М.С. Горбачев и политика «перестройки» в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 г. в крестьянской семье в селе Привольное на Ставрополье. В 1948 г. он вместе с отцом работал на комбайне и за успехи в уборке урожая получил орден Трудового Красного Знамени. В 1950 г. Горбачёв окончил школу с серебряной медалью и поступил в Московский университет на юридический факультет. Позднее он признавался: « Что такое юриспруденция и право, я представлял себе тогда довольно туманно. Но положение судьи или прокурора мне импонировало ».

Оглавление

Биографическая справка ………………………………………..…………4
Экономические реформы второй половины 1980-х гг. ………………....5
Политико – идеологическая демократизация СССР …………………....8
Внешняя политика: доктрина «нового мышления» …………………...12
Крах политики «перестройки» и распад СССР ………………………...22
Заключение ……………………………………………………………….28
Список используемой литературы ……………………………………...32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

    В конце 80-х гг. советская сторона  провела серию крупных мероприятий по сокращению военного присутствия. В декабре 1988 г. СССР объявил о 500-тысячном сокращении численности Советской Армии, 40% из которого пришлось на восточные районы. Кроме того, все советские дивизии были выведены из Монголии. Советский Союз обещал не расширять в азиатской части страны число ядерных ударных средств наземного базирования и самолетов-носителей ядерного оружия. Положительно повлиял на нормализацию советско-китайских отношений вывод в 1989 г. ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Изменилась точка зрения Москвы на пребывание вьетнамских войск в Камбодже. В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР была отмечена близость позиций двух государств в отношении иностранного военного присутствия в этой стране как условия урегулирования ситуации в ней. Под влиянием СССР в начале 1989 г. Вьетнам объявил о намерении вывести к осени того же года свои войска из Камбоджи. Эти шаги подготовили почву для визита М. С. Горбачева в Пекин весной 1989 г., в ходе которого были полностью нормализованы  советско-китайские межгосударственные и партийные контакты и отношения. Вслед за тем в апреле 1990 г. в ходе визита в Москву премьера Госсовета Китая. Ли Пэна состоялось подписание соглашения о демилитаризации советско-китайской границы, а в мае того же года была достигнута первая за многие годы договоренность о закупках Китаем в СССР военной техники (самолетов МИГ-29 и СУ-27).

    Важным  условием успешного претворения  в жизнь нового типа межгосударственных отношений объявлялась деидеологизация внешней политики. При сохранении социализма в Советском Союзе, странах Восточной и Центральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практике отход от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимости к инакомыслию, признание права страны на свободный выбор. Выступая за деидеологизацию, советское политическое руководство предлагало, что администрация США и их союзники также будут строить свою политику в соответствии с общечеловеческими идеалами, признают окончание холодной войны, откажутся от попыток «выбросить социализм на свалку истории».

    К концу 1988 г. окончательно сложилась  концепция «нового политического  мышления» во внешней политике СССР. Её основные принципы были сформулированы М. С. Горбачевым и озвучены на международной конференции ООН в Нью-Йорке в ноябре 1988 г. Они сводились к следующему:

    • в международных отношениях – исключение применения силы;
    • свобода выбора и признание многовариантности общественного развития разных стран;
    • деидеологизация межгосударственных отношений.

    На  той же конференции Горбачев объявил  о намерении вывести часть  советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 90-х  годов. Это заявление, а также  надежда на то, что Советы не решатся  на военное вмешательство, вселили в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть. В течение 1989–1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции» в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. – разрушена Берлинская стена) и т.д.

    Вопрос  о Германии был ключевым. На переговорах  о будущем Германии, в которых  приняли участие представители Великобритании, Франции, СССР, США и двух немецких государств – ГДР и ФРГ, советская делегация не смогла отстоять целый ряд принципиальных положений, в том числе неучастие объединенной Германии в НАТО.

    В ГДР к власти пришли христианские демократы под лозунгом объединения страны. Эти лозунги не поддерживало все население ГДР. В феврале 1989 г. на встрече с Г. Колем в Москве М. С. Горбачев предоставил ему право «взять в свои руки» дело объединения Германии.

    Начало  концу «холодной войны» было положено встречей нового президента США Дж. Буша и М. С. Горбачева на Мальте в декабре 1989 г. Обсудив важнейшие вопросы быстростремящегося положения в мире, руководители США и СССР продемонстрировали всему миру взаимопонимание основных проблем.

    Процесс углубления взаимоотношений с Западом шел параллельно с распадом ОВД и Совета Экономической Взаимопомощи. В июне 1990 г. Венгрия заявила о своем выходе из ОВД, за ней последовали остальные страны. Так перестали существовать военные и экономические организации бывших социалистических стран. До минимума были свернуты связи с Кубой и Северной Кореей, где сохранились коммунистические режимы.

    1 июля 1990 г. вступил в силу договор  о заключении экономического, социального  и финансового союза между  немецкими государствами. 12 сентября того же года в Москве министры иностранных дел ГДР, ФРГ, Великобритании, Франции, США и СССР, при участии Польши, поставили свои подписи под договором «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». В соответствии с ним, страны – победительницы отказывались от своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом, объединенная Германия обретала полный суверенитет в своих внутренних и внешних делах. Советский Союз брал обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии, и урегулировать связанные с этим проблемы на двусторонней основе с правительством объединенной Германии. Договор подтверждал незыблемость послевоенных границ Германии, ограничивал численность бундесвера и гарантировал неразмещение иностранных войск и ядерного оружия на территории бывшей ГДР. В октябре состоялись торжества по поводу объединения Восточной и Западной Германии, а М. С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

    Вывод советских войск с территории бывших социалистических государств напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения и объединения выводились в кратчайшее сроки на основе двусторонних соглашений с каждой из этих стран на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации. Спешка порождала множество вопросов, связанных с социальной защитой военнослужащих и членов их семей.

    Итоги внешнеполитической деятельности СССР. Внешнеполитическая деятельность СССР в период горбачевских реформ, основанная на принципах «нового политического мышления», кардинально изменила геополитическое пространство не только в Европе, но и во всем мире. Прекратилось противостояние США – СССР, были ликвидированы военные конфликты в нескольких десятках точек земного шара, изменились направления внешней политики десятков государств, обрели перспективы политического развития страны и народы Европы, Азии, Латинской Америки. Результаты последовательной политики СССР, направленной на сокращение гонки вооружений, освободили бюджет страны от непосильных военных расходов.

    Смена внешнеполитического курса, произошедшая в течение нескольких лет, не была результатом деятельности только М. С. Горбачева. В конце мая 1989 г. на совещании в Министерстве иностранных дел был поставлен вопрос о новой роли советской дипломатии, куда были приглашены все послы и «дипломатическая элита». «Новое политическое мышление» как внешнеполитическая доктрина получило одобрение на партийных форумах и в советском обществе.

    Сложный процесс поворота внешнеполитического  курса практически на 180 градусов в отношении со странами Запада был  обусловлен внешними и внутренними  причинами. Истощение советской  экономики в результате гонки  вооружений, военное и экономическое  давление со стороны Североатлантического блока во многом предопределяли необходимость реформ как внутри страны, так и во внешней деятельности. Снижение динамизма экономического развития, война в Афганистане, продолжение которой ставило под угрозу экономическую безопасность страны, превратились в узел проблем, решение которых в рамках старой идеологии было невозможно. Советский режим испытывал и острейший идеологический кризис. Традиционные марксистские догмы, теория «развитого социализма» перестали быть убедительными в международном коммунистическом движении и социалистической политической мысли. В странах социализма имел место глубочайший политический кризис, вызванный противоречиями теории и практики строительства социализма. Наиболее отчетливо он проявился в 80-х гг. в Польше. В этой самой большой после СССР социалистической стране Европы возникла рабочая оппозиция коммунистическому режиму. Решить проблему Польши в традициях так называемой «доктрины Брежнева», т.е. путем военного подавления оппозиции, было практически невозможно в условиях новой расстановки сил на международной арене.

    Это обстоятельство было использовано администрацией США для сплочения западных и  восточных стран в целях проведения активной антисоветской политики. К  середине 80-х гг. 120 государств – членов ООН выступали на всех международных форумах с осуждением агрессивной политики СССР в Афганистане, в поддержку Польши, антисоветских сил в странах социалистического лагеря и в самом Советском Союзе.

    Изменения внешнеполитического курса имели  и негативные последствия. Так, СССР утратил экономическую и политическую самостоятельность, его влияние в целом мире ослабло.

    Страна  следовала в русле политики НАТО, что стало особенно очевидным  во время ирако-кувейтской войны  и военной операции США под  названием «Буря в пустые» в январе 1991 г., когда СССР отказался от самостоятельной политики в Ираке. Поддержка операции «Буря в пустыне», вывод советских военных специалистов из Ирака и участие СССР в экономических санкциях против этой страны имели негативные последствия для советской экономики. СССР утратил статус одной из ведущих мировых держав.

     Вместе  с тем новая политика открыла  возможности контактов и взаимодействия с самыми разнообразными силами современного мира – на Западе, Юге, Востоке.

 
 
 
 
 

4. Крах политики  «перестройки» и  распад СССР

 

          К середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, на­чала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.

          В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость пере­мен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда. Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

          Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

 

          Смерть в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю.В. Андропова пробуди­ли в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Попытки Ю.В.Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

          Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны. В условиях монопольного господства в обществе одной партии — КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать. Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной «сверху», страна обретет второе дыхание. Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С.Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в корот­кий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал. Первые три года перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию. Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути. На фоне ухудшающейся с каждым днем экономической ситуации впервые был поставлен вопрос о политической ре­форме общества. Была провозглашена политика гласности — открытое обсуждение острых проблем экономики и поли­тики на страницах средств массовой информации. После десятилетий запретов и искажений информации «для народа» на страницы печати были буквально выплеснуты все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития социалистического общества. Эта лавина информации привела в шок значительную часть населения страны. Результатом политики гласности было пробуждение общественного сознания значительной части населения страны. Интерес людей к политике был настолько велик, что стал неотъемлемой частью жизни в тот период времени. За выступлениями делегатов XIX партконференции КПСС, проходившей летом 1988 г. и транслировавшейся по радио и телевидению, следила буквально вся страна. В повестку дня этой конференции был поставлен вопрос об изменении политической структуры общества. Политической целью перестройки была провозглашена передача власти от КПСС Советам. Однако преобладание на конференции консервативно настроенных сил («агрессивно-послушного большинства») и стремление сохранить контроль аппарата КПСС над развитием событий не позволили принять исторических решений, которые изменили бы судьбу страны. Вместо этого была предложена, а затем внесена в Конституцию новая громоздкая, недемократическая структура дублирующих друг друга высших органов государственной власти — Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов в марте 1989 г. проводились по новому избирательному закону, чем вызвали к жизни беспрецедентную активность избирателей. Благодаря этому в депутатском корпусе были представлены практически все группы и слои населения. Первый съезд стал действительно историческим событием, свидетельствующим о нарождающейся демократии, В адрес руководства страны впервые публично прозвучала острая и резкая критика, что само по себе было беспрецедентным явлением. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий парламент — Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М.С. Горбачев.

Информация о работе М.С. Горбачев и политика «перестройки» в СССР