Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:19, реферат
«Культурная революция в СССР -- совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. -- в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. -- М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г.
Введение
Живопись
Литература
Архитектура
Наука и образование
Музыка
Заключение
Библиография
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
Кафедра истории и экономической теории
РЕФЕРАТ
по Истории Отечества на тему:
Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)
Выполнила: студентка I курса,
5 группы Фирсова В.Е.
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
Живопись
Литература
Архитектура
Наука и образование
Музыка
Заключение
Библиография
Введение
«Культурная революция в СССР -- совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. -- в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. -- М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», вызванный резолюцией, ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…» [Соскин В.Л., Российская советская культура (1917-1927 гг.) :очерки социальной истории / В.Л. Соскин.- Отв.ред.: д.ист.н. И.С. Кузнецов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.-с.106]
«Как ставил вопрос Владимир Ильич, когда он подходил к расшифровке понятия культурной революции?
Он говорил:
"Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами целиком от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не успели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции"».
[Мартынов И., Д. Шостакович,
М.-- Л., 1946.-с.25-27] «Сущность культурной революции
раскрывается Лениным в работах «Странички
из дневника», «О нашей революции», «Лучше
меньше, да лучше» и др». [ Иван Пазий, Культурная
революция в СССР: была ли она? [Электронный
ресурс]. URL: http://shkolazhizni.ru/
«Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс -- на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя -- «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны -- в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия -- Реальное училище -- Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу». [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. -- в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. -- М.: Политиздат, 1988.- С. 368-390]
Живопись
«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, что они якобы хотят уничтожить русскую культуру и подавить "свободную" личность художника.
Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили поступательный ход развития советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.
Появилась насущная потребность в объединении художников-реалистов, творчество которых было бы понятно и доступно народу и могло бы в ярких и доходчивых образах выражать существо великих революционных преобразований, происходящих в нашей стране. Такой организацией стала возникшая в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР).
В АХРР вошли мастера старшего поколения и молодые художники, преимущественно участники Товарищества передвижных выставок и "Союза русских художников". На первой выставке АХРР был широко представлен своими работами один из крупнейших передвижников Н.А. Касаткин, вошедший в историю русского дореволюционного искусства как художник, широко отобразивший жизнь пролетариата. Касаткин пытливо вглядывался в новую, революционную жизнь, он создал галерею образов советской молодежи. Ему первому из советских художников было присвоено в 1923 году почетное звание Народного художника Республики. Вместе с Касаткиным в АХРР вошли другие крупные художники старшего поколения: А.Е. Архипов, С.В. Малютин, В.Н. Бакшеев, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон, В.К. Бялыницкий-Бируля. Вместе с ними в одном коллективе работали более молодые: И.И. Бродский, М.Б. Греков, М.И. Авилов, Г.К. Савицкий, С.М. Карпов, С.В. Рянгина, Б.В. Иогансон, А.М. Герасимов, П.А. Радимов, Г.Г. Ряжский, Ф.С. Богородский, В.Н. Яковлев, Е.А. Кацман и многие другие. Живая, непосредственная связь молодых художников с представителями русского идейно-реалистического искусства была очень плодотворной.
Ассоциацией были организованы
большие тематические передвижные выставки:
"Жизнь и быт рабочих" (1922), "Жизнь
и быт Красной Армии" (1923), "Революция,
быт и труд" (1924), "Жизнь и быт народов
СССР" (1926) - и ряд других.»[«Владимир
Ильич Ленин». [Электронный ресурс]. URL: http://ussr.km.ru/rulers/
«До 30-х гг. сохранялись еще некоторые различия между направлениями и эстетическими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в “идейно-тематическом” отношении.
“Тихое искусство”, тенденции в искусстве 20 в., подверженных строгой цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь “легальным”, участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая помпезным официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно “неофициального искусства” отличается обычно своей стилистической “умеренностью”, относительным традиционализмом. Эти тенденции характерны для многих художников советского периода, таких, как Л.А. Бруни, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, М.К. Соколов, Н.А. Тырса, В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, А.В. Фонвизин и др.
С момента запрета группировок социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения реальности, хотя во всех его описаниях невозможно было обнаружить признаков структуры художественного языка. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения “основного метода” литературы, искусства и критики, который “требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии”, сочетающегося “с задачей воспитания трудящихся в духе социализма”. Эстетическое понятие “реализм” было соединено с определением “социалистический”, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки расширить “теоретическую базу” социалистического реализма идеями “народности” (в кон. 30-х гг.), “социалистического гуманизма” (с 50-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия.
Все художники были обязаны состоять в Союзе художников. Отдельные художники отказались вступить в Союз. Их творчество осталось за бортом выставочной, музейной и какой-либо иной официальной жизни. Некоторые состояли в Союзе лишь формально, зарабатывая на хлеб копированием или оформительской работой. Некоторые из них получили международное признание.
Яркий пример - Родченко, в 1925 участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль. Но уже в 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию. Травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951, он восстановлен в 1954. В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий (“10 лет Узбекистана”, 1934; “Первая Конная”, 1935-37; “Красная Армия”, 1938; “Советская авиация”, 1939, и др.).
Существует мнение,
что: "Высшее достижение русского искусства
ХХ века - это не революционный авангард,
как считалось на протяжении многих лет,
а искусство социалистического реализма".
Таково мнение британского ученого Мэтью
Куллерна Боуна, который является общепризнанным
авторитетом в области русского и советского
искусства. Приведем несколько цитат из
статей зарубежных искусствоведов, посвященных
этому периоду. "Искусство эпохи социалистического
реализма можно разделить на две составляющие:
искусство официозной иконографии, прославляющее
режим и его вождей, и параллельное искусство,
которое выше по качеству, поэтичнее, свободнее
и ближе к повседневной жизни обычного
человека. Оно гармонично и свободно от
схем, особенно в пейзажной живописи".
"Эуропео" (Испания) - "Лица славянской
души". "В политическом государстве,
которое требует единообразия, схожесть
картин показалась бы неудивительной.
Но вы будете, тем не менее, удивлены разнообразием,
заключенным внутри этой схожести, мастерством
художников, которые, несмотря на диктуемые
государством ограничения, в своих произведениях
по генерируемой ими энергии и степени
выразительности выходят далеко за пределы
предписанной им тематики". Дмитрий
Налбандян известный в 30-гг художник. В
1933 году художник получает приглашение
поехать в Ленинград для работы над картиной
"Выступление С.М. Кирова на XVII съезде
партии". Осенью1935 года картина экспонировалась
на выставке московских живописцев в Государственном
музее Изобразительных искусств и вызвала
широкий общественный резонанс: она воспроизводилась
в газетах "Правда" и "Известия",
распространялась в репродукциях. Первый
серьезный успех окрылил художника. Однако
трагическая смерть Кирова несколько
приостановила поступательный ход его
карьеры. В конце 1930-х и в начале 1940-х годов
Налбандян много работает в основном в
жанре портрета, пейзажа и натюрморта
и создает множество прекрасных лирических
работ. Он начинает работать над своим
знаменитым "Портретом И.В. Сталина",
который стал его трамплином к головокружительной
славе. Для работ многих известных художников
советской эпохи характерны как выдающееся
стилистическое мастерство - продукт одной
из лучших академических школ в Европе,
так и то, что во многих отношениях они
продолжают традиции великих импрессионистов
XIX столетия. К рубежу 1920-1930-х годов нереалистические
направления были запрещены полностью;
некоторые художники уехали в другие страны;
иные были репрессированы или, поддавшись
жестокой неизбежности, оставили авангардные
поиски. В 1932 году были окончательно закрыты
многочисленные художественные объединения;
властями был создан единый союз художников.
До тех пор сохранялись еще некоторые
различия между направлениями и эстетическими
системами. С момента запрета группировок
социалистический реализм был объявлен
обязательным методом отражения реальности».
[«Русская Советская живопись». [Электронный
ресурс]. URL: http://painting.artyx.ru/
Литература
«Общая политика в области литературы проводилась такими лидерами партии как А.В. Луначарский, А.К. Воронский, Л.Д. Троцкий и др. По крайней мере, в этой области Луначарский среди них на тот момент играл самую важную роль. Хотя лидеры имели общую идею, согласно которой следовало руководить литературой с классовой позиции, они расходились во мнении, как конкретно приметать эту позицию к литературной политике. Несмотря на подчеркивание творческой свободы, Ленин и Троцкий всё же предпочитали большее вмешательство в литературный процесс, чем Луначарский и Воронский.
В период НЭПа партия большевиков выступала за сохранение всех унаследованных культурных ценностей при условии их идеологически-критического усвоения и против создания пролетарской культуры, не связанной с традицией. Таким образом, в первой половине 20-х годов в культурной сфере творческая свобода художественных деятелей в какой-то мере присутствовала.» [Чун Хо Кан, Культурный процесс в России в первое десятилетие после Октябрьской революции (1917-1928 гг.) / Чун Хо Кан.- МГУ им. М. В. Ломоносова: Москва, 2008.-с.23-25]
«В 1925-1932 тт. в литературе на
роль творцов «чистокровного пролетарского
искусства» претендовала (и не без успеха)
Российская ассоциация пролетарских писателей
(РАПП). Руководство ее считало себя властью
в литературе и раздавало ярлыки направо
и налево, «звание „пролетарские" нося,
как эполеты». С 1923 г. журнал «На посту»
занялся критической расправой над писателями
«без эполет». [Ганюшкина Т.В. «Русская
живопись первой половины 20 века». [Электронный
ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/isk/
Информация о работе Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)