Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 21:46, статья
Долгие годы русская литература 20-х гг. была практически мало известна широкому читателю, хотя многие талантливые ученые – литературоведы, работая в архивах накапливали богатейший материал о творчестве таких выдающихся писателей и поэтов, как Л. Н. Андреев, В. В. Набоков, Е. И. Замятин, М. А. Валошин, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак и др. Появились новые произведения писателей и поэтов Серебряного века русской культуры (А. Ахматовой, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова и др.). В начале 20-х гг. расцвел талант одного из самых выдающихся и близких народу поэтов в истории России - С. Есенина.
«Советская литература
20-х – 30-х
годов».
Если писатель жил в гитлеровской Германии, ему нужно было утверждать, что одни люди хуже других по крови: евреи, цыгане, поляки, вообще славяне хуже, чем немцы. Если писатель жил в Советском Союзе, то в 20-х гг. от него требовали поддерживать идеологию марксизма – ленинизма, делящего людей не по крови, а по происхождению: дети рабочих и крестьян лучше, чем дети дворян и купцов, любой рабочий лучше университетского профессора, любой бедный лучше богатого.…От того времени уцелело фраза, которую произносили с гордостью: «Мы университетов не кончали!».
Долгие годы русская литература 20-х гг. была практически мало известна широкому читателю, хотя многие талантливые ученые – литературоведы, работая в архивах накапливали богатейший материал о творчестве таких выдающихся писателей и поэтов, как Л. Н. Андреев, В. В. Набоков, Е. И. Замятин, М. А. Валошин, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак и др. Появились новые произведения писателей и поэтов Серебряного века русской культуры (А. Ахматовой, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова и др.). В начале 20-х гг. расцвел талант одного из самых выдающихся и близких народу поэтов в истории России - С. Есенина.
К середине 20-х гг. в русской литературе произошли коренные изменения. Прежде всего, она разделилась на две литературы: отечественную, развивающуюся в самой России, и зарубежную, образовавшуюся в столицах других государств, куда ехали после Октября.
Требования советской цензуры первых лет были просты: нельзя хвалить царскую Россию, нельзя ругать Октябрь. Этого было достаточно для начала разрушения литературы.
Литература 20-х -30-х гг., относится к небольшому временному отрезку, однако именно в эти годы русская литература обогатилась большим количеством подлинных шедевров.
Писатель
в это время начинает занимать
очень важное место в обществе,
что позволяет ему влиять на происходящие
в стране процессы, и способствовать созданию
чрезвычайно богатой и многоликой культуры.
Александр Александрович Блок.
Александр Александрович Блок – великий русский поэт, художник огромного поэтического дарования, которая формировалось в атмосфере влюбленности в искусство. Поэт испытал сильное влияние символизма.
Дореволюционное творчество Блока полно предчувствия надвигающейся катастрофы. Это предчувствие Блок воплотил в трагической теме страшного мира (цикл стихов «Страшный мир», 1909-1916). Но сквозь мотивы трагического одиночества, усталости и безнадежности в лирике поэта пробивается светлое, жизнеутверждающее начало («О, я хочу безумно жить…», 1914, цикл «Ямбы»).
Октябрьскую революцию Блок воспринимает как романтическую стихию, призванную обновить старый мир. Он видит в ней справедливое «возмездие».
Чутко прислушиваясь к революционной музыке, Блок в 1918 году создает поэму «Двенадцать» - первое в русской литературе отражение революционно-романтического пафоса эпохи.
Материал взят:
1. История России. Литература. XX век. Энциклопедия.
2. Литература. Учебник-хрестоматия для 11 кл.
3. Русская литература.
Учебник-хрестоматия для 9 кл.