Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:53, реферат
Важный момент, определивший понимание Контом общественной жизни-отторжение рационалистской философии 18 века, которая рассматривала социальную жизнь, социальные институты как продукт осознанной деятельности людей (Ж.Ж.Руссо, теория общественного договора).
О.Конт заложил основное направление в социологии – позитивизм. Долгое время позитивизм определял развитие социологии.Но к концу 19 века появилось множество новых теорий. С точки зрения позитивизма, социология должна строиться по образу и подобию естественных наук.
О. Конт поступил в высш. Политех. Школу, изучал математику и точные науки. Начал давать частные уроки. Занялся научной деятельностью.Потом написал шеститомный «Курс позитивной философии. Последние тома посвящены социологии. О. Конт продолжитель идей Сен-Симона.
Конт стремился
объединить противоречивые традиции своего
времени - идею прогресса (свобода, равенство,
братство) и идею традиционализма ,рационализм
Просвещения со средневековым католицизмом
и его ролью в жизни
Конт и Сен-Симон встали на позиции «научной реакции» против политической метафизики. Они разработали новую религию человечества. Они хотели вывести Западную Европу из состояния умственной анархии после революции.
Важный момент, определивший понимание Контом общественной жизни-отторжение рационалистской философии 18 века, которая рассматривала социальную жизнь, социальные институты как продукт осознанной деятельности людей (Ж.Ж.Руссо, теория общественного договора). Он считал такие идеи опасными для государства. Парадокс состоял в том, что воспитавшись под влиянием Просвещения, он не мог всецело встать на теологические позиции. Поэтому в социологии Конта нашла отражение следующая мысль о происхождении государства: общественные явления естественны, возникают и развиваются подобно естественным организмам. Признание общества частью природы приводило к идеи закономерности общественного развития. Человек не может изменить общественную жизнь по своему произволу. Конт противопоставляет духу отрицания созидательный и позитивный дух. «Категория позитивного» становится наиболее общей и главной в мировоззрении Конта. Основное достижение Конта- «Закон трех стадий развития человечества. Конт исходил из трех состояний нашего знания:
1) Теологическая (фиктивная) стадия. На ней человек объясняет процессы, происходящие в жизни, действием сверхъестественных сил.
2) Метафизическая (абстрактная ) стадия. Представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных идеях.
3) Научная
(позитивная) стадия. Человечество, признав
невозможность полного
Суть позитивной
науки – рассматривать все
явления как подчиненные
Спенсер. Теория эволюции.
Социальная эволюция
Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».
Правительство
не должно вмешиваться в естественные
процессы, протекающие в обществе.
Только в таких условиях люди «приспособленные»
будут выживать, а «неприспособленные»
— вымирать; только сильные смогут
адаптироваться и достигать всё
более высоких уровней
Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».
Социализм и коммунизм – невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества - пятятся назад, желая идти вперед».
Понимающая социология Вебера.
Свою концепцию
Вебер называл «понимающей
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
осмысленный хар-р;
ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Деятельность — процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.
Поведение
— система взаимосвязанных
Теория социального действия
Подсистемы социального действия:
биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).
система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целедостижение как удовлетворение потребностей).
социальная система — совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).
система культуры — культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.
Дюркгейм.
Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
От
механической к органической
солидарности
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
Теория строения и эволюции общества:
Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.
Демократия
— вершина общественного
Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.