Культурная революция в СССР в 20-30 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Оглавление

Введение
Цели, задачи и методы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Культурная революция в СССР 20-30г.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По теме: «Культурная  революция» в СССР В 20-30гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка

101 группы

Брагина Е.В.

 

 

Содержание:

 

 

    1. Введение
    2. Цели, задачи и методы.
    3. Заключение.
    4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Советский период – это  сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

 

Составной частью проходивших  в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, задачи и  методы.

 

 

Итак, в России совершается  социалистическая революция. И после  нескольких лет гражданской войны  на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для русской культуры была весьма высока. Если говорить в целом о концепции культурной политики большевистской партии, то в качестве долговременной перспективы выдвигались задачи создания нового типа культуры – культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

 

Вместе с тем культурная революция – это государственная  политика, направленная на изменение  социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

 

Практическая линия  партии большевиков в области  культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе (издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д.); и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.

 

В 1920 г. появляется Агитпром (специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры). Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.

 

Проблема русской интеллигенции  в то время была одной из самых  острых проблем. Надо сказать, что В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к русской интеллигенции, но не любил ее. Он считал, что русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым интеллигенция является пособником буржуазии. Так, в работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин пишет: «Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата».

 

Естественно, что в  таком случае ожидать что-то хорошее  от Советской власти интеллигенции  не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто смог – уехал сам, а кто был изгнан Советской властью (достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры). Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.

 

Считая, что их эмиграция  – явление временное и если не они, то их дети вернутся на родину, русские эмигранты стремились воспитать молодое поколение в духе русских национальных традиций. В городах, где образовались большие колонии русской эмиграции – Париже, Берлине, Праге, Белграде, в китайском Харбине – были созданы русские школы, гимназии и высшие учебные заведения, где преподавание велось на родном языке. А в учебном процессе были задействованы многие выдающиеся педагоги, ученые, философы.

 

Создаются издательства, печатающие книги на русском языке, выходят многочисленные газеты и журналы. Большую просветительскую работу вела русская православная церковь за рубежом, а также Православный богословский институту в Париже, профессорами которого были русские философы – С. Булгаков, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, С. Франк.

 

Именно благодаря большой  просветительской работе русская эмиграция  сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся в эмиграции, получали образование  на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы.

 

Наибольший отряд русской  культуры в эмиграции представляли деятели художественной культуры. Это  были почти все известные писатели и поэты того времени: А. Аверченко, М. Алданов, Л. Андреев, М. Арцыбашев, К. Бальмонт, Н. Берберова, И. Бунин, З. Гиппиус, М. Горький, Б. Зайцев, А. Куприн, И. Одоевцева, М. Осоргин, И. Северянин, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие. Впоследствии из них возвратились на родину А. Толстой, М. Горький, А. Куприн, М. Цветаева. Испытывая глубокую ностальгию по России, подавляющее большинство русских писателей активно продолжили свою деятельность, внося свой вклад в развитие русской литературы. А.А. Бунин в 1933 г. за свое литературное творчество первый из русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.

 

Но вернемся, как говорится, в свои Пенаты – Россию. Теперь это  уже не Россия, а СССР – совершенно новое государство. Как же протекает  процесс развития культуры в этом государстве? По-разному. Надо сказать, что двадцатые годы были многообещающими и плодотворными в развитии отечественной культуры. Специфика этих лет состояла, прежде всего, в многообразии, форм социально-экономического развития, в динамичности политической жизни. В определенной мере на культурный облик страны падал и благотворный отсвет блистательного «Серебряного века».

 

Подлинным социокультурным  переворотом в эти годы явилась  ликвидация неграмотности. Этот процесс  во многом определил и новую систему образования. В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения», в соответствии с которым советская школа создавалась как единая двухступенчатая (первая ступень – пять лет обучения, вторая – четыре года), общедоступная, ведущая обучение на родном языке. Ее важнейшими принципами стали: связь обучения с производственны трудом, преемственность ступеней образования и воспитания.

 

Массовой формой подготовки рабочих кадров становятся школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Кадры среднего технического и административного персонала готовились в техникумах и специальных профессиональных школах. При институтах и университетах были созданы рабочие факультеты (РАБФАК), на которых малообразованные рабочие и крестьяне подготавливались к поступлению в вузы. Что касается высшего образования, то оно стало бесплатным. При этом советское правительство проводило классовую политику, создавая наиболее благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Также принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к власти преподавателей. Так начинает формироваться первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти.

 

В эти же годы объявляется  поистине крестовый поход против религии и церкви. Народное сознание оставалось в значительной мере религиозным. Но для всех религиозных конфессий и, особенно для русской православной церкви наступило тяжелое время. В феврале 1918 г. был принят правительственный декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Указание на религиозную принадлежность устранялось из официальных документов. Введенная декретом государственная система светского образования запрещала преподавание в учебных заведениях религиозных вероучений. Религиозные общества объявлялись частными, они лишались прав юридического лица, не могли владеть собственностью. Священнослужителей всех рангов арестовывали, Храмы закрывались, а многие из них разрушались. Религиозные книги были запрещены.

 

Если говорить о сфере  художественной культуры, то ее существование  в 20-х гг. во многом определялось противостоянием  двух группировок в литературе – РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)и «Перевал». Деятельность РАППа носила классовый характер, на страницах его органов, и прежде всего журнала «На посту», велась кампания против непролетарских писателей, которых называли «попутчиками». Надо сказать, что предшественником рапповской классовой ортодоксии был Пролеткульт, о котором мы говорили выше. Многие пролеткультовские идеи оказали влияние на различные формалистические группировки в области литературы и искусства.

 

Здесь можно, прежде всего, сказать о таком объединении как ЛЕФ (левый фронт искусств). В него входили такие поэты и писатели как В. Маяковский, Н. Асеев, Н. Каменский, С. Третьков, С. Кирсанов. Они строили свою эстетику с учетом пролеткультовских и футуристических теорий, концепции «литературного факта», отрицавшей художественный вымысел и психологизм. Носителем подобных идей был и Революционный театр великого реформатора сцены В. Мейерхольда, а в музыкальном искусстве творчество молодого Д. Шостаковича.

 

«Лефовскую эстетику»  в кино воплощали такие выдающиеся кинорежиссеры как Д. Вертов, С. Эйзенштейн, фильм которого «Броненосец «Потемкин» по праву считается одним из лучших фильмов всех времен и народов, а также В. Пудовкин. Но наиболее осязаемо выше названная эстетика проявилась в различных школах и направлениях изобразительного искусства. Прежде всего – это так называемая «Ассоциация художников революции» (АХР), куда входили такие художники как И. Бродский, Н. Касаткин, С. Малютин, Г. Ряжский, К. Юон. Формалистическими изысками в этой области искусства занимались также В. Лентулов, П. Филонов, Р. Фальк, К. Малевич, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

 

На другом полюсе художественной культуры этого времени, как уже  отмечали выше была группа «Перевал». Она включала писателей М. Пришвина, В. Катаева, А. Веселого, А. Караваеву, А. Малышкина. Члены этой группы выступили за сохранение преемственности с традициями русской и мировой культуры, против «чистого формализма» К «перевальцам» по этическим пристрастиям примыкали и группа под названием «Серапионовы братья», в которую входили писатели К. Федин, М. Зощенко, В. Иванов, В. Каверин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Замятин, В. Шкловский. Не порывали с традициями русской культуры и молодые писатели, которые сделали попытку выйти за рамки трафаретности и показать становление нового типа личности во всей сложной противоречивости в борьбе со старым миром. Это и А. Фадеев (роман «Разгром»), и М. Шолохов (первая книга романа «тихий Дон»), и Б. Лавренев (рассказ «Сорок первый»). А процесс адаптации самых разных социальных слоев к новым условиям мирной жизни с тонким юмором, нередко переходящим в откровенную сатиру, отразили произведения М. Булгакова, М. Зощенко, Н. Эрдмана, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова.

 

Подытоживая первое послереволюционное десятилетие существования отечественной  культуры надо сказать, что здесь  были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой (советской) интеллигенции. В то же время в культурном развитии столкнулись между собой две тенденции: одна – прямого революционного натиска, некой схематизации реальности, другая – более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.

 

К середине 30-х годов  в СССР сложилась целостная общественная система, которую можно определить как «государственный социализм». В этот период довольно больших успехов добились просвещение и наука. На это были свои причины. Уже к концу двадцатых годов руководитель Советского государства И.В. Сталин понял, что на мировую революцию надежды мало, а потому необходимо укреплять Советское государство как оплот мирового социализма. А для этого надо в начале осуществить индустриализацию – создать самодостаточное промышленное производство. И уже в 30-е гг. СССР стал страной, которая могла производить практически любой вид промышленной продукции.

 

Особое же внимание стало  уделяться оборонному потенциалу, который  основан на высоких технологиях. Это было толчком к развитию научного знания – математики, физики, химии, технических наук, которые ближе всего связаны с самолето и ракетостроением, танкостроением, строением кораблей, созданием высокоточного и эффективного стрелкового оружия и артиллерии.

Информация о работе Культурная революция в СССР в 20-30 годы