Национальные символы России: · Герб · Гимн · Флаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Тема экзаменационной работы весьма актуальна. В нашей
стране остро стоит проблема патриотизма. После распада
Советского Союза в 1991 году потребовалась смена Государ-
ственных символов, не соответствовавших государственному
строю страны. После введения новых символов народ был мало
информирован о них, вследствие резких перемен. Не зная симво-
лику человек не мог почувствовать себя гражданином великой
страны, все больше отчуждаясь от неё. Ведь государство без
герба – государство без лица, государство без гимна и флага –
государство без души.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
Флаг………………………………………………………………………………
«Трижды рожденный» …………………………………………………
Знамена царские и боевые……………………………………………..
Флаг Петра Великого…………………………………………………..
Династический и национальный……………………………………..
Народные флаги…………………………………………………………
Второе рождение…………………………………………………………
Третье рождение…………………………………………………………
Вывод……………………………………………………………………...
Герб………………………………………………………………………………..
Печать князя великого…………………………………………………
«Начало» государственного герба российского……………………..
«Рассыпаются все делающий беззаконие»…………………………..
«Компоновка» государственного герба российского……………….
Вывод……………………………………………………………………...
Гимн……………………………………………………………………………….
«…то был России клич!»………………………………………………..
От военного марша до гимна…………………………………………..
Русский победный марш………………………………………………..
Песнь ангелов…………………………………………………………….
Гимн венценосной солидарности………………………………………
Шедевр А. Ф. Львова……………………………………………………
Воскресший через век…………………………………………………...
Неофициальный гимн русского народа………………………………
Временный гимн революции…………………………………………...
Гимн прощания…………………………………………………………..
Гимн славянской взаимности………………………………………….
Гимны России(XXII в. – 1917г.)………………………………………..
Вывод………………………………………………………………………
Заключение……………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 443.57 Кб (Скачать)

ШЕДЕВР А. Ф. ЛЬВОВА. 

Рождение второго  официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с  именем Алексея Федоровича Львова (1798-1870), культурнейшего и высокообразованного  человека. Его отец, Федор Петрович Львов (1766- 1836), занимал, после Д. С. Бортнянского, пост директора Придворной певческой капеллы в 1826 - 1836 гг. 

В 1833 г. А. Ф. Львов  сопровождал Николая I в Австрию  и Пруссию, где императора повсюду  приветствовали звуками «God save the King». Восстановить формально нераспущенный, но бездействующий «Священный Союз» в октябре этого года не удалось. Царь выслу­шивал чужеземную мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн, «В 1833 г. я сопутствовал государю в Австрию и Пруссию. По возвращении граф-Бенкендорф сказал мне, что государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта мне показалась весьма трудною, когда вспомнил о величественном гимне английском «God save the King» , об оригинальном гимне французов («Марсельезе») и умилительном гимне австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа - от ученого до невежды. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова («Молитва русского народа» - таково было первое название гимна), но как не музыкант не приноровил слов к минору окончания первого колена. Однако, положив гармонию простую, но твердую, я просил графа Бенкендорфа гимн послушать.  

Он сказал государю, который вместе с императрицей и  великим князем Михаилом приехали слушать  гимн в Певческий корпус (23 ноября 1833 г.), где я приготовил весь хор  и два оркестра военной музыки. Государь, прослушав несколько раз, сказал мне «C'est superbe» ... (великолепно). Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе». 

Возможно,  что  высочайший заказ на  музыку был  поручен не только Львову, но и среди  прочих графу М. Ю. Вьельгорскому,  который был тоже вхож в императорскую семью и играл в квартете на виолончели вместе со Львовым:   

«О музыке «Боже, царя храни» ни слова не было слышно; знали мы, что многие новую музыку сочиняют на эти слова, что даже у  императрицы в гостиной поют и  играют сочинения эти, что царь слышит   и  ни  слова  не  говорит;   как друг узнаем, что он приказал 6 декабря (дата ошибочная.) 1833 г. в 

Москве, в Большом  театре после спектакля спеть  и играть А. Ф. Львова «Боже, царя храни». 

25 декабря 1833 г.  стало днем рождения государственной  молитвы Российской империи за  своего царя, единственного и  официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая  II от престола. Несложную хоральную  мелодию Львова называли одной  из красивейших в мире. Иностранцы  писали, что «... - величавые звуки  несли неотразимое обаяние». Она  звучала «величественно и твердо»  - именно так было написано  на автографе ее создателя.  При исполнении большими хорами производилось сильное впечатление, отвечавшее духу парадности николаевского царствования. Вот почему царь сказал А. Ф. Львову 23 ноября 1833 г.: «Ты совершенно понял меня». 

                             

ВОСКРЕСШИЙ ЧЕРЕЗ  ВЕК. 

В конце XIX в. среди автографов М. И. Глинки, «Петра Великого в русской музыке», как окрестил его В. В. Стасов, был обнаружен лист нотной бумаги того же формата, что и партитура оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). На листе были: мелодия в три строки, набросок той же мелодии с басом и заметки композитора на французском языке по обработке мелодии. Произведение имело надпись «motif de chant nationale» («мелодия национального гимна»). Вначале редактор «Русской музыкальной газеты» Н. Ф. Финдейзен предположил ошибочно, вслед за В. В. Стасовым, что «мысль о сочинении русского народного гимна зародилась раньше или почти одновременно с гимном А. Ф. Львова, в 1833 г.». На самом деле это произведение было создано поздней осенью или зимой 1834 г., после возвращения Глинки из-за границы в Петербург, куда он прибыл из своего имения Новоспасского 6 сентября 1834 г. 

Финдейзен писал, что М. И. Глинка серьезно намеревался написать национальный (государственный) гимн и, возможно, беседовал со Львовым о «Боже, царя храни». По словам сестры Глинки, Л. И. Шестаковой, композитор говорил, что он создал бы более глубо­кую музыку, и даже наигрывал мелодию. Но Глинка писал свой гимн не в соперничестве, а как бы «вдогонку» львовскому, поэтому и оставил свое прекрасное творение незавершенным. Но даже и в наброске видна рука гения. Напевные, волнующие и родные для русской души звуки рождают образ безбрежных просторов, воспевают «светло-светлую и украсно-украшенную Землю Русскую», как писал древнерусский летописец. 

Больше века это  прекрасное творение лежало невостребованным. «Национальный гимн» М. И. Глинки впервые обработали в 1944 г. для Всесоюзного 

радиокомитета, и  с тех пор он часто звучал по радио под неправильным названием  «Патриотическая песня». В 1947 г., к 800-летнему юбилею столицы, Д. И. Машистов написал слабый и невыразительный текст «Здравствуй, славная столица», чем гимн, задуманный М. И. Глинкой как национальный, был превращен в городской под названием «Москва». Значение государственного ему было придано лишь в 1990 г., когда РСФСР приступила к созданию новой политической символики. 23 ноября 1990 г. на сессии Верховного Совета РСФСР полузабытое творение русского композитора исполнил военно-духовой оркестр Министерства обороны СССР. 

27 ноября 1990 г. при  открытии II внеочередного Съезда  народных депутатов 

РСФСР «Национальный  гимн» был исполнен вторично и  единогласно утвержден как Государственный  гимн РСФСР.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ГИМН РУССКОГО НАРОДА. 

День рождения русской  национальной оперы «Жизнь за царя», 27 ноября 1836 г., начал новую эпоху  в культурной жизни страны. Впервые  в императорском театре царская  семья, двор, сановники и дипломатический  корпус слушали произведение, где  главным ге­роем был крестьянин. В финале оперы народ встречал и славил гимном-маршем (определение  М. И. Глинки) только что венчанного на царство основателя новой династии Михаила Федоровича Романова (1613-1645). 

Яркая национальная мелодия и ликующий колокольный  звон на фоне общерусских святынь  Кремля, Красной площади и Покровского  собора - вызывали ощущение небывалого величия и волнующей радости. Память славного 1812 года была еще свежа, и многие, в том числе и царь, были до слез тронуты музыкой, посвященной  героизму предков времен Смуты. 

В музыковедческую  литературу гениальное «Славься» вошло  как национально-патриотический гимн, как высшее выражение русского национального  духа. «Славься» сравнивали с финальным  хором «Ода к радости» Девятой  симфонии Бетховена. Тройной хор, симфонический  и два военно-духовых оркестра трижды (как прежде гимн Львова) повторяют  и сейчас этот гимн. 

Бессмертные творения М. И. Глинки не скомпрометировали ни покровительство Николая I, ни фанатизм «истинно русских» патриотов. В общественной жизни страны «Славься» объединял  все сословия: он исполнялся и на официальных  

(в том числе  и коронационных) празднествах  после «Боже, царя храни» и  на собраниях молодежи с 1860-х  гг. как революционный гимн. Воздействие  «Славься» было совершенно иное, чем у львовского гимна, хотя  имелась и смысловая близость  в одном из куплетов: 

Славься, славься, наш  русский царь. Господом данный нам  царь-государь! Да будет бессмертен твой царский род, Да им благоденствует русский народ! 

С ноября 1836 г. по декабрь 1916 г. шедевр М. И. Глинки исполнялся 801 раз. Постановка «Ивана Сусанина» была возобновлена   в   1938-1939   гг.,   новый  текст оперы  и слова гимна были написаны поэтом С. М. Городецким. Вплоть до недавнего времени «Славься» исполнялся как приветствие командующему парадом после обхода (объезда) войск. 

Торжествующие и  ослепительно-солнечные звуки «Славься»  исполнены гордости за талантливый  и храбрый народ. Ни одно музыкальное  произведение не давало и не дает такой  вдохновляющей и радостной уверенности, чем величальное «Славься!». Эта  песнь навечно осталась неофициальным  гимном русского народа. 
 

ВРЕМЕННЫЙ ГИМН РЕВОЛЮЦИИ. 

12 марта 1917 г., через  девять дней после Февральской  «улыбающейся революции», как назвали  ее западные журналисты, редакция  «Русской музыкальной газеты»  призвала составить новый, хотя  бы временный гимн до установления  Учредительным собранием формы  правления в государстве. Текст должен быть патриотичен, внепартиен, без указания на форму правления и не превышать восьми строк; музыка - величественной, но не повторяющей Львова. 

Первым поступило  предложение В. Е. Чешихина, который, использовав «внепартийную» мелодию Д. С. Бортнянского «Коль славен», провозглашал в своих стихах духовное водительство России миром: «Ты победишь весь мир, Россия!». Этот же гимн Бортнянского был выбран для исполнения на московском параде войск в марте 1917 г., во время присяги Временному правительству. Несколько позже, 21 июня, «Коль славен» прозвучал у Казанского собора в Питере на панихиде по павшим в наступлении на Юго-Западном фронте. Другие, напротив, высказывались за «марциональную» (воинственную) песнь по типу «Марсельезы». Музыкальный критик-аноним «Петроний» ратовал за «красочную, могучую и угрюмую «Марсельезу» отечественных работников» - «Эй, ухнем!» в обработке А. К. Глазунова, которая одно время запрещалась в публичном исполнении. 

Многие были за глинковское «Славься», близкое по духу к «марсельскому маршу».    Поэт   А. Городцов   написал «Республиканский гимн» на эту мелодию: «Славься, свобода и честный труд! 

 Пусть   нас   за   правду   в   темницу   запрут...» и т.д. 

Предлагалась и  мелодия «Гимна берендеев» из «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова или его  же обработка русской народной «Славы»: 
 

                           Слава, слава, слава Богу на небе.  

                           Слава, слава, слава Русской  святой земле.  

                           Слава нашей Богохранимой державе - слава,  

                           Слава всем народам братской  свободной России! 
 

Февральский переворот  оставил неизменным и национальный флаг России и, с небольшими изменениями, русский герб. Нет сомнения, что  осталась бы и мелодия Львова, не будь строк, В. А. Жуковского. 

Поиск нового гимна  продолжался всю вторую половину 1917 г. и, по всей вероятности, до апреля 1918 г., уже при новой власти. Кроме  «Славься» предлагали и другие мотивы из оперы «Иван Сусанин»: «Здравствуй, волюшка». «Лед реку в полон забрал», «В бурю, во грозу», «Боже, люби ты Pycь». Композитор А. Т. Гречанинов создал совершенно новый «Гимн свободной России» на слова К. Бальмонта: 
 

Да здравствует  Россия, свободная страна!  

Свободная стихия великой суждена!  

Могучая держава, безбрежный океан!  

Борцам за волю слава, развеявшим туман! 

Да здравствует  Россия, свободная страна!  

Свободная стихия великой суждена!  

Леса, поля, и нивы, и степи, и моря. 

Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!  

                          и т.д. 
 

Круговорот событий 1917 г. не позволил воплотить в жизнь  ни один из вариантов. Практическая необходимость  встречать послов, иностранные делегации, нового «вождя русской армии» А. Ф. Керенского и пр. заставила как временный  государственный гимн ис­пользовать «Марсельезу», при этом учитывались и настроение общества, и популярность песни. Интеллигенции, часть которой могла петь гимн французского союзника на его языке, были близки слова К. Ж. Руже де Лиля о защите родины от тирании и внешних врагов, о братстве народов. Была надежда, что революционный энтузиазм «Марсельезы» даст новые силы уставшей стране при отпоре трем империям - Германской, Австро-Венгерской и Османской. Среди рабочих огромной популярностью пользовалась «Рабочая марсельеза» П. Л. Лаврова «Отречемся от старого мира», созданная в 1875 г., которая отступала от трехчастной мелодии французского оригинала и по сути была самостоятельным произведением. Внешне казалось, что «гимн свободы» объединил все классы и партии. Тем не менее (период с апреля 1917 г. по январь 1918 г. прошел под знаком «войны» двух гимнов. Ее начало можно отнести к  

4 апреля 1917 г., когда  в ночь после возвращения из  эмиграции В. И. Ленин предложил  использовать вместо «буржуазной»  «Марсельезы» - «Интернационал». 

Окончательно «Интернационал»  одержал победу 10 января 1918 г., на III съезде Советов, в том же самом  Таврическом дворце, где на сей  раз он исполнялся уже как гимн победившей пролетарской республики, страстно верившей в скорую, с часу на час, «мировую революцию», которая спасет от немцев и разнесет рабочую песнь по всем континентам. 

Информация о работе Национальные символы России: · Герб · Гимн · Флаг