Гластность и перестройка в политики Горбачева

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:49, реферат

Краткое описание

Основные цели и причины перестройки

Оглавление

Перестройка: основные причины и цели
Основные реформы, проведенные в ходе перестройки
Итоги перестройки
Политика «гласности»: достижения и издержки

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.57 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 
 

    Введение…………………………………………………………………….  3 

  
  1. Перестройка: основные причины и цели……………………………… 4 
  2. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки……………… 8
  3. Итоги перестройки……………………………………………………   11
  1. Политика  «гласности»: достижения и издержки ……………………. 12

    Заключение ………………………………………………………………… 17

    Список используемой литературы ……………………………………….. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     В конце XX века с политической карты мира исчезла крупнейшая империя – Советский Союз, что обернулось подлинной драмой для ее народов. Распад СССР – уход с международной арены мощнейшей политической доминанты вызвал широкий общественный резонанс.

     К середине 80-х годов назревавшая  необходимость перемен была понятна  многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка»  нашла живой отклик во всех слоях  советского общества. Если говорить коротко, то «перестройка» означала: создание эффективного механизма ускорения  социально-экономического развития общества; всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважение к  ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный  поворот к науке, соединение научно-технических  достижений  с экономикой и многое другое.

     Руководство страны во главе с Горбачевым поставило  перед собой цель вывести общество из прежнего, застойного состояния  и повести страну к своеобразно  понимаемой демократии.

    Тема  моей работы актуальна потому, что перестройка стала переломным моментом в истории Советского Союза. Она коренным образом изменили положение СССР в мире, а также экономическую и политическую ситуацию внутри страны. В ходе перестройки был заложен фундамент либеральных реформ, проводившихся в России в начале 90-х годов. 
 
 
 
 
 
 

    1. Перестройка: основные причины и цели 

    Благодаря высоким темпам социально-экономического развития в 50-е и 60-е годы наша страна добилась высоких успехов. Но, начиная  с 70-х годов динамика экономического развития, стала ухудшаться. Это  нашло своё выражение в заметном снижении темпов нашего развития по всем показателям – и экономическим, и социальным. Показатель роста национального  дохода упал с 41% в VIII пятилетке до 16,5% в XI.  Соответственно сократился и  прирост производственных фондов. Если учесть скрытое повышение цен, то реального прироста национального  дохода и капитальных вложений на рубеже 70-80-х годов не было, страна вошла в полосу стагнации экономики, стал снижаться уровень жизни  народа.

    К середине 80-х годов, социализм, как  общественно-экономическая система  полностью исчерпала себя. Советская  страна впала в глубокий социально-экономический  и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и  уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения  товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических  стран но и многих развивающихся  государств. Также отрицательно сказывалась  на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США  на тот момент- 800 тыс., СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика  захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Неудовлетворительно  обстояло дело с насыщением внутреннего  рынка товарами широкого потребления. Причины этого довольно глубоки: в легкой промышленности десятилетиями  не обновлялось оборудование, примерно у 40% действующего в этой отрасли  оборудования превышены амортизационные  нормы.

    Налицо  была и явная недооценка сферы  производства товаров широкого потребления. Хотя эта сфера дает 37% всех накоплений нашей страны, в нее направляется только 8% капитальных вложений. Многие товары широкого потребления производятся вроде бы в большом количестве, но качество их низкое.

    Платежеспособный  спрос населения явно не удовлетворяется, между этим спросом и его материальным покрытием существует серьезный  и опасный разрыв. А ведь производство осуществляется ради людей, и усиление социального развития следует рассматривать  как главное целевое направление  «перестройки».

    В 80-х годах СССР вышел на первое место в мире как в целом  по объему добычи топлива и сырья, так и по многим отдельным их видам. Гигантские масштабы потребления природных ресурсов приводят к сокращению лучших и наиболее дешевых месторождений и источников сырья. Темп развития добывающей промышленности замедляется.

    Экономика СССР обладала мощным научным потенциалом, государство выделяло на финансирование науки около 5% национального дохода – больше чем подавляющая часть  других развитых стран мира. По многим отраслям научно – технические разработки соответствовали мировому уровню. Но « узким местом» являлась материализация достижений науки и техники, а  это зависит, прежде всего, от уровня развития машиностроения.

    В 1985г. было проведено детальное изучение всего машиностроения СССР. И выяснилось, что необходимо снять с производства 71% выпускаемых машин и оборудования как несоответствующих современным  требованиям.

    Длительное  время в советской экономике  существовала система управления, основанная на административных методах приказного типа, и, несмотря на то, что она уже  не соответствовала новым условиям научно - технического развития, сломать  ее не удавалось, хотя некоторые попытки  для этого предпринимались. Для  этой системы было характерно наличие  перегородок и барьеров между  ведомствами, организациями, между  наукой, конструкторским делом, всё  это, в свою очередь, было отделено от производства.

    Сущность  административной системы управления составляли три элемента: жёсткие  административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация  деятельности предприятий и организаций.

    Руководство хозяйством в целом, каждой его отраслью и каждыми предприятием, крупным  или небольшим, осуществлялось преимущественно  административными методами с помощью, прежде всего адресных директивных  заданий.

    Командно-приказная  форма управления отчуждала людей  и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность  едва ли не в ничейную. Этот механизм, эта система персонифицировались  в лице людей, проводящих её. Бюрократический  аппарат всячески поддерживал такую  систему, которая позволяла его  представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое  положение дел в народном хозяйстве.

    К середине 80-х годов сформировался  механизм «торможения», не позволявший  ответить на вызов НТР и заблокировавший  экономический и социальный прогресс.

    Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую  стратегию – ускорение социально-экономического развития страны.

    К середине 80-х годов назревавшая  необходимость перемен была понятна  многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка»  нашла живой отклик во всех слоях  советского общества. Если говорить коротко, то «перестройка” означала: создание эффективного механизма ускорения  социально – экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка  уважение к ценности и достоинству  личности; отказ от командования и  администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое.

    Ключевыми фразами политического лексикона  Горбачева стали: повернуть экономику  к человеку, создать достойные  условия труда и жизни советских  людей, переориентировать экономику  на социальные нужды народа, сделать  все для социального развития села, создать нормальные условия  жизни для сельского труженика, повысит жизненный уровень большей  части населения, обеспечить каждую семью квартирой или домом  к 2000г., заботиться о ветеранах войны  и труда, сократить управленческие расходы, установить полнокровный социалистический рынок, создать правовое социалистическое государство, обновить национальную политику и решить много других задач.

    Демократизация  пронизывает все сферы общества. В сфере политики она предполагает изменение самого механизма власти, переход от иерархического управления обществом «для трудящихся» через  сравнительно узкий правящий слой к  самоуправлению трудящихся. В сфере  экономики демократизация направлена на решительное изменение механизма  реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы трудовые коллективы и все трудящиеся получили реальные прерогативы хозяев общественного  производства и возможность проявлять  индивидуальную трудовую инициативу.

    В социальной сфере суть демократизации состоит в преодолении «остаточного принципа» выделения средств  на социальное развитие, Коренное изменение  механизма распределения национального  дохода, устранение из этого механизма  элитарно-технократических элементов. В культуре демократизация предполагает восстановление и развитие свободы  творчества и информации. В нравственной сфере демократизация направлена на восстановление уважения к социалистической личности, к социальной справедливости.

    Таким образом, демократизация является гигантским общественным процессом, реализующим  основную стратегическую цель перестройки  – освобождение и реализация творческой энергии и творческой инициативы трудящихся масс, каждого труженика  для ускорения социально-экономического развития страны и достижения нового качества жизни.

    2. Основные реформы,  проведенные в  ходе перестройки 

    Антиалкогольная реформа. Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

  • Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.
  • Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР
  • Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения
  • Много миллиардные убытки бюджета

    Реформа избирательной системы. Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

    1989 год стал годом радикальных  изменений, особенно в политической  структуре общества. Возможность  выдвижения нескольких альтернативных  кандидатов (на 2250 депутатских мест  было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то  давала советским гражданам действительно  выбирать одного из нескольких.

    Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой “общественной  организации” на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

    Дискуссии на втором Съезде народных депутатов  СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более  деловой характер по сравнению с  первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов  и 26 постановлений. Одним из центральных  вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был  обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады, посвященные как внешнеполитическим проблемам так и внутриполитические. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Информация о работе Гластность и перестройка в политики Горбачева