Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:29, контрольная работа
Проблема формирования духовных ценностей личности и ценностей общества, традиционных и новых ценностей, а также взаимоотношений между мотивирующими ценностями и ценностями высшего порядка является одной из самых актуальных в современном трансформирующемся обществе. Существует взаимообусловленность духовно-нравственных правил поведения, принятых в обществе, и внутренних правил личности, связанных с самореализацией ее потенциала, самоопределения в изменяющихся условиях жизнедеятельности.
- опасность как возможность причинения вреда и ущерба;
- угроза как реальная, действительная опасность;
- вызов как проявление угрозы, требующее реагирования в целях ее предупреждения или уменьшения ущерба;
- фактор влияния
как возможность (вероятность)
оказывать воздействие с
Исходя из этого выделены основные параметры исследуемого феномена:
- религиозно-культурно-
- экономико-демографический;
- военно-политический.
Подобное осознание исламского вызова позволяет сформулировать то видение рассматриваемого феномена, которое базируется на исторической конкретике мира.
Идеологической базой исламского вызова Западной Европе является исламский фундаментализм. Идеология современного исламского фундаментализма оформилась в 50-60-е годы XX века, а его соединение с политической практикой проявилось в 70-е годы. Именно тогда в исламском мире начинается политизация религии.
На вторую половину
1970-х годов пришелся рост социально-политической
активности исламистов, значительное
распространение их идей и рост численности
различных организаций. С одной
стороны, этому способствовали сами
официальные власти, пытавшиеся усилить
националистическую идеологию за счет
увеличения в ней исламского элемента
и отказавшиеся от жесткого контроля
над деятельностью исламистов. С
другой стороны, пришедшие к власти
в ходе освободительной борьбы националисты
не смогли разрешить сложных социально-
Со второй половины
XX в., особенно в 70-е годы, началось разочарование
широких масс мусульман в идеях
светского национализма и связанного
с ним мусульманского социализма,
что объяснялось в первую очередь
неспособностью их носителей, оказавшихся
у власти после обретения независимости
бывшими колониями, решить насущные
социально-экономические
В этих условиях и
сформировался исламский
В контексте цивилизационной
теории исламский фундаментализм, понимаемый
как логика возвращения к истокам
традиции, может рассматриваться, в
известном смысле, как попытка "ответа"
исламской цивилизации на "цивилизационный
вызов" Запада. При этом сам по
себе фундаментализм является базовой
моделью сохранения исламской идентичности
в ситуации социокультурного кризиса.
В этом ракурсе исламизм как "политический
ислам" является попыткой поиска стратегии
выживания исламского социума. Политический
радикализм и экстремизм, вырастающие
на этой почве, представляют собой маргинальные
варианты реакции традиционного
исламского общества, основанный на исторических
и социокультурных моделях, занимающих
периферийное место в системе
исламской цивилизации. Отличительной
особенностью фундаменталистов является
их противодействие светским нормам
жизни. Фундаменталисты уверены
в незыблемости и истинности своих
религиозных постулатов и верований.
Долгое время исламско-
Важная составная часть исламского вызова Западной Европе -мусульманская иммиграция.
Вплоть до середины
XX века Западная Европа представляла собой
в основном государства-нации с
христианским населением. Однако постепенно
ситуация начинает меняться. В поисках
лучшей жизни иммигранты из мусульманских
стран едут в Западную Европу. Постепенно
здесь складываются общины выходцев
из стран Азии и Африки. Вначале
мусульманские иммигранты выступали
как экономический фактор. Труд их
был необходим для местной
экономики. Однако с течением времени
мусульманская иммиграция обретает
политическое звучание. На рубеже 80-90-х
годов о них начинают говорить
как о социально-политической силе,
факторе современной
Адаптация иммигрантов
стала очень трудным и
За последние
десятилетия этнорелигиозная
Рост мусульманской
общины в Западной Европе является
объективным процессом, который
несет в себе как положительные,
так и отрицательные моменты.
Для европейцев выходцы с Востока
нередко остаются чужаками, чуждым
элементом, чья культура, традиции и
обычаи остаются во многом непонятными
и даже пугающими. С другой стороны,
многие, если не сказать большинство,
иммигрантов, прибывших в Западную
Европу, не прилагают каких-либо усилий
для интегрирования в новое для
них общество. Таким образом, между
европейским обывателем и иммигрантами,
даже прожившими в европейских странах
не один десяток лет, существует глухой
барьер взаимного недопонимания, более
того отсутствует желание понять
друг друга. Все это, не говоря уже
о политических, экономических и
социальных причинах, вызывает в странах
Западной Европы высокую степень
напряженности в
Западноевропейские
страны оказались в сложном положении.
С одной стороны, дальнейший рост
мусульманской иммиграции угрожал
разрушить сложившиеся
а) нарастали
антимусульманские настроения
б) вместе
с тем, серьезные политические
и общественные силы выступали
за соблюдение основных прав
человека в отношении к
Ислам начинает вызывать наибольшее беспокойство у руководства европейских стран. Отсюда -определенная осторожность и противоречивость в их политике. Так, в Бельгии еще в 1974 году, впервые в Западной. Европе, был принят закон о признании общественного статуса ислама, однако вплоть до 1998 года он оставался на бумаге.
Составная часть исламского вызова Западной Европе - исламский терроризм. Уже в 70-е годы он начинает представлять для Западной Европы реальную опасность. Исламские экстремистские организации все более явно стали выступать как инструменты и средства воздействия исламского мира в целях реализации своих задач.
В 80-е годы исламский
терроризм стал фактором международной
значимости, представляя собой угрозу
европейской безопасности. Демографический,
ресурсный и политический потенциал
исламского мира обрел более высокую
значимость, поэтому его идеологи
более решительно начали говорить о
решимости обрести
События последних
десятилетий свидетельствуют, что
радикальный ислам осуществляет
экспансию в четырех основных
формах. Во-первых, в форме создания
массовой исламистской базы в странах
распространения ислама (пропаганда,
обращение в ислам конкретного
направления — ваххабитский или
шиитско-имамитский — как мусульман
других направлений ислама, так и
не-мусульман). Во-вторых, в форме
создания религиозно-политических организаций
исламистского характера, оппозиционных
как по отношению к модернизаторско-
Исторический опыт минувших десятилетий свидетельствует, что в результате целенаправленных и скоординированных усилий цивилизованное сообщество вполне способно справиться с проблемами, которые возникают в результате распространения исламского экстремизма и терроризма, а также нерегулируемой иммиграции из слаборазвитых стран исламского мира. В результате вызов не перерастает в угрозу. Критическое рассмотрение иммиграции мусульман в Западную Европу и формирующийся в связи с эти потенциал конфликтности, злоупотребление правом на политическое убежище исламскими фундаменталистами, наконец, исламский терроризм в Европе или против европейцев вне Европы, - все это не противоречит стремлению вести диалог с иными культурами и религиями, в том числе с исламом.
Можно ли сегодня
говорить о надвигающемся столкновении
мусульман и христиан? Тенденции
в развитии мусульманского мира свидетельствуют
о том, что крайний экстремизм
постепенно сходит на нет, все больше
приобретая периферийный характер. В
двух крупных странах исламского
мира - Иране и Алжире - фанатизм уже
обуздан, и на смену непримиримости
приходит сравнительно умеренный курс.
В таких государствах, как Судан
и Афганистан, ставших базами терроризма
и взявших на вооружение радикальную
версию ислама, экспансия не получила
развития. Ввергнутые в гражданскую
войну, эти страны все больше погружаются
в трясину хаоса и ожесточения.
Они по-прежнему представляют угрозу
для своих соседей и остаются
опорными базами экстремистов, но у
них уже нет сил на агрессию
вне своих границ. В то же время
ряд арабских стран постепенно вступает
на путь демократии, расширив и предоставив
больше прав своим гражданам. Династии
в странах Персидского залива
также выстояли под натиском "ревнителей
веры", несмотря на пессимистические
пророчества многих западных экспертов.
Конечно, террор по-прежнему угрожает
Европе, как всему миру, и таит
в себе немалую опасность, учитывая
потенциальную возможность
Информация о работе Особенности духовной жизни современного общества