М.С. Горбачев и политика «перестройки» в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 г. в крестьянской семье в селе Привольное на Ставрополье. В 1948 г. он вместе с отцом работал на комбайне и за успехи в уборке урожая получил орден Трудового Красного Знамени. В 1950 г. Горбачёв окончил школу с серебряной медалью и поступил в Московский университет на юридический факультет. Позднее он признавался: « Что такое юриспруденция и право, я представлял себе тогда довольно туманно. Но положение судьи или прокурора мне импонировало ».

Оглавление

Биографическая справка ………………………………………..…………4
Экономические реформы второй половины 1980-х гг. ………………....5
Политико – идеологическая демократизация СССР …………………....8
Внешняя политика: доктрина «нового мышления» …………………...12
Крах политики «перестройки» и распад СССР ………………………...22
Заключение ……………………………………………………………….28
Список используемой литературы ……………………………………...32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский Федеральный университет

имени Первого  Президента России Б.Н.Ельцина 

Радиотехнический  институт - РтФ

Кафедра истории России 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему:

М.С. Горбачев и политика «перестройки» в  СССР 
 
 

     Нормоконтроль     ______________________

     Научный руководитель    Петухова И.В.

     Курс, группа     РтФ - I, РЗ - 100103

     Студент      Анфиногенов М.А.

     Шифр      018 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

 

     Содержание

 
  1. Биографическая  справка ………………………………………..…………4
  2. Экономические реформы второй половины 1980-х гг. ………………....5
  3. Политико – идеологическая демократизация СССР …………………....8
  4. Внешняя политика: доктрина «нового мышления» …………………...12
  5. Крах политики «перестройки» и распад СССР ………………………...22
  6. Заключение ……………………………………………………………….28
  7. Список используемой литературы ……………………………………...32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

1. Биографическая справка

    Михаил  Сергеевич Горбачёв — один из самых  популярных на Западе российских политиков последних десятилетий XX в. и одна из наиболее противоречивых фигур в глазах общественного мнения внутри страны. Его называют и великим реформатором, и могильщиком Советского Союза.

    Михаил  Сергеевич родился 2 марта 1931 г. в крестьянской семье в селе Привольное на Ставрополье. В 1948 г. он вместе с отцом работал на комбайне и за успехи в уборке урожая получил орден Трудового Красного Знамени. В 1950 г. Горбачёв окончил школу с серебряной медалью и поступил в Московский университет на юридический факультет. Позднее он признавался: « Что такое юриспруденция и право, я представлял себе тогда довольно туманно. Но положение судьи или прокурора мне импонировало ».

    В Москве Михаил очутился впервые. Много лет спустя он вспоминал:

    «Сопоставьте: село Привольное и... Москва. Слишком велика разница и слишком большая ломка... Всё для меня было впервые: Красная площадь, Кремль, Большой театр — первая опера, первый балет, Третьяковка, Музей изобразительных искусств... первая прогулка на катере по Москве-реке, экскурсия по Подмосковью, первая октябрьская демонстрация... И каждый раз ни с чем не сравнимое чувство узнавания нового». Молодой провинциал жадно тянулся к знаниям, к культуре.

    Жил Горбачёв в общежитии, едва сводил концы  с концами, хотя одно время получал повышенную стипендию за отличную учёбу и комсомольскую работу. В 1952 г. Горбачёв стал членом партии.

    Однажды в клубе он познакомился со студенткой отделения научного коммунизма философского факультета Раисой Титаренко. В сентябре 1953 г. они поженились, а 7 ноября сыграли комсомольскую свадьбу.

     Горбачёв  окончил МГУ в 1955 г. и, как секретарь  комсомольской организации факультета, добился распределения в Прокуратуру СССР. Однако как раз тогда правительство приняло закрытое постановление, запрещавшее принимать на работу в центральные органы суда и прокуратуры выпускников юридических вузов. Хрущёв и его соратники сочли, что одной из причин репрессий 30-х гг. было засилье молодых неопытных прокуроров и судей, готовых выполнять любые указания руководства. Так Горбачёв, у которого два деда пострадали от репрессий, неожиданно стал жертвой борьбы с последствиями культа личности.

 

2. Экономические реформы  второй половины 1980-х  годов

 

     В экономическом плане годы перестройки  представляються катастрофическими. Ситуация в народном хозяйстве не перестала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал делая рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Заметно стало сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства отметили сокращения. Усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, происходило падение курса рубля.

     Тем не менее в этих условиях была предпринята серия реформ и проведена огромная законотворческая работа. С начало перестройки развитие реформы определяли два основные тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора. "Закон о государственном предприятии" от 1987 г. был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получили свободу планировать свою деятельность и устанавливать прямые связи с другими предприятиями, некоторым разрешили даже вступать в контакт с иностранными фирмами.

     В действительности бюрократия центральных  министерств сразу стала обходить положения этого закона, так как  не хотело сдавать свои позиции и  отказываться от прежних прерогатив. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно не оставляло много возможностей для коммерческой деятельности, также оно, помимо приоритета в определении номенклатуры выпускаемой продукции, устанавливало цены и ставки налогообложения. Фактически предприятия остались под жесткой опекой старых структур и не получили реальной возможности контроля и таким образом продолжали пользоваться госсубсидиями, которые позволяли избежать банкротства.

     Наиболее  сложной проблемой, обусловливавшей  переход к подлинной самостоятельности предприятий и рыночной экономике, оказалась проблема ценообразования. Эту реформу боялись как оппозиция бюрократии так и руководители страны; другие боялись, что потеряют свои неофициальные доходы и привилегии, а другие, что социальная цена освобождения цен и перехода к рыночной экономике в обстановке всеобщего дефицита и отсутствия пользующихся доверием властных и правовых структур слишком высокая. Этот шаг был сделан только в 1991 г.

     Второе  направление экономической реформы  состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. В 1986 г. частная деятельность была легализовано более чем в 30 видах производства и услуг (в 1991 г. более 7 млн. заняты в кооперативном секторе, около 1 млн. получили разрешения на занятие индивидуальной деятельности). Установление очень высоких цен и развитие побочных видов деятельности привели к тому, что частный сектор стал к банковским кредитом отмывать капиталы теневой экономики. При этом частный сектор охватил большой часть из людей, которые были заняты в сфере теневой экономики. Несмотря на заявления руководства о поддержке, развитие частной инициативы сталкивалось с различными трудностями: официальными, когда местные власти делали все, чтобы ограничивать деятельность кооперативов; производственными, обусловленными дефицитом материальных ресурсов, вынуждавшим прибегать нелегальным источникам; недоверием народа, которому, столкнувшихся с четырьмя сетями распределения и уровнями цен, экономическая свобода предстала в образе падения жизненного уровня. Правительство столкнулось с трудностями также и в сельском хозяйстве.

     Согласно "арендному договору" землю  можно было брать в аренду на длительный срок и полностью распоряжаться продукцией. К тому же в новом положении о колхозах оговаривалось, что площадь индивидуального участка и поголовье скота будут устанавливаться коллективом каждого колхоза "в зависимости от участия его членов в общем труде". Эти меры на деле дали лишь символические результаты. Колхозы, не получившие подлинной самостоятельности так и остались под опекой районных властей, которые планировали их производство и поставки государству, определяли нормы площади личных участков. Арендное движение не получило широкого распространения. Возродить сразу дух предпринимательства оказалось тем более тяжело, что самые активные ушли из деревни, не было техники, инфраструктуры. С другой стороны, местные власти с начала перестройки не переставали подавлять крестьянскую инициативу; крестьяне, желавшие работать на условиях аренды, не получили землю на предусмотренные законом срок: арендные договоры могли быть расторгнуты властями с уведомлением за два месяца, имели силу только для заключавшего и не могли быть переданы другому.

     Ни  одно из начатых экономических реформ практически не дала положительных  результатов. С одной стороны, потому что будучи продуктом политического компромисса, они не были достаточны радикальными - наиболее болезненные в социальном плане меры были отсрочены: с другой стороны, они были слишком радикальными, вызывая одновременно сопротивление населения, которое ощущало в себе, как ухудшаются условия жизни, и противодействие на всех уровнях бюрократического аппарата. Экономические реформы, как и гласность, представляли угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемого положения. Нельзя забывать, что реформы пытались изменить экономику, в которой в течение десятилетий отсутствовали рыночные механизмы и процветала коррупция. Эти обстоятельства привели к непредвиденной реакции на предпринятые руководством шаги: в государственном секторе прочно воцарилось меновая, бартерная экономика, а в частном - своего рода экономика казино, в рамках которой новые предприниматели искали немедленной спекулятивной выгоды в ущерб развитию с дальним прицелом производства товаров и услуг. В условиях крайне нестабильной политической ситуации речь шла о получении максимальной прибыли в кратчайшие сроки, прежде чем в очередной раз будут изменены правила игры.

 

     3. Политико – идеологическая  демократизация

 

     Весной 1988 г. в одном из центральных журналов появились “размышления” Г.Попова по поводу повести Д.Гранина “Зубр”. Характеризуя политическую систему страны, сформировавшуюся при И. Сталине, он назвал ее “административной”. Вскоре понятие “административно-командная система” появилось в лексиконе Генерального секретаря ЦК КПСС. Им он характеризовал действующую политическую систему, сравнивая ее со “смирительной рубашкой”, сковавшей творческий потенциал общества. М. Горбачев призвал “взорвать” ее.

     Первая  концепция такого “взрыва” была озвучена Генеральным секретарем летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции. С этого времени перестройка политической системы стали главной составной тотальной перестройки в СССР.

     Что собой представляла политическая система  СССР к середине 80-х годов? Ее главные  звенья были определены Конституцией СССР 1977 г. Она же регулировала основные нормы отношений между этими звеньями. Согласно Конституции, вся власть в Советском Союзе принадлежала народу. Государственную власть он осуществлял через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража. Статья 6 Конституции СССР в прямой форме юридически закрепляла особую роль Коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы. К звеньям политической системы Конституция относила профсоюзы, комсомол, кооперативные и Другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция закрепила трудовой коллектив.

     Основные недостатки (или пороки) политической системы СССР, осознанные и озвученные в конце 80-х годов, сводились к следующему: во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и ее отдельных звеньев, в частности; во-вторых, смещение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций).

     Первоначальная  концепция реформы политической системы, предложенная М. Горбачевым от имени ЦК КПСС XIX партконференции, официально провозгласила целью укрепление народовластия и проводилась  под лозунгами — “Больше социализма!”, “Вся власть Советам!”. Ее конкретные задачи сводились к следующему: во-первых, преобразовать систему Советов, создав новый, высший орган государственной власти — Съезд Народных Депутатов, и превратив Верховный Совет в постоянно действующий орган; во-вторых, изменить избирательный закон, введя альтернативные и двухступенчатые выборы и выборы трети депутатского корпуса непосредственно от общественных организаций; в-третьих, совместить в одних руках посты партийного и советского руководителя, одновременно введя пост Председателя Совета (вместо Председателя Президиума и Председателя исполкома); в-четвертых, создать Комитет Конституционного Надзора как шаг к будущему Конституционному Суду, символизирующему разделение трех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной; наконец, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности политической системы, перейдя к гласности.

Информация о работе М.С. Горбачев и политика «перестройки» в СССР