Культурная революция в СССР в 20-30 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Оглавление

Введение
Цели, задачи и методы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Культурная революция в СССР 20-30г.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

Центром научной мысли  стала Академия наук СССР, а по всей стране были созданы ее филиалы и научно-исследовательские институты. С другой стороны, развитие образования и науки в советские годы определялось и тем, что не были до конца утрачены сформировавшиеся еще в дореволюционной России традиции научных школ. К тому же большинство ученых-естествоиспытателей, математиков, технологов – не эмигрировали, а остались на родине. Да и таланты, в том числе и в научной сфере, на нашей земле никогда не переводились.

 

В эти же годы достигает  своего апогея режим личной власти И. Сталина, вылившийся в подлинный культ его личности. Это, в свою очередь, способствует усилению системы административно-командного руководства обществом, в том числе и культурной сферой. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. В частности, все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные Союзы: писателей, архитекторов, художников (живописцев, графиков, скульпторов), композиторов, театральных деятелей, кинематографистов. Через эти объединения партийные органы имели возможность руководить, регламентировать и отслеживать творческий процесс, направлять его в нужное идеологическое русло. Любая попытка художника обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, в лучшем случае не поощрялось, творчество таких художников замалчивалось. Такова была судьба выдающихся русских литераторов – Б. Пастернака, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова. В худшем случае многие деятели художественной культуры были репрессированы. Достаточно хотя бы назвать такие имена как И. Бабель, О. Мандельштам, Б. Пильняк, Б. Корнилов, П. Васильев, В. Киршон, В. Мейерхольд…

 

Рассматривая художественную культуру, которая сформировалась в  эти годы, мы не можем в полной мере говорить о культуре русской, ибо  само понятие СОВЕТСКОЕ исключает этот разговор. В той модели социализма, которая реализовалась на российском пространстве, роль культурного наследия была предельно «профильтрована», а роль русских национальных традиций часто недооценивалась или просто игнорировалась. А потому понятие СОВЕТСКОЕ стало доминировать, оно объединяло под одно крыло культуры всех народов как советских граждан. Советское как бы нивелировало русское. Здесь также была идеологическая подоплека. Дело в том, что с точки зрения большевистской идеологии Царская Россия была «тюрьмой народов». И когда на ее территории установилась Советская власть, то двери этой тюрьмы открылись – народы приобрели свою автономию, получили возможность развивать свою культуру. И новая власть всячески старалась этому способствовать, но понятно только в определенных пределах – на основе господствующей идеологии.

 

Отсюда в Советском  Союзе были национальные литература, музыка, живопись, театр, кинематограф (таджикские, узбекские, грузинские, татарские, чувашские и т.д. и т.п.) А творения русских композиторов, живописцев, скульпторов, режиссеров и других деятелей искусства назывались советскими. Но и в таких условиях сохранились многие традиции истинно русской культуры, ибо русская ментальность, которая формировалась столетиями, не могла просто так раствориться среди такого образования как Советский народ.

 

При этом у многих русских  художников было как бы раздвоение личности. Они были несвободны от своего общества, политического строя, в  котором они жили. И в этом смысле, независимо от социальных и эстетических предпочтений, личных симпатий и антипатий, они были «колесиками и винтиками» породившей их политической системы, составляли неотъемлемую часть официальной советской культуры. В то же время, фактически в каждом из них жило какое-то, более или менее значительное, зерно несогласия, протеста против обезличивающей и подавляющей творческую личность системы. Поэтому выдающиеся деятели отечественной культуры жили и творили по «двойному счету»: для государства (официоза) и по зову собственной совести, на потребу политической конъюнктуре и ради «спасения души». В это время были созданы выдающиеся художественные ценности во всех областях искусства, которые вошли в «золотой фонд русской культуры». В художественной литературе это произведения таких писателей и поэтов как М. Булгаков (прежде всего роман «Мастер и Маргарита»), М. Горький (роман «Жизнь Клима Самгина»), А. Платонов (повести «Котлован» и «Чевенгур»), А Твардовский (поэма «Страна Муравия»), А. Толстой (роман «Петр Первый»), Н. Островский (роман «Как закалялась сталь»), М. Шолохов (роман «Тихий Дон» - последние части и роман «Поднятая целина»). Музыкальные достижения 30-х гг. связаны с именами композиторов С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, И. Дунаевского, дирижеров Е. Мравинского, А Гаука, К. Иванова, С. Самосуда, пианистов В. Софроницкого, М. Юдиной, Я. Флиера, Л. Оборина, скрипача Д. Ойстраха.

 

Наиболее массовым и  популярным искусством стало кино и, прежде всего игровое. Оно стало звуковым и многожанровым. Были созданы фильмы на историческую тему режиссерами С. Эйзенштейном («Александр Невский»), В. Пудовкиным («Суворов» и «Минин и Пожарский»), В. Петровым («Петр Первый»). Событиями революции и гражданской войны были посвящены фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга «Трилогия о Максиме», Е. Дзигана «Мы из Кронштадта», Ю. Райзмана «Последняя ночь», А. Зархи и И. Хейфица «Депутат Балтики», М. Ромма «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». Одним из самых поистине народным фильмом отечественного кино стал знаменитый «Чапаев» братьев Г. и С. Васильевых. Огромный резонанс имели музыкальные комедии режиссера Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», в которых блистала первая звезда советского кино Любовь Орлова, а также И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» с другой звездой киноэкрана Мариной Ладыниной.

 

В изобразительном искусстве  плодотворно работали художники  разных направлений - И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. М. Кустодиев, П. Н. Филонов, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, К. Ф. Юон, К. С. Малевич и многие другие. Международного успеха добивается советское кино, а фильм С. М. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" (1925) с триумфом завоевывает экраны мира. Не менее значимыми были достижения в области театра, архитектуры, скульптуры и других видов искусств. Несмотря на нарастающий идеологический нажим, 1920-е гг. по праву вошли в историю России как время создания выдающихся произведений в различных областях культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

20-30е годы  вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

 

Революция сделала все  сокровища культуры и искусства  достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: - рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. «Новый зритель оказался чрезвычайно театральным; он приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с каким-то трогательным чувством». Росло и развивалось музыкальное творчество, оперно-театральная и концертная жизнь, музыкальное образование, массовая музыкальная самодеятельность.

 

Произведения тех лет призваны были способствовать культурному росту народа, пробуждать и поднимать новые, молодые творческие силы из его глубин. Хотя партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

 

Культурное развитие данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день. Хотя он глубоко ознаменовался в развитие страны по отношению к другим государствам.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

 

Арсланов В. Ответы культуры на вызов времени. СССР 30-егг. Очерки. М., 1995.

 

Белова Т. Культура и  власть. М., 1991.

 

Вайль П., Гепис А. 60-е: Мир советского человека. М., 1996.

 

Геллер М.. Машина и  винтики: история формирования сов. человека. М, 1994.

 

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

 

Демин И. Художественная жизнь России 1970-1980-х гг. М., 1992.

 

Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993.

 

История советской литературы: Новый взгляд. В 2-х ч. М., 1990. Куманев  В.А. 30-е годы в судьбах отечественной  интеллигенции. М.,1991.

 

Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 30-х  гг. М., 1995.

 

Советская культура: 70 лет  развития. М., 1987.

 

Страницы истории советской  художественной культуры 1917-1932. М.,1989.

 

Страницы отечественной художественной культуры: 30-е гг. М.,1995.

 

 






Информация о работе Культурная революция в СССР в 20-30 годы