Национальные символы России: · Герб · Гимн · Флаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:09, реферат

Краткое описание

Тема экзаменационной работы весьма актуальна. В нашей
стране остро стоит проблема патриотизма. После распада
Советского Союза в 1991 году потребовалась смена Государ-
ственных символов, не соответствовавших государственному
строю страны. После введения новых символов народ был мало
информирован о них, вследствие резких перемен. Не зная симво-
лику человек не мог почувствовать себя гражданином великой
страны, все больше отчуждаясь от неё. Ведь государство без
герба – государство без лица, государство без гимна и флага –
государство без души.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
Флаг………………………………………………………………………………
«Трижды рожденный» …………………………………………………
Знамена царские и боевые……………………………………………..
Флаг Петра Великого…………………………………………………..
Династический и национальный……………………………………..
Народные флаги…………………………………………………………
Второе рождение…………………………………………………………
Третье рождение…………………………………………………………
Вывод……………………………………………………………………...
Герб………………………………………………………………………………..
Печать князя великого…………………………………………………
«Начало» государственного герба российского……………………..
«Рассыпаются все делающий беззаконие»…………………………..
«Компоновка» государственного герба российского……………….
Вывод……………………………………………………………………...
Гимн……………………………………………………………………………….
«…то был России клич!»………………………………………………..
От военного марша до гимна…………………………………………..
Русский победный марш………………………………………………..
Песнь ангелов…………………………………………………………….
Гимн венценосной солидарности………………………………………
Шедевр А. Ф. Львова……………………………………………………
Воскресший через век…………………………………………………...
Неофициальный гимн русского народа………………………………
Временный гимн революции…………………………………………...
Гимн прощания…………………………………………………………..
Гимн славянской взаимности………………………………………….
Гимны России(XXII в. – 1917г.)………………………………………..
Вывод………………………………………………………………………
Заключение……………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 443.57 Кб (Скачать)

После победоносного  окончания Северной войны и заключения Ништадтского мирного договора со Швецией Петру I, как известно, был поднесен титул императора. С октября 1721 г. его величали Великим, императором Всероссийским и отцом Отечества. В декабре этого же года императорский титул русского царя уже признали дож Венеции и ее Сенат, а затем еще четыре европейских государства. 

Изменение титула, естественно, должно было повлечь за собой и  появление новых символов власти например изображения императорской короны на печатях, в гербе. 

Официально утвержденный на должность составителя гербов личным указом царя 12 апреля 1722 г. итальянец  граф Франциск Санти также замечал, что его работа «не токмо трудна и мало заобычайна и в других государствах, в здешнем же государстве и весьма до сего часу, как известно, не во употреблении была». 

Первой работой  Санти в должности «товарища» (помощника) герольдмейстера была «геральдизация» государственного герба Российской империи.  

К сентябрю 1722 г. он уже  представил рисунки и описание герба  для государственной печати. Сохранилась  копия этого описания: «Герб его  императорского величества с колорами или цветами своими». Санти, недостаточно хорошо знавший русский язык, написал текст по-французски, перевел же его  

Б. Волков, человек  далекий от геральдической науки. Вот  как изложено в переводе описание центральной фигуры герба: «Поле  золотое, или желтое, на котором изображен  императорский орел песочной, т. е. черной, двоеглавой... На орловых грудях изображен герб великого княжества Московского, который окружен гривною или чепью Ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков, как следует. Поле красное, на котором изображен Святой Георгий с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а все то колера серебряного, или белого; оной Святой Георгий держит свое копье в пасти, или во рту, змия черного». 

Сенатский указ 1726 г., в котором речь шла о новой  государственной печати для наследницы Петра Великого на императорском  троне - Екатерины I, вполне четко «фиксирует»  цвета фигур государственного герба: «...Для печатания ея императорского величества указов и прочего, сделать при Сенате в Печатной конторе государственную печать... золотую, на которой вырезать орел черный с распростертыми крыльями в желтом поле, в нем ездца в красном поле; а вокруг той печати надписание: Божиею милостию, Екатерина Императрица и Самодержица Всероссийская». 
 

                                                          *    *    * 

 В эпоху императоров Александра I и Николая I трактовка двуглавого орла очень часто воплощалась в господствовавшем в то время стиле «Empire», Двуглавый орел вместо скипетра и державы держит в лапах: в левой - венок и ленту, в правой - пучок стрел, факел и ленту. Щиток на груди орла, в котором помещен св. Георгий, имеет необычную, заканчивающуюся конусом форму, а цепь ордена Андрея Первозванного отсутствует. Отсутствуют и титульные гербы на крыльях орла или вокруг него. Кроме того, крылья орла распростерты, опущены вниз, т.е. изменили свое традиционное «состояние». Это-то и вызвало нарекание общественности. Так, московский митрополит Филарет в письме министру Императорского двора графу Адлербергу, выражая свое несогласие с изменениями в российском государственном гербе, правда, более позднего времени, сетует; «В царствование блаженной памяти государя императора Александра I, когда предубеждение в пользу всего французского проникло и в кабинеты некоторых министров русских, двуглавого орла стали изображать не с поднятыми выспрь крыльями, а с простертыми горизонтально и несколько наклоненными, но подобию французского. Сия малость не осталась без последствий; были недовольные сим, как бы некою приметою, что Россия уже не возвышается, а опускает крылья. Это предрассудок, но не излишня предосторожность и против предрассудков, которые возбуждаясь производят расстройство в мыслях народа». 

                                                        *     *     * 
 

Особым комитетом  при участии Кене как специалиста  по геральдике императору Александру II была представлена на утверждение  целая серия гербов. Они были одобрены монархом, и 11 апреля 1857 г. подробное  описание государственного герба (большого, среднего и малого), государственной  печати (соответственно) и гербов членов императорского дома было опубликовано. Описанию предшествовало обоснование  действий русского царя, предпринявшего своеобразную геральдическую реформу. В нем говорилось, что государственный  герб, «хотя в главных частях своих  всегда одинаковый, должен в некоторых  особых к нему принадлежностях соответствовать  употребляемому в разных... актах  титулу более или менее полному...». В титуле русского монарха со времени первого описания государственного герба (с 1667 г.), гласит далее обоснование, «сделаны многие дополнения и изменения, но сии перемены не были в новейших о том постановлениях указаны с надлежащею подробностью, и равномерно не постановлено доселе твердых положительных правил об употреблении государственной печати в разных оной видах...» 

Кроме новой атрибутики, нового расположения и компоновки титульных  гербов изменения коснулись и  центральной гербовой фигуры. Многовекового  всадника, поражающего копьем дракона, теперь описывали так: «На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахрамою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона, золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем». 

Обычно русские  императоры, а раньше цари, пользовались на своих печатях изображением герба  государства. Никаких личных или  родовых гербов у них не было. Одновременно с гербами членов императорского дома мужского и женского пола, «установленными  по степеням происхождения их от особы императора», личным гербом самого императора возник и герб рода Романовых. Выше указывалось, что в основу этого герба была положена эмблема с прапора предка царствующих особ. Двоюродный брат царя Михаила Федоровича воевода Никита Иванович Романов умер бездетным, и в его лице прекратилась нецарская ветвь Романовых. Эмблема на его прапоре так и осталась бы в забвении (она же не стала гербом даже нецарской ветви Романовых), если бы через двести лет не возникла в ней потребность. Грифа с поднятым мечом в одной лапе и щитом в другой - эмблему, характерную для прапоров иноземных полков XVII столетия и их командиров, находившихся на русской службе, позаимствовал русский военачальник Романов. Для XVII в. это обычное явление. 

В заключение сюжета о романовском 'родовом гербе  упомяну еще о «догадке» М.А.Таубе, который 26 февраля 1913 г. прочитал о нем доклад в Русском генеалогическом обществе. Таубе выдвинул очень занимательную гипотезу о том, что эмблема «гриф» (напоминающая лифляндский герб) была «усвоена одним из родоначальников Романовых, боярином и воеводой Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым в качестве личной в воспоминание его лифляндских походов», и в частности взятия им Пернова (ныне г. Пярну) в 1575г. 
 

Вывод: 

Символика российского  герба складывалась на протяжении столетий. В XIX в. государственный герб претерпел  наиболее существенные изменения. Оценка их современниками не была однозначной. Одни сомневались в необходимости  изменений: «Государственный герб есть предмет вековой и многовековой. С течением времени он становится и более понятен народу и более  досточтим. Посему государственный герб Должен быть постоянен и может допускать изменения только по особенным важным причинам... и в настоящее время... должен встретиться и не быть оставлен без внимания вопрос: настоит ли действительная потребность и благовременность предпринять изменения в государственном гербе?». Другие в патриотическом экстазе пели дифирамбы, утверждая, что герб в своей «пространной» форме «является эмблемой не только основных идей несокрушимого в своих великих устоях отечества нашего, а еще эмблематично изображает собою также и всю обширную государственную территорию, все земли, нераздельно составляющие государство Русское». 

Наступил XX век, и  взгляд на это «единение» и «нераздельность» стал совершенно другим: «В результате захватнической политики царей и  императоров к России присоединяются Казань, Сибирь, Астрахань, Польша, Финляндия, Крым, Кавказ и Бессарабия, и мы ви­дим, что гербы этих стран и областей или нелепо пристегиваются на крыльях хищного орла или располагаются вокруг него. Таким образом... прежний государственный герб стал не только эмблемой русского империализма, но и наглядным доказательством порабощения отдельных народностей и земель и свидетельством их позора и унижения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

          …ТО БЫЛ РОССИИ КЛИЧ! 
 
 

Помимо герба и  флага высшим символом государства  является гимн - торжественное музыкальное  произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность  и торжественность гимнов усиливает  и укрепляет национальное и государственное  самосознание, а в международных  отношениях их исполнение, как и  приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными. 

Зрождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они «разветвились» на религиозные, государственные, военные, революционные и партийные. 

На Древнем Востоке - в Вавилоне, Индии, Египте - жрецами  исполнялись религиозные храмовые песнопения в честь богов. Примером религиозных гимнов, которые воспринимались как отклик на зов Бога, могут  служить псалмы Ветхого завета. В  античной Греции гимны во славу Аполлона или героев пелись хорами или же соло в сопровождении лиры, С III - IV вв. н. э. известны уже и христианские гимнические псалмы, многие из которых приписываются «отцу церковной музыки» Амвросию Медиоланскому (ок. 340 -397 гг.), одному из величайших деятелей западной церкви. В католических и протестантских церквах все верующие под звуки органа пели хоралы. Христианские гимнические песнопения в средние века играли роль позднейших государственных гимнов. Польские ры­цари перед битвами пели «Богородицу»; чешские гуситы отразили пять крестовых походов в 1420 - 1431 гг., вдохновляясь своими протестантскими гимнами; «Марсельезой» Крестьянской войны 1524-1526 гг. в Германии назвал  

Ф. Энгельс хорал  Мартина Лютера «Господь - твердыня наша», с которым немцы шли  в сражения и в период наполеоновских войн. 

Большинство европейских  гимнов ведет начало со второй половины XVIII -первой половины XIX в., т.е. со времени  образования современных наций. Разные гимны создавались на неодинаковой основе, несли разные идеи и вызывали различные эмоции. Лирическая чешская песня «Где Родина моя» (1834г.) воспевала любовь к прекрасной уютной Чехии, «Марсельеза» (1792 г.), «Еще Польша не погибла» (1797 г.), «Гимн гарибальдийцев» (1848 г.) звали к защите страны, бельгийский революционный «Брабансон» (1830 г.) призывал отдать свое сердце и кровь дорогой матери - Бельгии, русский гимн «Гром победы» (1791 г.) давал радость, неустрашимость и гордость за державу; идею владычества над океанами и континентами выражал гордый гимн «Правь, Британия!». 

Часть гимнов создавалась  на основе мелодий, близких к молитвенным,-  

например, английский «Боже, храни короля», русский «Боже, царя храни», часть была военными маршами, например, «Королевские марши» Испании  и Португалии. Гимны монархий обязательно прославляли царствующих государей-венценосцев. 

Иногда одновременно несколько национальных песнопений считались государственными (в XIX в. в Великобритании, Венгрии, США). Некоторые же страны даже в конце XIX в. не имели гимнов (Китай, Корея, Люксембург). В Османской империи для каждого нового султана составлялся новый военный марш. Тунис в конце XIX в. имел 15 (!) государственных гимнов-маршей. Старейшим национальным гимном (1568 г.) считается революционный нидерландский «Вильгельмус ван Нассауве». 

Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в порядке постановки проблемы. (Вплоть до конца XVII в. в России в качестве государственной функционировала церковная символика. 

"Революция» Петра  Великого открыла путь светской  музыке. «Виват, Россия, именем преславна», «Радуйся, Российский Орле двоеглавый», «Возвеселися, Россие, правоверная страна» - такими и подобными им песнями прославлялись успехи молодой державы. 

В течение всего XV111 в. гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн «Тебя, Бога, хвалим», авторство которого долгое время ошибочно приписывалось Амвросию Медиоланскому. Его исполняли под гром пушек на полях битв русские войска после побед в Северной войне и во время триумфов. На коленях, со слезами на глазах, вместе с певчими Троицкого собора, его пел Петр I после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г. Тот же псалмовый гимн пели в конце торжественных молебствий и в «царские» (именинные) дни императорской семьи, а также после застольных здравиц.  

Информация о работе Национальные символы России: · Герб · Гимн · Флаг