Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:09, реферат
Тема экзаменационной работы весьма актуальна. В нашей
стране остро стоит проблема патриотизма. После распада
Советского Союза в 1991 году потребовалась смена Государ-
ственных символов, не соответствовавших государственному
строю страны. После введения новых символов народ был мало
информирован о них, вследствие резких перемен. Не зная симво-
лику человек не мог почувствовать себя гражданином великой
страны, все больше отчуждаясь от неё. Ведь государство без
герба – государство без лица, государство без гимна и флага –
государство без души.
Введение………………………………………………………………………….
Флаг………………………………………………………………………………
«Трижды рожденный» …………………………………………………
Знамена царские и боевые……………………………………………..
Флаг Петра Великого…………………………………………………..
Династический и национальный……………………………………..
Народные флаги…………………………………………………………
Второе рождение…………………………………………………………
Третье рождение…………………………………………………………
Вывод……………………………………………………………………...
Герб………………………………………………………………………………..
Печать князя великого…………………………………………………
«Начало» государственного герба российского……………………..
«Рассыпаются все делающий беззаконие»…………………………..
«Компоновка» государственного герба российского……………….
Вывод……………………………………………………………………...
Гимн……………………………………………………………………………….
«…то был России клич!»………………………………………………..
От военного марша до гимна…………………………………………..
Русский победный марш………………………………………………..
Песнь ангелов…………………………………………………………….
Гимн венценосной солидарности………………………………………
Шедевр А. Ф. Львова……………………………………………………
Воскресший через век…………………………………………………...
Неофициальный гимн русского народа………………………………
Временный гимн революции…………………………………………...
Гимн прощания…………………………………………………………..
Гимн славянской взаимности………………………………………….
Гимны России(XXII в. – 1917г.)………………………………………..
Вывод………………………………………………………………………
Заключение……………
Хотя имеются основания
считать, что печать данного типа
скрепляла грамоты и ранее 1497
г., время ее появления вряд ли следует
относить слишком далеко от этой даты.
(Н. П. Лихачев считал, что печать
с двуглавым орлом появилась
в 1489 г.). Во всяком случае, на протяжении
почти 25 лет с момента заключения
брака Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог
в 1472 г. о подобной печати нет известий.
Тем не менее в XIX в. сложилась следующая
версия появления эмблем печати, которая
дошла и до наших дней: в результате брака
Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы
последнего византийского императора
Константина XI Палеолога, соединились
два герба - Московского государства
(всадник) и Византии (двуглавый орел).
Между тем и появление
в 90-х гг. XV в. самой печати, и «воссоединение»
на печати двух эмблем, одна из которых
не характерна для княжеской символики,
не были случайностью. Отечественные
историки, анализируя идеологическую
политику великокняжеской власти последней
четверти XV в., отмечают целый ряд
предпринятых Иваном III шагов, направленных
на укрепление его политического
престижа как правителя суверенного
государства.
Сюда же можно
отнести и практику применения общегосударственной
печати, чего до сих пор не было. С
точки зрения помещенного на ней
изображения эту печать, по-видимому,
также следует рассматривать
как памятник, отразивший общественно-политические
идеи своего времени. В частности, в
отечественной и зарубежной литературе
существует мнение, что изображение
двуглавого орла на печати Ивана III является
выражением преемственности власти,
«заимствованной» московскими государями
из Рима и Византии, и связывается
с теорией «Москва - Третий Рим».
Двуглавый орел принимается за герб
Византии.
Американский историк
Г. Алеф в противовес устоявшейся
версии выдвинул свою: возникновение
двуглавого орла на печати Ивана III, без
сомнения, связано с императорскими
претензиями Ивана III, однако официальное
принятие данной эмблемы произошло
в результате контактов с домом Габсбургов.
Другими словами
скульптуру воспринимали как герб Москвы.
При этом как-то не бралось во внимание,
что через два года, в 1466 г., стараниями
того же Ермолина на тех же Фроловских
воротах Московского Кремля, но только
«изнутри города» была поставлена каменная
скульптура другого святого - Дмитрия
Солунского, по-видимому, тоже конная.
О чем это говорит? О том, что две скульптуры
святых воинов, помещенные на Фроловской
(Спасской) башне Московского Кремля, «защищали»
парадный въезд в Кремль. В этом, несомненно,
была символика, однако фигуры в данном
случае вряд ли имели гербовое значение.
По существу, им отводилась роль святого
образа, иконы, которая, как гласили предания,
не раз помогала отогнать от русских городов
полчища врагов.
Если говорить о
св. Георгии, то его культ проник
из Византии и распространился на
Руси уже в X в. Св. Георгий считался
покровителем князей, особенно в их
военных делах, и сначала изображался
в виде стоящего воина с копьем
(иногда мечом) и щитом. Постепенно святой
в сознании народа превратился в
доблестного воина, храброго рыцаря,
защитника от сил зла.
Имеется ряд свидетельств
XVI в. о восприятии всадника, колющего дракона,
уже как герба Российского государства.
В «Записках о Московии» австрийского
дипломата Сигизмунда Герберштейна, который
побывал в Москве в 1517 и 1526 гг. и рассказал
европейскому читателю о жизни, нравах
и быте простых людей и великокняжеского
двора «Московии», помещено описание великокняжеской
печати. Это была, по словам Герберштейна,
небольшая вислая печать красного цвета.
«На передней стороне этой печати было
изображение нагого человека, сидящего
на коне без седла и поражающего копьем
дракона, на задней же стороне был виден
двуглавый орел, обе главы которого были
в венцах".
Пo аналогии с серебряными
монетами многих западноевропейских стран,
несущими изображение государственного
герба, всадник на русских монетах, естественно,
мог также считаться гербом.
Есть еще одна
разновидность данного рисунка:
скачущий на коне рыцарь топчет поверженного,
поднявшего вверх лапы дракона. В
качестве герба «Московии» он помещен
в европейском гербовнике XVI в. вместе
со стихотворным описанием.
Среди монет XV в. появляются
экземпляры, на которых всадник поражает
копьем предмет, лежащий под ногами коня,
голову дракона, самого дракона. Постепенно
всадник «приобретает» развевающийся
плащ, особый замах копья, которым пронзает,
морду извивающегося дракона. Такой рисунок
часто отчеканивался на монетах великого
князя московского Ивана III.
Итак, всадник, поражающий
копьем дракона, изображенный на монетах,
на печатях, в глазах русских изначально
был князем, затем царем, великим
государем.
Было бы неверно
рассматривать эмблему
В. Д. Лихачева в своей
книге о византийской миниатюре
публикует изображение, помещенное
в Евангелии, принадлежавшем деспоту
Димитрию Палеологу: золотой двуглавый
орел в красном поле, на каждой из глав
короны с лучеобразным завершением, орел
увенчан еще одной общей большой короной.
Сходство этого
орла с изображением, помещенным на
печати Ивана III, позволяет предположить,
что он мог стать прототипом рисунка
на печати Ивана III.
В противоположность
Византии, в западноевропейских странах
двуглавый орел превратился в
знак господствующей власти, ибо помещался
на монетах и печатях правителей.
А. В. Орешников писал,
что «нечто подобное двуглавому существу,
с первого взгляда похожему на
орла» встречается на русских
монетах XIV в. Он указывал и на определенные
типы русских монет, несущих изображение
двуглавого орла: это монеты тверского
князя Михаила Борисовича (1461 -I486),
пулы московских князей Василия II и
Ивана III и т.д. Можно предположить, что
появление Двуглавого орла на русских
монетах XIV - XV вв. - один из результатов
влияния культуры южных славян, прослеживающегося
в это время в русской литературе, иконописи,
миниатюре, в Других областях культурной
и общественной жизни. Речь идет о том
времени, когда восстанавливаются связи
Руси с Балканскими странами, прерванные
монголо-татарским нашествием, а Русь
«включилась снова в культурное развитие
Европы» и заняла подобающее ей место
в едином «умственном движении», охватившем
в XIV - XV вв. восток и юго-восток Европы.
Можно согласиться
с точкой зрения Г. Алефа и Н. П.
Лихачева, что двуглавый орел вряд
ли стал бы эмблемой на печати Ивана III,
если бы великий князь не знал, что
она символизирует высокое
«РАССЫПАЮТСЯ ВСЕ
ДЕЛАЮЩИЙ БЕЗЗАКОНИЕ...»
С точки зрения государственной
символики еще одна печать представляет
особый интерес. На ней кроме обычных для
печатей отца и деда Ивана IV эмблем двуглавого
орла и всадника, а также уже известного
нам единорога имеется целый комплекс
новых, ранее не встречавшихся на монетах
и печатях изображений. Вероятная дата
создания печати- 1577 г.
Печать отличается
от всех аналогичных памятников, существовавших
до нее, сложностью композиции: 24 эмблемы
(по 12 с каждой стороны) окружают изображение
двуглавого орла со всадником (на обратной
стороне - единорог), помещенным в центральном
щитке. Эмблемы, расположенные вокруг
двуглавого орла, называют обычно гербами
городов, хотя подписи свидетельствуют,
что изображены печати не городов, а земель,
областей, княжеств, царств.
Немецкий ученый
Г. Штекль впервые попытался интерпретировать
данную печать как памятник, отражающий
существовавшие политические идеи, точнее
- концепцию государственной власти, провозглашенную
Иваном IV при помощи соответствующих символов.
Автор подверг тщательному анализу основные
изобразительные компоненты печати (двуглавого
орла, всадника, поражающего копьем дракона,
единорога, крест, 24 эмблемы, окружающие
центральную фигуру). Вместе с тем он не
объяснил принцип формирования композиции
печати и, таким образом, не дал четкого
ответа на вопрос, какие конкретно государственные
идеи отразились в ее символике.
Русская печать имела
свою специфику: большая часть эмблем,
окружавших центральную фигуру, не
существовала в качестве изображений
на реальных печатях, тем более не
являлась гербами городов и областей
- отсутствие гербов в Русском государстве
в данную эпоху обусловлено
Фигуры зверей на
печати сопровождаются изображениями
лука, стрелы, меча (сабли), которым соответствуют
понятия, имеющиеся в Псалтыри. Там
же находим понятия «престол»
и «жезл», отображенные в клеймах
печати Ивана Грозного. И большинство
животных (лиса, олень, конь, пес, лев(?),
рысь, рыба, птица (голубь?), дракон (василиск)
также упомянуты в Псалтыри. Сочетание
в композиции печати определенных существ
животного мира и предметов материального
мира, фигурирующих в качестве образов
в одном письменном памятнике - Псалтыри,
позволяет взять Псалтырь за основу при
расшифровке композиции печати и ее отдельных
клейм.
Было бы неправильным
ожидать, что по поводу каждой эмблемы
в Псалтыри можно найти соответствующую
фразу. Естественно, что трактовку
символов можно осуществить только
в общих чертах, предполагая вероятный
смысл каждого символа.
Согласно Священному
писанию, люди и скоты противопоставляются
друг другу: первые - познавшие «Закон»,
вторые — не знающие его, язычники.
В Псалтыри в том же значении,
что и слово «скоты», употребляется
слово «звери». Отсюда напрашивается
вывод: клейма с фигурами зверей - нехристианские,
«нечестивые» народы, варвары. Уподобление
различных народов определенным животным
известно с глубокой древности: «Фряг
(обычно итальянец, здесь, м. б. француз.)
есть лев, аламанин (немец.) - орел, саракинин
(обычно араб, здесь, м. б. неверный, мусульманин.)
- вепрь, турчанин (обычно турок, здесь,
м. б., татарин.) - змея. Применительно к
печати Ивана IV о подобной интерпретации
вряд ли можно говорить. В данном случае
перед нами не народы, а территории; населенные
нехристианскими народами. Однако общепринятую
трактовку отдельных эмблем: волк - символ
еретика; лиса - дьявол, «неверная душа»;
пес, лев, змей, конь - дьявол, враг и т. д.
- нельзя сбрасывать со счетов. В символическом
значении, по-видимому, существуют здесь
изображения лука, стрелы, меча: «Нечестивые
натянули лук, стрелу свою приложили к
тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых
сердцем»; «Нечестивые обнажают меч и
натягивают лук свой... чтобы пронзить
идущих прямым путем ».
Христианское начало
олицетворяет на печати всадник, поражающий
копьем дракона. Этот всадник, о чем
уже писалось выше, воспринимался
современниками как царь. Единорог,
как известно, символ Христа, «крест»,
«спасительное царство».
Единорог, мы уже
говорили об этом, мог быть личной эмблемой
Ивана Грозного. Эта эмблема, несомненно,
импонировала ему, так как выражала
силу, преодоление каких-то враждебных
действий.
Сколько бы вариантов расшифровки символики печати Ивана IV ни предлагалось, выбрать точный невозможно, во-первых, из-за трудности абсолютной идентификации изображений, во-вторых, из-за многозначности каждого символа, при которой возможна полярность трактовки, и, наконец, в силу невозможности абсолютного осознания современным человеком всех деталей, аспектов, моментов логики средневекового мышления.
"КОМПОНОВКА"
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГЕРБА РОССИИ.
В XVII в. к двуглавому
орлу и всаднику, поражающему дракона,
добавляются новые элементы, вошедшие
впоследствии в государственный герб.
Прежде всего это третья корона над (между),
двумя головами орла.
Три короны сохранились
в государственном гербе вплоть
до падения Российской империи. Так
же как скипетр и держава в
лапах орла, добавленные в XVII в.
Короны, скипетр, держава
- это регалии, знаки царской, королевской,
императорской власти, общепринятые
во всех государствах, где такая
власть существует. Происхождением своим
регалии обязаны в основном античному
миру. Так, корона ведет начало от венка,
который в древнем мире возлагался на
голову победителя в состязаниях. Затем
он превратился в показатель воздаваемой
почести отличившемуся на войне военачальнику
или должностному лицу. Так образовалась
корона (головной убор), получившая широкое
распространение как атрибут власти на
территории всей Европы еще в раннем средневековье.
После Андрусовского
перемирия, завершившего русско-польскую
войну
1654 - 1667 гг. и признавшего
присоединение к России земель
Левобережной Украины, в
орел двоеглавый
есть герб державы великого государя нашего
его царского величества, над которым
три коруны изображенны, знаменающие три
великие: Казанское, Астараханское, Сибирское
славные царства, покоряющиеся Богохранимой
и высочайшей его царского величества,
милостивейшего нашего государя державе
и повелению...». Далее идет описание, которое
несколько месяцев спустя объявлялось
не только «в окрестные государства»,
но и российским подданным.14 декабря 1667
г. в именном указе: «О титуле царском и
о государственной печати» читаем «Описание
печати Российского государства: «Орел
двоеглавный есть герб державный Великаго
Государя, Царя и Великаго Князя Алексея
Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя
России Самодержца, Его Царскаго Величества
Российскаго Царствия, на котором три
коруны изображены, знаменующия три великия,
Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя
Царства, покаряющияся Богом хранимому
и высочайшей Его Царскаго Величества
милостивейшаго Государя державе и повелению;
на правой стороне орла три грады суть,
а по описании в титле, Великия и Малыя
и Белыя России, на левой стороне орла
три грады своими писаньми, образуют Восточных
и Западных и Северных; под орлом знак
отчима и дедича; на персех изображение
наследника; в пазноктех скипетр и яблоко,
собою являют милостивейшаго Государя,
Его Царскаго Величества Самодержца и
Обладателя».
Информация о работе Национальные символы России: · Герб · Гимн · Флаг