обусловленные
общностью экономических и социальных
интересов горожан.
ГОРОДСКОЕ
ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ЕВРОПЫ
Говоря о городских хартиях, следует учесть некоторые существенные особенности этого рода исторических документов и их социальную природу. и социальную направленность. Внешне составителем хартии выглядит феодал, хартия детей от его имени и скрепляет его печатью, всячески подчеркивается, что это – акт сеньориальной милости и благоговения. Но все содержание явно свидетельствует, что активная сторона здесь – это горожане: это они представляли свои требования, в борьбе добивались записи хартии, и «Милостиво» урезая свои права и капитал в пользу горожан, сеньор совершал это вынужденно, под давлением экономическим, а то и вооруженным.
Городская хартия – это документ нормативный: в нем записано то, что было необходимо горожанам, к чему они стремились. Не всегда эти записанные, гарантированные имперской печатью привилегии воплощались в жизнь полностью; записанное в хартии могло и не стать реальной нормой. Достаточно проследить судьбу торговой пошлины, отмена которой в некоторых городах зафиксирована уже в самых ранних грамотах и которая неизменно «воскресала» в практике сеньориального режима.
Городская хартия, как правило, была документом компромиссным: она составлялась сеньором, но почти везде и всегда по требованию горожан, следовательно, в ней неизбежно отражалась борьба интересов обеих сталкивающихся сил. Их реальное соотношение в конкретный момент решало, чьи интересы отразятся в данном документе с большей четкостью и в большем объеме, будет записанное в хартии соблюдаться и сколько долго. Следует учитывать конкретную политическую обстановку, в которой составлена хартия или её новый вариант.
Феодальная раздробленность Германии, усиление территориальных князей, борьба германских императоров с папством и немецкими князьями – все это создавало сложные ситуации, в которых города, играли на противоречиях внутри класса феодалов, используя заинтересованность королей в союзе с городами, добивались порой немалых успехов.
Городское право зачастую формировалось именно так: собирая отдельные привилегии, горожане ощущали необходимость свести эти частные пожалования и установления в целый свод. Если это удавалось, составлялась запись хартии, которую ныне называют Первой и т.д. Возможно, что в Вормсской хартии 30-х годов XIII века сведены воедино привилегии, полученные жителями этого города в 1074 г. от императора Генриха IV и в 1190 г. от Генриха VI. Хартия подробнее и гораздо полнее, но ядро ее заложено в этих грамотах. Грамоты же, следует отметить, были вырваны у императоров, когда те в связи с очередным политическим конфликтом остро нуждались в поддержке городской общины.
Еще более яркий пример дает право Кельна. Грамота 1169 г. недвусмысленно говорит, что до времени её составления горожане хранили некую запись своих привилегий, настолько давнюю, что к 1169 г. ее, по словам епископа «источили черви», и грамота 1169 г. была, по сути новой редакцией прежних городских установлений, причем инициатором составления новой редакции был именно архиепископ, горожане же согласились на это весьма неохотно, опасаясь (и не без основания), что их судебные и торговые привилегии могут быть урезаны сеньором.
Одна из самых содержательных и интересных из всех известных городских хартий Германии – право Страсбурга, по общепринятой традиции датируется 1189 годом. Но сохранились грамоты 1105, 1113, 1129 гг., в которых записаны важные судебные привилегии горожан.
Учреждение собственного городского суда, определение круга его полномочий и порядка назначения судей сформулированы здесь не так четко и полно, как в хартии, по преемственности этих документов не вызывает сомнений. Каждая из этих грамот – результат борьбы горожан с сеньором-епископом.
Города росли за счет постоянной иммиграции сельского люда, поэтому почти все хартии так много внимания уделяют переселенцам из поместий, беглым чинтевникам – держателям, сервам. Хотя из поместий выплакивалось, так сказать, излишнее население, однако земельные собственники были обеспокоены утечкой рабочих рук, и всячески старались ей препятствовать, Но сеньоры сравнительно быстро сообразили, что растущий у стен бурга или Монастыря торгово-ремесленный поселок приносит немалый доход и что содействовать его росту - выгодно. Эта заинтересованность побуждала феодала в какой-то мере идти на встречу требованиям горожан и поощрять приток беглых крестьян из сельской округи.
Социальная активность этих поселков обнаруживается с самого начала их существования. Новопоселенцы просят льгот в занятиях ремеслом и промыслом, выделение земель для застройки и для удовлетворения насущных хозяйственных нужд, права на регулярно действующий рынок, гарантии соблюдения имущественных прав, безопасности на дорогах и рынках. Так товарное производство и товарное обращение с первых шагов своего существования вступили в противоборство с системой феодальной несвободы, феодального произвола и обирательства.
Об интенсивности городского развития и о том, что это развитие происходило в острой социальной борьбе, свидетельствует и тот факт, что первые восстания горожан против сеньориального произвола в германских землях вспыхнули очень рано.
О восстании 1074 г. в Кельне известно давно, но никто до сих пор не связал это событие с социально-экономическим процессами в раннем городе, и редко вспоминают, что аналогичные события имели место в 1073 г. – в Вормсе, в 1075 г. – Майнце, в IIII г. – в Шпейре. Как правило. Привилегии, грамоты о смягчении сеньориальных поборов появляются после очередного волнения в городах – без инициативы «снизу» сеньоры не изменяли систему эксплуатации ни в деревне, ни в городе.
Складывание сеньориального режима в средневековом городе было предопределенно господством феодальной земельной собственности: город возникал и рос на чей-то земле, и собственники земли считали своей собственностью и город. Герцог Конрад Церингский в хартии Фрейбургу в 1120 году подчеркнул в первых же строках, что с ней место принадлежит ему, по праву частой собственности.
Объектом сеньориальной эксплуатации были городские ремесла и торговля. Вот почему сеньоров, прежде всего интересовал рынок, они этого почти не скрывали. Доходы же от рынка можно было не только присваивать самому, но и отдавать на правах феодала вассалам, последняя имело место в Стендале, в Гамбурге, в Дибурге, в Штаффельштейне.
Интересы торговли и купечества проступают в хартиях, феодалы вынуждены их учитывать, исходя из собственных интересов. Так епископ Страсбурга в конце XII в. имел право посылать страсбургских купцов с различными поручениями. Хартия вменила в обязанность епископу заботится, о «чести купцов» и запретила вызывать в суд горожанина, «уже входящего на корабль или садящегося на коня или в повозку», - горожанину нельзя было мешать в деловой поездке даже из-за судебной тяжбы.
Хартии Зеста и Медебаха говорят о существовании (XII в.) простейших купеческих объединений – компаний, регулируют распределение доходов и взаимные обязательства их участников. Венские купцы добились от австрийского герцога, чтобы он запретил иногородним купцам, с одной стороны, приезжать через Вену в Венгрию транзитом, не выставляя товары на продажу, а с другой, - торговать в Вене более двух месяцев и торговать в розницу. Тем самым выгодная розничная торговля оставалась в руках местного купечества, а сравнительно сжатый срок, отведенный иноземному купцу, побуждал его снизить цены, в пользу венских торговцев.
О ремесла и ремесленниках из источников права городов узнавать труднее, чем о торговле и о купцах. Важно даже само перечисление ремесел. Многие ремесла имеют свои организации, и это – важное завоевание ремесленников Страсбурга, ведь XII – XIII вв. далеко не в каждом городе ремесленный люд получил право на такую организацию, поскольку для сеньоров любая форма сплочения горожан была нежелательна. Так хартия Гослара в 1219 г. запрещала не только купеческие гильдии, но и ремесленные объединения.
Город
– прежде всего центр мелкого
товарного производства; новый экономический
уклад возникает в