Одномерный человек» как феномен истории (Г. Маркузе)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:16, доклад

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению феномена «одномерного чело века» (Г. Маркузе) как символа кризиса индустриального общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Основная проблематика социальной философии Г. Маркузе 6

2. Отражение Концепции «одномерного чело века» в социо-философских работах Г. Маркузе 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

8 с. Одномерный человек как феномен истории.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Требуются новые способы, пути реализации человеческой личности, которые  бы отвечали новым возможностям общества. Но поскольку такие новые способы  равносильны отрицанию прежних  преобладающих способов реализации, они могут быть указаны только в негативных терминах. Поэтому свобода означала бы свободу от экономики - от контроля со стороны экономических сил и отношений, свободу от ежедневной борьбы за существование и зарабатывания на жизнь, а политическая - освобождение индивидов от политики, которую они не могут реально контролировать.

похожим же образом смысл интеллектуальной свободы - в возрождении индивидуальной мысли, поглощенной в настоящее время средствами массовой коммуникации и воздействия на сознание, в упразднении «общественного мнения» вместе с его изготовителями. «То, что эти положения звучат не реалистично, указывает не на их утопический характер, но на мощь тех сил, которые препятствуют их реализации. И наиболее эффективной и устойчивой формой войны против освобождения является насаждение материальных и интеллектуальных потребностей, закрепляющих устаревшие формы борьбы за существование». [9]

Необходима, по Маркузе, своего рода революция в сознании, избавление от множества ложных потребностей, порожденных соблазнами технократической цивилизации. Удовлетворение этих ложных потребностей, под которыми Маркузе  чаще всего подразумевает потребности, связанные с престижным потреблением, модой, с поддержанием того или иного социального статуса (жить в престижном районе города, иметь автомашины, костюмы определенных марок и т. п. ), отнимает у чело века львиную долю времени и сил, так что у него не остается возможности задуматься о смысле собственной жизни, уделить внимание своему внутреннему миру.

Основным временем в жизни  чело века должно стать не рабочее, а прежде всего свободное время, то есть время, когда он может быть самим собой, принадлежать самому себе. Механизм общественного прогресса, согласно Маркузе, может и должен быть переориентирован во благо чело века, а не во имя какой-либо политической и технической эффективности. «Понятие "прогресса" вовсе не нейтрально, оно преследует специфические цели, определяемые возможностями улучшения условий человеческого существования. Развитое индустриальное общество приближается ктакой стадии, когда продвижение вперед может потребовать радикального изменения современного направления и организации прогресса.

Оставаясь негативной, критическая  теория Г. Маркузе «хочет сохранить  верность тем, ктобезо всякой надежды дал и продолжает давать жизнь Великому Отказу».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Давыдов Ю. Н. Ликвидация»  культуры в социальной философии  Франкфуртской школы. Культура  и идеологическая борьба. - М. : Мысль, 1979.

2. Давыдов Ю. Н. Сюрреалистический  революционизм ГербертаМаркузе. // Вопросы литературы. – 1970. - № 9.

3. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического чело века. - М. : Наука, 1994. – 443 с.

4. История политических  учений: Учебник для вузов / Н.  М. Азаркин, В. Н. Жуков, Ю. С. Завьялов и др. ; Под общ. ред. проф. О. В. Мартышина. -М. : Норма, 2002. - 899 с.

5. История теоретической  социологии. / В 4-х тт. - М. :Канон, Реабилитация, 2002.

6. Кристол И. В конце II тысячелетия. Размышления озападной цивилизации. (Статьи 70-90-х годов). - М. , 1996.

7. Культ урология: XX век:  Антология. Философия исоциология культуры. / Под ред. С. Я. Левита. – М. : ИНИОН РАН, 1994. – 251 с.

8. Маркузе Г. Одномерный  человек. / Пер. с англ. - М. : REFL-book, 1994. -341 с.

9. Маркузе Г. Эр ос  и цивилизация. / Пер. с англ. - К. ,1995. – 314 с.

10. МартинГ. П. , Шум ан X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. / Пер. с нем. - М. : Альпина, 2001. – 330 с.

11. Реале Дж. ,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. / В 4-х тт. ; Пер. ситал. – СПб: Петрополис, 1997.

12. Философия: Учебник для  вузов / Под ред. Л. А. Никитич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 575 с.

13. Философия: Учебник / Под  ред. Губи на В. Д. , Сидор  иной Т. Ю. – М. : Гардарики, 2004. – 828 с.

 

[1] См. :Die erchreckende Zivilization. SalzburgerHumanismusgesprache. - Wien- Frankfurt- Zurich, 1970. Р. 239.

[2] См. : MarcuseH. Eros and Civilisation. A Philosophical Inquiry into Freud. - Boston, 1955.

[3] См. : Маркузе Г. Одномерный человек. - М. : REFL-book, 1994. - С. 1.

[4] См. : L'Hommeunidimensionnele. - Paris, 1968.

[5] См. : Маркузе Г. Одномерный человек. - М. : REFL-book, 1994. - С. 316.

[6] См. : Marcuse H. Der Eindimensionale Mensch. - Berlin, 1967.

[7] См. : Маркузе Г. Одномерный человек. - М. : REFL-book, 1994. - С. 338.

[8] См. : Маркузе Г. Одномерный человек. - М. : REFL-book, 1994. - С. 121.

[9] См. : Маркузе Г. Одномерный человек. - М. : REFL-book, 1994. - С. 5-6.


Информация о работе Одномерный человек» как феномен истории (Г. Маркузе)