Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:33, реферат
К середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению- Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.
От перестройки
к революции.
К середине 80-х
гг. возможность постепенного, безболезненного
перехода к новой системе общественных
отношений в России была безнадежно
упущена. Стихийное перерождение системы
изменило весь жизненный уклад советского
общества: перераспределялись права руководителей
и предприятий, усилилась ведомственность,
социальное неравенство. Изменился характер
производственных отношений внутри предприятий,
начала падать трудовая дисциплина, массовыми
стали апатия и безразличие, воровство,
неуважение к честному труду, зависть
к тем, кто больше зарабатывает. В то же
время в стране сохранялось внеэкономическое
принуждение к труду. Советский человек,
отчужденный от распределения произведенного
продукта, превратился в исполнителя,
работающего не по совести, а по принуждению-
Выработанная в послереволюционные годы
идейная мотивация труда слабела вместе
с верой в близкое торжество коммунистических
идеалов, параллельно этому сокращался
поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний
долг государства.
В начале 80-х
гг. все без исключения слои советского
общества страдали от несвободы, испытывали
психологический дискомфорт. Интеллигенция
хотела подлинной демократии и индивидуальной
свободы.
Большинство рабочих
и служащих необходимость перемен
связывали с лучшей организацией и оплатой
труда, более справедливым распределением
общественного богатства. Часть крестьянства
рассчитывала стать подлинными хозяевами
своей земли и своего труда.
Однако, в конечном
счете, совсем другие силы определили
направление и характер реформирования
советской системы. Этими силами была
советская номенклатура, тяготившаяся
коммунистическими условностями и зависимостью
личного благополучия от служебного положения.
Таким образом,
к началу 80-х гг. советская тоталитарная
система фактически лишается поддержки
в обществе и перестает быть легитимной.
Ее крах становится вопросом времени.
Смерть в ноябре
1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти
более здравомыслящего политика
Ю.В. Андропова пробудили в обществе
надежды на возможное изменение жизни
к лучшему. Однако этим надеждам не суждено
было сбыться.
Попытки Ю.В. Андропова
придать эффективность
Избрание в
марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального
секретаря ЦК КПСС вновь возродило
надежду на возможности реальных
перемен в жизни общества- Энергичные
выступления нового Генерального секретаря
показали его решимость приступить
к обновлению страны.
В условиях монопольного
господства в обществе одной партии
— КПСС, наличия мощного репрессивного
аппарата перемены не могли начаться
«снизу», народ ждал изменений «сверху»
и готов был их поддержать.
Горбачев был
убежден, что после реформы, проведенной
«сверху», страна обретет второе дыхание.
Ядром экономических преобразований стала
концепция ускорения социально-экономического
развития страны на основе использования
новейших достижений научно-технического
прогресса. Провозглашая курс на ускорение,
М.С. Горбачев надеялся с минимальными
затратами за счет «скрытых резервов»
в короткий срок добиться подъема экономики.
Однако все попытки в рамках старой системы
провести преобразование экономики были
обречены на провал. Первые три года перестройки,
в течение которых были испробованы практически
все известные методы ускорения развития
общества, показали, что тоталитарная
система не поддается реформированию.
Неудачи первого этапа перестройки заставили
искать новые пути. На фоне ухудшающейся
с каждым днем экономической ситуации
впервые был поставлен вопрос о политической
реформе общества. Была провозглашена
политика гласности — открытое обсуждение
острых проблем экономики и политики на
страницах средств массовой информации.
После десятилетий запретов и искажений
информации «для народа» на страницы печати
были буквально выплеснуты все негативные
факты и тенденции, накопившиеся за весь
период развития социалистического общества.
Эта лавина информации привела в шок значительную
часть населения страны. Результатом политики
гласности было пробуждение общественного
сознания значительной части населения
страны. Интерес людей к политике был настолько
велик, что стал неотъемлемой частью жизни
в тот период времени. За выступленнями
делегатов XIX партконференции КПСС, проходившей
летом 1988 г. и транслировавшейся по радио
и телевидению, следила буквально вся
страна. В повестку дня этой конференции
был поставлен вопрос об изменении политической
структуры общества. Политической целью
перестройки была провозглашена передача
власти от КПСС Советам. Однако преобладание
на конференции консервативно настроенных
сил («агрессивно-послушного большинства»)
и стремление сохранить контроль аппарата
КПСС над развитием событнй не позволили
принять исторических решений, которые
изменили бы судьбу страны- Вместо этого
была предложена ,а затем внесена в Конституцию
новая громоздкая, недемократическая
структура дублирующих друг друга высших
органов государственной власти — Съезда
народных депутатов и Верховного Совета
СССР. Выборы народных депутатов в марте
1989 г. проводились по новому избирательному
закону, чем вызвали к жизни беспрецедентную
активность избирателей. Благодаря этому
в депутатском корпусе были представлены
практически все группы и слои населения.
Первый съезд стал действительно историческим
событием, свидетельствующим о нарождающейся
демократии, В адрес руководства страны
впервые публично прозвучала острая и
резкая критика, что само по себе было
беспрецедентным явлением. На съезде был
сформирован первый в истории страны профессионально
работающий парламент — Верховный Совет
СССР, председателем Президиума которого
был избран М.С. Горбачев.
Нарастание социальной
напряженности. После лета 1989 г. реформаторское
руководство страны столкнулось
с кризисом доверия. Непосредственной
причиной падения авторитета власти стали
пустые прилавки магазинов, рост преступности,
политическая нестабильность. На многолюдных
митингах выражалось открытое недовольство
ходом перестройки, подвергалнсь критике
действия как самого М.С. Горбачева, так
и правительства СССР, возглавляемого
Н.И. Рыжковым. В стране происходила поляризация
политических сил. Выделилась группа сторонников
реформ, проводимых Горбачевым, и группа
консервативно настроенных лидеров партноменклатуры,
не хотевших никаких перемен в обществе.
На повестку дня вновь был поставлен вопрос
о власти. Созванный в марте 1990 г. внеочередной
съезд народных депутатов СССР отменил
шестую статью Конституции, законодательно
закреплявшую монополию КПСС на власть
в стране. Этот же съезд утвердил пост
Президента СССР. М.С. Горбачев был выбран
на съезде первым Президентом СССР.
1990 год ознаменовался
также односторонним решением
некоторых союзных республик
(в первую очередь
Попытки союзного
центра экономическими мерами воздействовать
на эти решения в конечном счете
не имели успеха. По стране прокатилась
волна провозглашения суверенитетов
союзных республик, избрания в них
своих президентов, введения новых
названий. Республики стремились избавиться
от диктата центра, объявив о своей независимости.
Реальная опасность
неуправляемого распада СССР. грозящая
непредсказуемыми последствиями, заставляла
центр и республики искать путь к
компромиссам и соглашениям. Идея заключения
нового союзного договора была выдвинута
народными фронтами Прибалтики еще в 1988
г. Но до середины 1989 г. она не находила
поддержки ни у политического руководства
страны, ни у народных депутатов, еще не
освободившихся от пережитков имперских
настроений. В то время многим казалось,
что договор — не главное. Окончательно
центр «дозрел» до осознания важности
Союзного договора лишь после того, как
«парад суверенитетов» до неузнаваемости
изменил Союз, когда центробежные тенденции
набрали силу.
Россия не могла
оставаться в стороне от этого
процесса.
Вопрос о российском
суверенитете стал главным на первом
съезде народных депутатов республики.
12 июня 1990 г., выражая волю своих избирателей,
делегаты съезда с редким для этого
съезда единодушием, большинством голосов
приняли Декларацию о государственном
суверенитете Российской Федерации. Ее
принятие стало рубежом как в развитии
Российской Федерации, так и всего Советского
Союза, который мог существовать только
до тех пор. пока Россия служила объединяющим
началом.
Выбор российских
депутатов во многом был определен
поведением других союзных республик,
уже провозгласивших свою независимость.
В то же время многие из них были
убеждены, что пример независимой
демократической России будет способствовать
победе демократических сил в других республиках.
Согласно Декларации,
государственный суверенитет
Формально Декларация
лишь законодательно разграничивала полномочия
центра и республики и в этом смысле
не выходила за пределы союзной Конституции.
Тем не менее, провозглашение государственной
независимости Российской Федерацией
означало на деле двоевластие в стране.
Проголосовав за независимость, народные
депутаты подтолкнули и без того сильные
сепаратистские настроения на Украине
и в Прибалтике.
Объявление суверенитета
России было продиктовано и экономическими
причинами. Неспособность центра вывести
страну из кризиса, затягивание им проведения
радикальных экономических
Стремление Российской
Федерации начать с 1 октября 1990 г. переход
к рынку резко обострил противостояние
центра и республик, «война законов»
переросла в новую стадию. Защищая
свой суверенитет. РСФСР приняла ряд постановлений,
ограничивающих действие союзных законов
и союзной власти на территории республики.
1991 год оказался
переломным в истории страны.
За шесть лет перестройки ни
одна из ее задач до конца
не была решена. К лету ситуация,
сложившаяся во всех областях жизни, характеризовалась
как кризисная. Колебания и противоречия
Президента СССР М.С. Горбачева, его «центризм*.
стремление встать над «схваткой» больше
не встраивали ни левых, ни правых, справедливо
видевших в такой флюгерности слабость
государственной власти, предательство
национальных интересов. Каждая новая
неделя противостояния «центра» и республик,
«демократов» и «партократов» усиливала
в обществе стихийные антиноменклатурные
настроения. Большинство населения на
мартовском референдуме 1991 г., сказав «да»
сохранению единого отечества, высказалось
против сохранения старой государственной
власти. Авторитет КПСС стремительно падал
даже среди крупных хозяйственников. Весной
1990 г., как свидетельствуют социологические
опросы. 23% из них еще полностью доверяли
КПСС, к лету доля недоверявших поднялась
до 72%.
Победа 12 июня 1991
г. в первом же туре президентских
выборов в РСФСР Б.Н. Ельцина
также свидетельствовала о
С другой стороны,
и демократические силы не могли
пассивно ожидать развития событий.
Перестройка, основывавшаяся на идеях
демократического социализма, революция
"сверху", потерпела крах. Страна
разваливалась. Народ требовал глубоких
реформ. В сложившихся условиях силовое
столкновение становилось неизбежным.
Консерваторы попытались опередить демократов
и «спасти» отечество. Уже к осени 1990 г.
руководство госбезопасности приступило
к детальной проработке плана введения
чрезвычайного положения в стране. Органы
КГБ установили слежку за народными депутатами,
политическими партиями, независимыми
профсоюзами, вели планомерную работу
по дезинформации высших руководителей
Союза с целью принятия жестких мер для
наведения «порядка». М.С. Горбачев оказался
заложником формально подчиненных ему
структур партии, госбезопасности и армии.
В течение зимы и весны 1991 г. делалось несколько
«примерок» силовой политики. В середине
января прокоммунистнческий Комитет общественного
спасения (прообраз ГКЧП) в Литве пытался
отстранить от власти силой оружия правительство
Народного фронта. В результате этой акции
погибло 13 ни в чем не повинных людей. К
этим событиям оказались непосредственно
причастны министр обороны СССР Д. Язов,
председатель КГБ В. Крючков, министр МВД
Б. Пуго. Спустя неделю аналогичная попытка
государственного переворота была предпринята
в Латвии. В конце марта в день открытия
внеочередного Съезда народных депутатов
РСФСР в Москву были введены войска, взявшие
в кольцо центр столицы. Только после решительного
протеста депутатов, приостановивших
из-за этого работу съезда, войска были
выведены из города.
В феврале 1991 г.
Президент М. Горбачев был по существу
поставлен перед выбором: или поддержать
силы, ориентирующиеся на силовые методы
сохранения старых структур власти, или
окончательно стать на сторону демократов.
Президент выбрал путь политического
наблюдателя и тем самым предрешил свою
судьбу.