Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:24, реферат

Краткое описание

Анализ института президентства в системе государственной власти

Файлы: 1 файл

КПЗС Реферат.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Президент практически  снизу доверху формирует исполнительную власть. 
Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент – глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.3

В области международных  отношений президент заключает  и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной области  президент - обладатель традиционного  права главы государства - права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть  полномочий главы государства, требующая  контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. Сконтрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется “одноцветное” с президентом большинство. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.

§2Положение президента в парламентских республиках

В парламентских  республиках  президент избирается парламентом (например, в Чехии, Словакии, Венгрии) или более широкой коллегией с участием парламента (например, в Италии, Индии, Германии). Так, согласно ч.2 и 3 ст.101 Конституции Словацкой Республики 1992 года, Президента избирает Национальный совет тайным голосованием и большинством 3/5 всех депутатов. Германский Федеральный  президент избирается, согласно ч.1 и 3 ст.54 Основного закона, Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных народными представительствами земель согласно принципам пропорциональных выборов.

Можно подробнее  остановиться на Греции и рассмотреть  правовое положение президента. Президент избирается Парламентом сроком на 5 лет. Конституция наделила Президента широкими полномочиями, возложив на него осуществление законодательной и исполнительной власти. Президент назначает Премьер-министра и по его рекомендации назначает и отзывает других членов Правительства. По заключению Совета республики консультативного органа, который образуется при Президенте в предусмотренных Конституцией случаях, Президент может сместить Правительство, если оно утратило доверие Парламента.4 В исключительных случаях он председательствует в Совете министров. Президент созывает Парламент на очередные сессии один раз в год и на чрезвычайные, когда найдет нужным. Он вправе отложить проведение парламентской сессии на срок до 30 дней. В полномочия Президента входит также утверждение и промульгация законов, принятых Парламентом, и возможность возвратить проект закона в Парламент для повторного рассмотрения. Президент может назначать референдум и направлять послания нации. Наконец, он является главой вооруженных сил. Помимо этого Президент осуществляет ряд прав с министерской контрасигнацией. К их числу относятся право представлять страну во внешних сношениях, объявлять войну и заключать мир, а также право распускать Парламент, если он после 3 голосований не может избрать Президента или когда Парламент находится в разногласиях с общественным мнением либо не может обеспечить стабильность Правительства.

В марте 1986 г. была принята серия поправок, лишивших Президента ряда важных полномочий, в  том числе права смещать Премьер-министра. Распустить Парламент он может только в том случае, если отставка 2 правительств подряд показывает отсутствие политической стабильности. Ограничено его право объявлять референдум, а право провозглашать чрезвычайное положение передано Парламенту.

Исполнительная  власть осуществляется Правительством, которое состоит из Премьер-министра и министров (один или несколько из них могут быть назначены вице-премьерами). Правительство формируется партией, получившей большинство мест в Парламенте. Премьер-министром становится лидер этой партии. В течение 15 дней с того момента, как он принесет присягу, Правительство должно поставить вопрос о доверии перед Парламентом. Палата депутатов вправе "взять обратно свое доверие" Правительству или одному из его членов. Резолюция порицания может вноситься только через 6месяцев после отклонения Палатой предшествующей резолюции. Резолюция порицания должна быть подписана, по меньшей мере, 1/6 частью депутатов. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами. Члены Совета министров и государственные секретари несут ответственность за упущения, совершенные при выполнении своих функций, согласно положениям законов об ответственности министров.

§3Положение президента в советских республиках

В советских  республиках президент также  избирается парламентом. Этот вопрос предрешается политбюро центрального комитета соответствующей коммунистической партии или даже самим генеральным или первым секретарем, который и становится обычно президентом. Согласно, например, первому предложению ст.102 Конституции Социалистической Республики Вьетнам 1992 года, Президент государства избирается Национальным собранием из числа депутатов Национального собрания. Последнее примечательно, ибо последовательно вытекает из принципа так называемого единства власти – формального полновластия представительных органов, в состав которых наряду с прочими депутатами входят руководители всех органов власти.

На процедуре  выборов применяется мажоритарная система чаще всего в два- три  тура с перебаллотировкой кандидатов, получивших наибольшее число или не менее установленного минимума голосов. Впрочем, Конституция Республики Намибии 1990 года предусмотрела, что туры голосования по выборам Президента будут проводиться до тех пор, пока какой-либо из кандидатов не получит абсолютного большинства поданных голосов.

В странах, где  президент избирается народом, иногда предусматривается, как, например, в  США, что если ни один из кандидатов не будет избран в единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, получивших большее число  голосов, осуществляется в парламенте или его нижней палате.

Конституции обычно предъявляют к кандидатам в президенты определенные требования.

Часто требуется  достижение возраста 35-40 лет (в Китае и Монголии 45, в Италии 50), хотя в некоторых странах такого требования нет и президентом может стать лицо, которое пользуется пассивным избирательным правом по выборам в парламент (например, во Франции). Верхний возрастной предел, как правило, не устанавливается. В этом нет нужды, поскольку демократический порядок выборов президента позволяет не допустить избрания лица с маразматическими проявлениями, а, кроме того, широко распространенный запрет избрания на третий срок (в некоторых странах, как в Мексике – даже на второй) гарантирует от того, что раз избранное лицо засидится в президентском кресле до маразма. Есть и иные гарантии от такой опасности.5

Кандидат в  президенты должен, разумеется, быть гражданином  соответствующей страны, причем в  некоторых странах, как в США, Намибии, Колумбии, Монголии, на Филиппинах, требуется, чтобы он был прирожденным, а не натурализованным гражданином. Примечательно, что в западноевропейских и даже  пост-социалистических странах конституционные требования к кандидату в президенты обычно либеральны – достаточно, чтобы он обладал активным или пассивным избирательным правом и достиг установленного возраста (Германия, Италия, Чехия, Словакия, Венгрия). В Болгарии и Монголии нужно еще, чтобы он прожил в стране последние пять лет перед выборами, а в Македонии – не менее 10 лет из последних 15- ти.

Нередко президенту запрещается любое совместительство государственных должностей и мандатов. Во многих странах  конституцией, законом  ли обычаем требуется, чтобы президент, находясь в должности, не состоял  ни в какой политической партии, тогда как в других странах партийность президента считается вполне допустимой.

§4Правовое положение президента в президентских республиках

   В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики: и Президент, и парламент непосредственно избираются народом; Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку Правительство путем выражения ему вотума недоверия; решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров; Президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответственность несет перед Президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона; Президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентов законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов; в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты; заключаемые Президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентов; судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.

   В данной работе были рассмотрены далеко не все из ключевых характеристик  президентской власти в странах  с различной формой правления. Специального анализа требует такие ее проявления, как особые полномочия президента в условиях чрезвычайного положения, взаимоотношения главы государства с различными общественно-политическим группами и средствами массовой информации, стили политического поведения президентов и нормы их ответственности за свои действия. Большую практическую значимость представляет рассмотрение оптимальных вариантов организации работы аппарата президента, процедуры передачи властных полномочий от одного президента к другому, профессиональных и личностных характеристик президентов. Вообще проблематика,  связанная с анализом института президентства, обширна и многообразна, явно нуждается в дальнейших исследованиях.

Глава 3.Полномочия и обязанности президента

Президент Республики не может заниматься никакой другой публичной или профессиональной деятельностью, за исключением партийной».6

Политическая  конституция Колумбии 1991 года запрещает  Президенту. или лицу, его замещающему, под страхом потери мандата в  течении срока полномочий перемещаться на иностранную территорию без предварительного уведомления Сената, а в Случае перерыва в его работе – Верхнего суда правосудия. Более того, в течение года, следующего за прекращением полномочий, бывший Президент ли замещавшее его лицо не вправе покидать страну без предварительного разрешения Сената.

Торжественное вступление президента в должность, которое в США и некоторых  других странах именуется инаугурацией, включает обычно принесение присяги.7

Президент пользуется неприкосновенностью и рядом  других  привилегий, присущих главе государства: резиденциями, правом на штандарт, специальным вознаграждением, охраной и др., причем некоторые привилегии сохраняются и после того, как лицо перестало быть президентом. В Италии бывшие президенты становятся по праву сенаторами, во Франции – Членами Конституционного совета.

Срок полномочий президента составляет обычно 4-5 лет, реже встречаются 6- летний (Мексика) или 7- летний (Италия, Франция) срок. Он может быть равен сроку полномочий парламента (нижней палаты), что не всегда означает совпадение этих сроков, ли превышать его. Конституция часто предусматривают возможность продления срока полномочий президента, если из-за чрезвычайных обстоятельств оказывается невозможным своевременное проведение очередных президентских выборов.8

Президент обладает весьма широкими полномочиями.

1.Полномочия  по представительству государства  вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств.

2.Президент –  гарант конституции. Он обязан  принимать меры ее соблюдению  и охране.

3.Полномочия  в отношении парламента и осуществления  им законодательной власти. Президент  назначает дату выборов в парламент,  созывает парламент на сессии, подписывает законы и обладает правом вето, публикует их.

4.Полномочия  по формированию других высших  органов государства. Президент  назначает правительство самостоятельно  или по предложению лидера  партии большинства в парламенте.

Информация о работе Особенности правового положения президента в странах с различной формой правления