Городская культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Раннее средневековье……………………………………………………………………………4
1.1. «Культура безмолвствующего большинства»……………………………………………..4
1.2. Роль церкви в период Раннего Средневековья…………………………………………..6
1.3. Трубадуры……………………………………………………………………………………………………..8
Глава 2. Высокое (классическое) Средневековье……………………………………………….10
2.1. Зарождение «городской культуры»……………………………………………………………..12
2.2. Средневековье XIV-XV века ………………………………………………………………………….13
Заключение… ……………………………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 33.78 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 

Городская культура Средневековья

Контрольная работа по культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2011 
 
 
 
 
 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Раннее средневековье……………………………………………………………………………4

1.1. «Культура безмолвствующего большинства»……………………………………………..4

1.2. Роль церкви в период Раннего Средневековья…………………………………………..6

1.3. Трубадуры……………………………………………………………………………………………………..8

Глава 2. Высокое (классическое) Средневековье……………………………………………….10

2.1. Зарождение «городской культуры»……………………………………………………………..12

2.2. Средневековье  XIV-XV века ………………………………………………………………………….13

Заключение… ……………………………………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между  Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия  с V по XV века.

Внутри тысячелетия  принято выделять по меньшей мере три периода:

Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI в.в);

Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века;

Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная  еще в науке тема. Идеологам  феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств  фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих  времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. «Великий немой», «великий отсутствующий», «люди  без архивов и без лиц» - так  именуют современные историки народ  в эпоху, когда для него был  закрыт непосредственный доступ к средствам  письменной фиксации культурных ценностей.

Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают  самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки 

язычества. Критерии для подобных оценочных суждений берут из «высокой» религии просвещенных и именно с их позиции судят  о сознании и эмоциональной жизни  простолюдинов, не ставя перед собой  задачи рассмотреть ее «изнутри», руководствуясь ее собственной логикой.

Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные  века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история  культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна. 
 

1. Раннее средневековье.

1.1. «Культура безмолвствующего большинства».

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили  бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся  падением Римской империи. Варвары  селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую  общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали  христианство, которое к концу  существования Рима стало его  государственной религией. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в  Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых  государственных образований, создававшихся  теми же «варварами». Племенные вожди  провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни  в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые  существенно замедляли экономическое  и культурное развитие.

В период раннего  средневековья идейные позиции  феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся  как особый класс общества, в мировоззренческом  отношении растворялось в более  широких и неопределенных слоях.

Главная масса населения  Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело  подчинен рутине, а кругозор до крайности  ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.

Парадокс: простой  люд, прежде всего - крестьянство, презираемое  и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего  Средневековья. Сельская жизнь с  ее неторопливой размеренностью и периодической  сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества. Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы.

Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в обществе, подавляющая часть  которого была неграмотна, письменность не

служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей  толще было обществом бесписьменным.

На протяжении большого исторического периода народные диалекты и языки Западной Европы, будучи средствами устного общения  людей, не могли овладеть сферой письменности - она оставалась всецело под властью  латыни языка. Быть грамотным означало знать латынь. Соответственно, сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней античности деление людей на litterati и illiterati, т.е. на образованных, знающих латынь, и на «идиотов» - неграмотных, довольствующихся данным им от рождения грубым народным языком.

В V-IX в.в. все школы  в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как  воспитание служителей церкви. В церковных  школах преподавались «унаследованные» от античности, так называемые «семь  свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых «внешних»  школ, где обучались юноши, не предназначенные  для церковной карьеры. Однако это  были, в основном, дети из знатных  семей.

Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно, менялся и уровень  образования людей. После определенного  подъема VIII-IXв.в. развитие умственной жизни  в X-начале XI в.в. заметно затормозилась. Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди  на библейские сюжеты - как руководство  к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить проблемы. Все  это также формировало средневековый  менталитет. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета  культура, прежде всего, выражала смысл, душу человека, приближала человека к  Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело  так, как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность. 

1.2. Роль церкви в период Раннего Средневековья.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и  христианской церкви. В условиях всеобщего  упадка культуры сразу после распада  Римской империи, только церковь  в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и  государств Западной Европы. Церковь  была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и  скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта  картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.

Вся культурная жизнь  европейского общества этого периода  в значительной степени определялась христианством.

Огромную роль в  жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства  «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри  превратились в сильные, нередко - очень  богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри  были центрами образования и культуры.

Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники  и ритуалы. Суровые наказания  угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них.

 «Борьба против язычества, таким образом, была составной частью процесса феодального подчинения крестьянства».

В самом общем  плане мир виделся людям в  соответствии с некоей иерархической  лестницей, вернее - как симметричная схема, напоминающая собой две сложенные  своими основаниями пирамиды. Вершина  одной из них - Бог. Ниже идут уровни священных персонажей - Апостолы, архангелы, ангелы и т.п. На каком-то уровне в  эту иерархию включаются люди: сначала  папа и кардиналы, затем клирики  более низких уровне, затем - миряне, начиная со светской власти. Затем, дальше от Бога и ближе к земле, располагались животные и растения, потом - сама земля, уже полностью  неодушевленная. А дальше шло как  бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии , но в ином измерении, как бы со знаком «минус» , по нарастанию зла и близости к Сатане, являвшемся воплощением Зла.

Церковь рьяно боролась со всеми пережитками язычества, вместе с тем принимая их. Так, называя  язычеством всякие обряды, заговоры и  заклинания, церковь, тем не менее, вела настоящую охоту за людьми, якобы обладающими способностью эти заговоры и заклинания творить. Особенно опасными церковь считала женщин, занимающихся изготовлением всякого рода снадобий и амулетов.

Таким образом, признаками раннесредневековой культуры можно  считать приверженность традиции, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипа в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое было навязано и церкви.

 

1.3. Трубадуры.

Средневековые люди относились к артистам со смешанным  чувством восхищения и недоверия. По средневековым представлениям, профессия артиста была сродни дьяволу - притворщику и обманщику: священникам запрещалось разделять с ними трапезу, а простым христианам лучше было смотреть только те театральные представления, в которых изображались события из жизни Иисуса Христа, богоматери или апостолов. Но развлечений у горожанина, крестьянина и рыцаря было не так уж много, поэтому появление фокусника на городской площади, певца и поэта - в рыцарском замке всегда становилось праздником. Жизнь средневекового человека шла в основном однообразным путём, проложенным отцами и дедами; каждое новое лицо было в диковинку, оно становилось окном, открытым в широкий мир. А уж если пришелец знал сказания о короле Артуре и его рыцарях, о доблестном Роланде и героях крестовых походов - городская площадь щедро сыпала ему в шапку серебряные и медные монеты, а рыцарь давал приют у своего очага на несколько вечеров.

Особенной славой пользовались трубадуры - поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. В основном они вели бродячую жизнь, переезжал от двора одного знатного сеньора к другому. Расцвет искусства трубадуров наступил в Южной Франции в 12-15 вв. Происхождение слова трубадур связано вовсе не с трубой, как можно подумать, а со старым французским словом троб, означавшим «искусный приём» особое изящество. Действительно, многие трубадуры умели сочинять прекрасные песни, изящные, со сложными рифмами и богатой игрой слов. Среди трубадуров было немало рыцарей, людей знатного происхождения; одним из лучших поэтов рыцарей был герцог Гийом Аквитанский. Стихи трубадуров, воспевавших беззаветное служение рыцаря избранной им даме сердца, быстро вошли в моду. Неудивительно, что они очень нравились женщинам; знатные дамы стали требовать от своих поклонников поведения, описанного в стихах. Поэзия трубадуров оказала исключительно большое влияние на формирование особой рыцарской культуры, широко распространившейся в Европе одним- двумя веками позже.

Лучшее время трубадуров последняя четверть ХII и первая четверть II века. Это была благодатная пора. Один из наиболее сильных поэтов Бертран  де Вентадорн воспевал любовь как  величайшее благо жизни, дарованное людям, воспевал весну, природу, солнце.

Информация о работе Городская культура средневековья