Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:24, реферат

Краткое описание

Анализ института президентства в системе государственной власти

Файлы: 1 файл

КПЗС Реферат.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

5.В сфере нормотворческой  деятельности президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти.

6.Полномочия  по урегулированию чрезвычайных  ситуаций.

7.Полномочия  по распоряжению вооруженными  силами. По конституции президент  является главнокомандующим со  всеми вытекающими отсюда последствиями.

8.Как высшее  должностное лицо президент назначает  государственных служащих определенных  рангов.

9.Полномочия  в сфере правового статуса  личности. Президент – гарант  прав и свобод граждан.

Конституции предусматривают  не только обязанности президента, но и определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ее.

Глава 4.Ответственность и прекращение обязанностей президента

 В ряде  случаев развивающихся стран  с авторитарным политическим  режимом  учреждался даже институт  пожизненного президента (например, в Малави), однако обычно таким президентом не удается досидеть у власти до конца жизни: рано или поздно их свергают, как произошло, например в Экваториальной Гвинее, Уганде, Тунисе.9

Президент в  принципе неответственен за свою деятельность. Но в отличие от монарха его не ответственность имеет границы. Конституции, как правило, устанавливают ответственность президентов за правонарушения.

Интересно привести положения ст. 106 словацкой Конституции, согласно которым Национальный совет  может отозвать Президента с его должности, если он проводит деятельность, направленную против суверенитета и территориальной целостности республики, или деятельность, направленную на устранение ее демократического конституционного строя; предложение об отзыве вносится абсолютным большинством всех депутатов, а для принятия решения об отзыве вносится абсолютным большинством всех депутатов, а для принятия решения об отзыве требуется большинство 3/5 всех депутатов. Сопоставим приведенные положения с содержанием ст.107, согласно которой Президента можно преследовать только за измену родине; обвинение в этом случае предъявляет Национальный совет, а разрешает дело Конституционный суд. Можно сделать вывод, что ст. 106 устанавливает лишь политическую ответственность Президента, а ст. 107- его уголовную ответственность.

 Более типичными  в отношении ответственности  президента можно считать нормы  ст. 65 чешской Конституции, согласно  которым Президента нельзя задерживать  и подвергать уголовному и  административному преследованию. Преследователь его можно только за государственную измену и только перед Конституционным судом по обвинению Сената. Наказанием может быть утрата президентской должности и способности занять ее снова. Уголовное преследование за преступления, совершенные во время исполнения должности Президента Республики, исключается навсегда. В этом чешская Конституция отличается от Конституции США, которая в части седьмой разд. 3 ст. 1 установила, что смещенное в порядке импичмента лицо подлежит затем за свои судебному преследованию в соответствии с законом.

Конституции различно решают вопрос о замещении должности  Президента в случае его досрочного выбытия или препятствия к  исполнению им своих обязанностей.

В одних странах (США, Болгария) вместе с президентом  избирается вице- президент, который помогает президенту, выполняя его поручения, временно замещает его в случае необходимости. В случае же досрочного выбытия Президента США Вице – президент становится Президентом до окончания срока полномочий выбывшего Президента, а в Болгарии это имеет место только в случае, если Президент подал в отставку, в остальных же случаях должны проводиться новые президентские выборы, до которых Президента замещает Вице – президент, а если это невозможно, то председатель Народного собрания.

Необходимо подчеркнуть, что вице – президент, избранный  в одной связке с президентом, не вправе открыто выступать против политики президента. Если он с этой политикой не согласен, то должен уйти в отставку.

В других странах (Франция, Венгрия) институт вице – президента не предусмотрен, а конституции устанавливают порядок временного замещения президента на случай невозможности исполнения им своих обязанностей и с немедленным назначение президентских выборов, если президент выбыл досрочно. Во Франции Президента временно замещает Председатель Сената, а если для него имеются препятствия, то Правительство. Которые, однако, не могут назначать референдум и распускать Национальное собрание: в это время не могут решаться вопросы доверия Правительству и изменения Конституции. Согласно Конституции Венгерской Республики 1949 года в редакции 1990 года, Президента временно замещает председатель Государственного собрания, который, однако, не может возвращать Государственному собранию законы на повторное рассмотрение,  направлять их в Конституционный суд, распускать Государственное собрание, а помиловать может только осужденных вступившим в силу судебным приговором. А председателя на это время замещает его заместитель, утвержденный Государственным собранием.

Коротко следует упомянуть Президента и Вице – президента Швейцарии. Они назначаются Федеральным собранием и сроком на один год без немедленного переназначения  и возглавляют Федеральный совет, выполняющий задачи правительства и главы государства. Каких – либо их полномочий именно как главы государства действующая Федеральная конституция Швейцарской Конфедерации 1874 года не устанавливает.

Наконец, нельзя не остановиться вкратце на специфической  особенности статуса главы государства  в Исламской Республике Иран по ее Конституции 1979 года с изменениями 1989года.

В этой стране избираемый всеобщими выборами не более чем  на два четырехлетних срока Президент  является высшим должностным лицом  после института Руководства. Он отвечает за проведение в жизнь Конституции  и действует в качестве главы исполнительной власти. За исключением вопросов, отнесенных к ведению Руководства. Президент избирается из числа религиозных и политических деятелей и должен обладать такими качествами, как иранское происхождение, иранское гражданство, административные способности и находчивость, безупречное прошлое, честность и благочестие, убежденная вера в фундаментальные принципы Исламской Республики Иран и официальную религию страны. Выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой двух кандидатов,  получивших наибольшее число голосов в первом туре. Президент ответственен перед народом, Руководителем и Исламским консультативным собранием (ИКС) – законодательным органом.

Президент может  иметь, согласно ст. 124, заместителей, и с его согласия первому заместителю могут быть поручены ведение дел Совета министров и координация функций остальных заместителей.

Президент, подписывая законы, принятые ИКС и путем референдума, и направляет их властям, ответственным за их проведение в жизнь, подписывает либо поручает это своим законным представителям) международные договоры, отвечает за национальное планирование и бюджет, ведает  государственными вопросами занятости, назначает по представлению министра иностранных дел послов, присуждает государственные отличия, назначает министров, которые должны получить доверие ИКС, возглавляет Совет министров и ответственен перед ИКС за его действия, может смещать министров.

Президент может  быть смещен с должности по состоянию  здоровья. Решение принимает парламент после заключения специального созываемого государственного медицинского консилиума. В 80-х гг. так был отстранен от должности президент Туниса Х. Бурбига.10

В некоторых  странах могут быть применены  иные процедуры. В Словакии и Словении президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Президент может прекратить свои полномочия путем ухода в отставку. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

На основе всего выше сказанного можно сделать  вывод, что президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики государства должны соответствовать Конституции и Законам. Данная тема является довольно сложной и многообразной и требует большого внимания, что я и постаралась отразить в своем реферате. Следует сделать вывод, что правовое положение президента в странах с различной формой правления имеет как сходство, так и различия, в результате этого выбранная мною тема реферате является актуальной во все времена.

   На  Президента возложена очень важная функция в системе органов  государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами.

   В своей работе по теме «Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления» я постарались показать различия в правовом положении президента в странах с различной формой правления, а также дать сравнительный анализ между этими странами.

   В своем исследовании я использовали такие работы, как: Конституционное право. Учебник под ред. А.Е.Козлова. Москва, 1996г.; Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. Учебник для вузов. Москва, 2000г.; Баглай М.В. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. Москва, 1994г.; Сахаров А.Д. Воспоминания. Москва, 1996г.

Список  использованной литературы:

  1. Страшун Б.А.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран, БЕК, 2000
  2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран, Юрайт, 2001
  3. Лазарев В.В. Конституционное право, Юристъ, 1999
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть /Отв. ред. Б.А. Страшун, М., 1996
  5. Крутоголов М.А. Президент Французской республики. М., 1980
  6. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.,1994
  7. Черниловский Б.З. Институт президентуры в свете исторического опыта//Советское государство и право. 1991.№6
  8. Чиркин В.Е. Президентская власть//Государство и право. 1997. №5
  9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006
  10. В.И. Козлова, О.Е. Катуфин Конституционное право М., 1996

Информация о работе Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления