Городская культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Раннее средневековье……………………………………………………………………………4
1.1. «Культура безмолвствующего большинства»……………………………………………..4
1.2. Роль церкви в период Раннего Средневековья…………………………………………..6
1.3. Трубадуры……………………………………………………………………………………………………..8
Глава 2. Высокое (классическое) Средневековье……………………………………………….10
2.1. Зарождение «городской культуры»……………………………………………………………..12
2.2. Средневековье XIV-XV века ………………………………………………………………………….13
Заключение… ……………………………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 33.78 Кб (Скачать)

Бертран де Вентадорн  вышел из низов, был воспитан при  дворе виконта де Вентадорна. Сначала  он воспевал жену своего сеньора, потом  английскую королеву Элеонору, при  дворе которой он одно время жил. Другой трубадур этого периода Пейре  Видаль известен как остроумнейший  весельчак, бахвал, экстравагантный  хвастун. «Я один взял в плен сто  рыцарей, а у ста других отнял  доспехи; я заставил плакать сто  дам, а ста другим оставил радость  и веселье», -- распевал Видаль. Его  стихи покоряют легкостью языка, свежестью образов, веселым озорством и задором.

2. Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения  и возрождаться. С X века укрупнились  государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность  быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в  этом играла та же церковь, которая  тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних  варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и  другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту  эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе».

Возникает и развивается  так называемая рыцарская литература . Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного  героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В  числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское  королевство в начале V в . В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние  германские сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые «Баллады о Робин Гуде», который  и поныне остается одним из самых  известных героев мировой литературы.

Праздничная культура средневековья.

Средневековые городские  праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим  культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1--5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых  и плясками, которые первоначально  имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали  песни, в которых высмеивались вельможи, церковнослужители и судейские  чиновники. С 17 по 23 декабря справлялись  необузданно веселые сатурналии, с цирковыми представлениями, жертвоприношениями свиньи.

Во время самих  календ ряженые, уподобив колесницу  сцене, созывали толпу зевак и  осмеивали высшую власть. Но служители  христианской церкви, враждебной духовной свободе народа, нещадно преследовали вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры «порождением дьявола». Церковникам удалось воспрепятствовать  свободному развитию массового народно-праздничного творчества, особенно - его сатирическому началу. Не обогащаемое гражданскими идеями, это творчество было приглушено.

И все-таки отдельные  виды увеселений продолжали жить, породив новый вид народного зрелища - представления гистрионов, которые внесли большой вклад в становление культуры Западной цивилизации они назывались скоморохами.

Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как  массового и популярного искусства  происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов.

В период раннего  средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в  тесной связи с богослужением. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.

Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднествами  и обрядовыми представлениями, в  которых проявлялись свободомыслие  и бунтарство закрепощаемых крестьян, была вынуждена искать наиболее выразительные  и доходчивые средства в целях  воздействия своих догматов на верующих. Благодаря этому начинается активный процесс театрализации мессы.  

2.1. Зарождение “городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая «городская литература», для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев  городского населения, а также появление  сатирических произведений. Представителями  городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В  этот период она была представлена, в частности, творчеством «жонглеров», которые выступали на городских  площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали  на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади  и действия разыгрываются уже  не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. 

2.2. Позднее средневековье.

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя  война.

В эти периоды  неуверенность и страх владели  массами. Хозяйственный подъем сменяется  длительными периодами спада  и застоя. В народных массах усиливались  комплексы страха перед смертью  и загробным существованием, усиливаются  страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья  в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта  во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста. Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.

Источники страхов  лучше всего высвечиваются в  молитве крестьянина того времени: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».

Господство устной культуры мощно способствовало умножению  суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце  концов, города возрождались, люди, уцелевшие  от мора и войны, получили возможность  устраивать свою жизнь лучше, чем  в предыдущие эпохи. Возникли условия  для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы  поведения, который условно можно  было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе был достоянием всех членов общества.

Мышление средних  веков было преимущественно теологическим.

Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной  практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Вся культурная жизнь  европейского общества этого периода  в значительной степени определялась христианством.

Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.

Массовая средневековая  культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась  не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Во времена классического Средневековья  возникает городская культура как  новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую  роль в становлении западной цивилизации  в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики.

Список  литературы.

1. Введение в культурологию / Ред. Е.В. Попов. Изд. 2. – М.: Владос, 1995. – 336с

2. Гуревич П.С. Культурология. Изд. 2.– М.: Знание, 1996. –  288 с.

3. Емохонова Л.С. Мировая художественная культура. Изд. 4. –  М.: Академия, 2000. – 591 с.

4. Культурология / Ред. А.Н Маркова. Изд. 2. – М.: Юнити, 2000. – 600 с.

5. http: // www.culture.stsland.ru – культура с древнейших времен. 
 
 
 
 

Информация о работе Городская культура средневековья