Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:24, реферат
Анализ института президентства в системе государственной власти
ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Юридический
факультет
Реферат
по дисциплине: Конституционное (государственное) право зарубежных стран
на тему:
«Особенности
правового положения
президента в странах
с различной формой
правления»
Орел
- 2008
ПЛАН
Анализ
института президентства в
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, тем, что президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Цель моего реферата заключается в том, чтобы изучить и раскрыть особенности правового положения президента в странах с различной формой правления и проанализировать институт президентства в системе государственной власти.
Сторонники президентской формы правления, установленной федеральной Конституцией, видят в институте Президентства широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Сам по себе факт не включения Президента ни в одну из трех ветвей власти не означает неопределенности в правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения властей в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую – президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал бы над ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.
Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на мой взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.
Зарубежная
практика президентской власти убедительно
свидетельствует о важности института
президентства в тех или иных
политических системах. По сравнению
со всеми другими высшими
Исторически
родиной президентства были США,
где президент в одном лице
являлся и главой государства, и
главой правительства. Из США институт
президентства распространился в страны
Латинской Америки, а среди европейских
стран первыми должность президента ввели
одновременно Франция и Швейцария в 1848
г. Но самое широкое распространение этот
институт получил в ХХ веке, в период распада
колониальных империй и образования множества
независимых государств, большинство
из которых выбрали президентскую форму
правления.
Глава государства - это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства. Согласно текстам конституции, глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит в законодательную, и в исполнительную, либо, наконец, только в исполнительную. Со времен, когда разделение властей еще только начало возникать, глава государства сохранял за собой исполнительную власть. И не случайно такое решение нашло последовательное отражение в Конституции США. В дальнейшем в тех странах, где возникли парламентские формы правления, глава государства больше тяготел именно к исполнительной власти. Примечательно, что Индийская Конституция, хотя и включила Президента и две ветви власти, но статус его целостным образом урегулировала в разделе об исполнительной власти: именно здесь сказано о порядке выборов Президента и Вице-президента и о процедурах их ответственности, именно здесь определены полномочия президента как главы государства. В смешанных республиках президент теснее связан с правительством, чем с парламентом. Итак, глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства.
Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, Ст.5 Конституции Французской Республики 1958 года в первоначальной редакции гласит:
«Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.
Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения соглашений Сообщества1
Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.
Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более тоталитарных режимах президентская власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы.
Каждому типу государственного правления соответствует определенный тип президентства с его особыми ролевыми функциями. В условиях президентской республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы правительства, должен быть эффективным политическим лидером, который непосредственно руководит правительственной политикой. При полупрезидентской республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной роли арбитра в отношениях между кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом «первого гражданина», имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Однако при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе.
В демократической республике глава государства - президент избирается на установленный в конституции срок.
В президентских
и смешанных республиках
Примером смешанной республики является Франция. Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.[19]
Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.
Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее, чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности.
В случае вакантности поста президента республики, по какой бы то ни было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, - то правительством.
В случае вакантности
и если препятствие объявлено
конституционным советом окончательным,
голосование по выборам нового президента
происходит
- кроме случая непреодолимой силы - не
менее чем через двадцать и непозднее
чем через тридцать пять дней после открытия
вакансии или объявления об окончательном
характере препятствия.
Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом, по меньшей мере, 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.
Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе выборов.
В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает ив случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.
Президент республики
занимает вершину в иерархии государственных
органов. “Акты президента Республики,
за исключением указанных в статьях
8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром
и в случае необходимости - ответственными
министрами.”2 В соответствии с
этой формулировкой конституции, формально-юридические
полномочия президента подразделяются
на осуществляемые им лично и на полномочия,
требующие контрассигнации премьер-министра
или ответственных министров. Практически
существуют и другие личные полномочия,
не указанные в статье 19, в частности -
премьер-министр назначается без контрассигнации.
Наиболее важным
личным полномочием президента Франции
является право роспуска Национального
собрания, которое ограничено лишь тремя
условиями:
1) не может быть произведен роспуск в течение
года, следующего после предыдущего роспуска;
2) во время действия чрезвычайного положения;
3)временным президентом республики, т.е.
председателем Сената, занимающим вакантную
должность главы государства до избрания
нового президента.
Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей..., который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.[21]
Особенно возрастает
роль главы государства, когда он
решает ввести чрезвычайное положение
в стране. Статья 16 конституции позволяет
ввести президенту настоящую единоличную
диктатуру, во время которой он принимает
все меры, которые, по его представлению,
диктуются обстоятельствами. Но в этой
статье оговариваются два условия для
введения чрезвычайного положения: первое
- должно наличествовать одно из четырех
требований - серьезная и непосредственная
угроза либо институтам республики, либо
независимости нации, либо целостности
ее территории, либо выполнению международных
обязательств; второе - должно быть нарушено
нормальное функционирование органов
государственной власти, созданных в соответствии
с конституцией.
Эта статья не может быть использована
при других обстоятельствах, и президент
не может вводить ее, когда захочет. Однако
отсутствие достаточных юридических и
политических гарантий, делает право введения
чрезвычайного положения наиболее грозным
оружием в руках президента. Для его введения
глава государства обязан лишь получить
“официальную консультацию” у премьер-министра,
председателей палат и Конституционного
совета и обратиться к нации с посланием.
Полученные мнения вышеназванных лиц
учитывать вовсе не обязательно. Сдерживающим
органом в этой ситуации должен был бы
стать парламент, но практически он не
обладает контрольными функциями. Правда,
парламент в это время не может быть распущен
и он вправе передать дело о государственной
измене президента в Высокую палату правосудия,
но понятия государственной измены весьма
расплывчато, и не существует официального
толкования этого термина.