Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:10, доклад
Одновременно с проведением кредитной реформы власти провели и налоговую реформу. Целью налоговой реформы стало обеспечение планового распределения, а также перераспределения таких важнейших показателей, как общественный продукт и национальный доход.
Чтобы реализовать цели проводимой налоговой реформы, необходимо было устранить многозвенность и множественность платежей в бюджет. Около 60 видов различных налогов и сборов в части общественного сектора пришлось унифицировать в два основных платежа:
1. Налог с оборота;
2. Отчисления от прибыли, уплачиваемые для государственными организациями и предприятиями (его еще можно назвать подоходным налогом для кооперативных организаций).
Что касается доходов государственного бюджета, они включали в себя налоги с населения (в размере 6% доходов) и средства, которые получали от выпуска массовых внутренних займов государства.
Налоговая реформа СССР 30-х годов ХХ века. Одновременно с проведением кредитной реформы власти провели и налоговую реформу. Целью налоговой реформы стало обеспечение планового распределения, а также перераспределения таких важнейших показателей, как общественный продукт и национальный доход.
Чтобы реализовать цели проводимой налоговой реформы, необходимо было устранить многозвенность и множественность платежей в бюджет. Около 60 видов различных налогов и сборов в части общественного сектора пришлось унифицировать в два основных платежа:
1. Налог с оборота;
2. Отчисления от прибыли, уплачиваемые для государственными организациями и предприятиями (его еще можно назвать подоходным налогом для кооперативных организаций).
Что касается доходов государственного бюджета, они включали в себя налоги с населения (в размере 6% доходов) и средства, которые получали от выпуска массовых внутренних займов государства.
Общими итогами реформы по объединению и упразднению различных видов налоговых изъятий оказались следующие:
1) в области обобществленного
сектора налог с оборота, введенный
реформой, заменил существовавшие
ранее 53 платежа, отчисления от прибыли
государственных предприятий
2) в области частного сектора
промысловый налог сумел
Необходимо отметить, что введение налога с оборота и упразднение акцизов вовсе не упростило, а лишь сделало более сложной систему косвенного налогообложения. Во времена СССР для налога с оборота была характерно многообразие налоговых ставок: в середине 1933 г. Их было более 400, в 1937 г. — 1109, а если учитывать пояса по продовольственным хлебопродуктам и товарам, получается 2444.
Существенной особенностью налоговой реформы, которая вступила в силу 2 сентября 1930 года, являлось разграничение системы обложения частного и обобществленного секторов, которое наиболее резко выразилось в более раннем разделении единого промыслового налога на промысловый налог с частных компаний и промыслов и налог с оборота государственных предприятий. Таким образом, налоговая реформа установила 2 самостоятельные системы: для кооперативных предприятий и неналоговых изъятий прибыли государственных организаций и предприятий.
Коренное реформирование имело место и в системе налогов и сборов с физических лиц. Частный капитал вытеснялся, а потом и упразднялся, что привело к тому, что значение данных налогов и сборов значительно снижалось. Во время проведения налоговой реформы резко сократили число обязательных платежей, взимаемых с физических лиц. Но остался основной обязательный платеж, взимаемый с физических лиц, а именно - подоходный налог. Его распространили на всех лиц, которые имели самостоятельные источники дохода, включая служащих, рабочих, ремесленников, кустарей и пр.
Что касается системы обложения частного сектора, то в ней 82,5% всего обложения после проведения е реформы сосредоточилось в трех основополагающих налогах — подоходном, промысловом и на сверхприбыль.
Результаты данной реформы в налоговой сфере официально представили как крупное достижение финансовой политики Советского союза. Созданные в это время системы перераспределения прибыли государственных организаций и предприятий, налогообложения кооперативных предприятий, налогов и сборов с населения существовали с некоторыми незначительными изменениями вплоть до середины шестидесятых годов.
К налогам, которые взимали с частного сектора, относили косвенный промысловый налог, налоги, которые взимали с доходов, — налог на сверхприбыль, подоходный налог с частных лиц, сельскохоз налог (впоследствии его заменил подоходный налог с колхозов), сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, поимущественные налоги — земельная рента, налог со строений, государственный налог на лошадей единоличных хозяйств. В то же время имела место и система самообложения населения, а также отдельные повинности в натуральной форме. Население платило различные местных пошлины и сборы (военный налог, налог с наследств и дарений, лицензионный сбор). Платили и налоги, которые устанавливало республиканское законодательство: налог со скота, налог с транспортных средств, регистрационный сбор с владельцев собак и др. Данные налоги и сборы обычно взимали по внешним признакам — числу у плательщиков определенных объектов: лошадей, велосипедов, автомобилей, лодок, коров, быков и иного скота, собак.
Подоходный налог с частных лиц — крупнейший из платежей в отношении частного городского сектора. Подоходный налог платится с 1922-1923 годов, то есть фактически с момента его введения . Изначально для него существовала прогрессивная шкала ставок, но эти дифференцировались по классовому признаку. Главная льгота по налогу — полное освобождение от уплаты для военнослужащих, лиц, которых наградили орденами Союза, героев труда, для пенсионеров и других граждан. Для плательщиков, которых привлекли к уплате данного налога, наиболее льготное обложение было установлено для служащих и рабочих (как кооперированных кустарей, так и ремесленников), которые выплачивали налог с месячных окладов по заработку за каждый месяц. Для данных категорий плательщиков установили самые низкие ставки налога, высокий размер необлагаемого минимума. Со служащих и рабочих налог удерживали у источника. Других плательщиков подоходного налога делили по социальному признаку (фактически по характеру доходов, которые его получили):
а) художники, литераторы и т.п.;
б) врачи, кустари без наемных рабочих;
в) лица свободных профессий, домовладельцы (кроме врачей);
г) кустари, на которых работают 1—2 наемных рабочих;
д) кустари с 3 и более наемными рабочими, нетрудовое население — торговцы, служители культов и т.д.
Для данных групп населения установили разные размеры необлагаемого размера доходов, разные ставки, которые строились в виде прогрессивной скользящей шкалы.
Различия были в тяжести обложения. В то же время советское законодательство устанавлиdfло для нетрудового населения ограничения социально-бытового и политического характера: взимание повышенной платы за квартиру, лишение избирательных прав и пр.
Особенности обложения налогами кулацких хозяйств: 1) кулацкие хозяйства облагали не по конкретным нормам, а по их действительной доходности, которую определяли в индивидуальном порядке; 2) устанавливали повышенные ставки налога; 3) применяли минимальную ставку налога в размере 350 руб.; 4) к этим хозяйствам не применяли различные льготы, которые были установлены для других категорий плательщиков; 5) устанавливали сокращенные сроки для уплаты ими налога.
Юридическое определение понятия «кулак»в законодательстве отсутствовало. А это давало властям могучее оружие. В одних районах «кулаком» считали крестьянина с двумя лошадьми, в других — уже с одной. Кулаком объявляли того, кто не стремился войти в коллективное хозяйство. Не кулак был врагом, а враг — был кулаком. Как можно заметить, врагом считали каждого, кто не хотел идти в колхоз. Чтобы облегчить коллективизацию каждая республика, область.
Таким образом, налоговая реформа 30-х годов с одной стороны упростила количество налогов до 2-х, с другой увеличила количество сборов в рамках одного налога, что сделало более сложной систему косвенного налогообложения.