Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:16, реферат
Караханидский каганат- первое тюркское государство Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период.
Особый интерес караханидское время представляет в области культуры, науки и искусства. В это время идет процесс взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных.
Содержание
Введение.
Глава1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов.
1.1 Распространение ислама при Караханидах.
1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов.
1.3 Города и городская культура в Х-ХIII веках.
1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов.
Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве.
2.1 Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства.
2.2 Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов
Заключение
Список используемой литературы.
Махмуд Кашгари,
был прежде всего, филологом, поэтому
и труд написан с позиции филологии. Поэтому
его труд обращает на себя внимание, прежде
всего, как лексикографическое наследие.
Большим научным
открытием М.Кашгари было выявление
им нового значения слов и образования
неологизмов.
Все эти способы
образования неологизмов, указанные Махмудом
Кашгари ещё в XI веке, не утратили своей
научной значимости и до сих пор.
Махмуд Кашгари
был знатоком правил фонетики тюркских
языков. Хотя, в своём словаре
он специально не останавливается на
фонетике. Он лишь разъясняет характерные
особенности отдельных слов, различие
произношения одних и тех же слов разными
тюркскими племенами.
Махмуд Кашгари
первым в истории тюркологии открыл
закономерности ассимиляции и чередования
звуков, выпадения одних звуков под
воздействием других. Так, например,
звук д в соседстве со звуками п, т, ч, к
выговаривается как т.
М.Кашгари был
блестящим знатоком грамматического
строя изучаемых им языков, их системы.
Он различал корни слов и производные
от них слова, давал им объяснения.
Делил слова по их грамматическому и семантическому
значению на две большие группы: имена
и глаголы. Он различал собственные имена
и имена, образовавшиеся от глаголов.
Всем этим не
исчерпывается значение труда М.Кашгари
для тюркологии.
М.Кашгари впервые
составил классификацию тюркских наречий.
Он разделил тюркские наречия на две группы
– северную и южную. В своей классификации
учёный руководствуется географическим
принципом. Кстати сказать, такой же принцип
для классификации диалектов применяют
и некоторые современные филологи.
Таковы краткие
сведения о Махмуде Кашгари и
его книге «Диван лугат ат-тюрк».
К сожалению, почти отсутствуют
исследования, поставившие целью
себе выяснить вопрос о том, в какой
степени эти материалы отражают
историческое прошлое современных живых
тюркских языков. Ведь в труде имеются
языковые факты многих тюркских племён
той эпохи. Отсюда можно заключить, что
в нём есть элементы языка всех тюркских
народов, населяющих сейчас Среднюю Азию
и Казахстан.
Махмуд Кашгари являлся выдающимся учёным своего времени, оставившим в наследии человечеству ценнейший труд – «Диван лугат ат-тюрк».
Заключение
Образование и
существование государства
Приход Караханидов
к власти вовлечение тюркской аристократии
в управление земледельческим оазисом,
установление тесных экономических и
культурных связей между кочевым тюркским
и оседлым ираноязычным населением в рамках
одного государства, частичное оседание
кочевников, возникновение нового жизнеспособного
государства – все это ускорило развитие
важных исторических процессов, в результате
которых Средняя Азия, Семиречье, Кашгария
обрели новое этническое лицо, новую социальную
и экономическую структуру, новый тип
духовной культуры.
В образовании
и становлении государственного
объединения Караханидов
Из данных письменных
и археологических источников, мы
имеем сведения о росте городов,
увеличения их числа, территории и особенно
появление новых рабадов, о развитии
и расцвете городской культуры в Х –ХII
веках. Археологические находки подтверждают
значительное развитие в Караханидском
каганате строительного дела. Проявляются
прогрессивные элементы в архитектурном
деле и прикладном искусстве.
Дошедшие до
нас памятники материальной культуры
эпохи Караханидов, говорят нам о высоком
уровне культуры. Мавзолеи, мечети, минареты
того времени служат доказательством
этому.
В Х – ХII веках
в Средней Азии продолжал функционировать
важный торгово-караванный путь с несколькими
ветвями, связывающий страны Востока и
Запада. По этому пути не только бурно
развивалась торговля, но и шел процесс
интеграции культур многих народов. Памятники
духовной культуры, найденные при раскопках
в разных местах, находившихся на трассах
Великого Шелкового пути ,говорят о развитии
и взаимообогащении культур. Так же через
Великий Шелковый путь шло распространение
различных религиозных идей.
Местная цивилизация,
существовавшая на территории Мавераннахра
еще до прихода Караханидов, послужила
толчком к тому, что начался процесс слияния
двух культур: оседлой и кочевой. Караханиды
быстро усвоили ценности ислама и духовные
нормы местного населения.
Именно, под влиянием
высокой культуры Мавераннахра среди
поданных Караханидского государства
начали появляться ученые, мыслители,
люди высокого ума.
Одним из таких
людей был Юсуф Баласагуни – философ,
ученый – энциклопедист, человек, который
был сведущ в астрономии и математике,
в медицине и элоквенции и во многом,
многом другом.
“Кутадгу билиг”
Юсуфа Баласагуни – дидактическая
поэма, жанр которой уходит в глубочайшую
древность. Этот жанр был известен древним
египтянам, индийцам, арабам, персам, а
позднее и европейцам, которые в эпоху
Ренессанса, т.е. почти пять веков спустя
после “Кутадгу билиг”, для выражения
тех же идей пользовались формой “зерцал”,
отображающих их этические идеалы.
Следовательно,
в “Кутадгу билиг” нашли свое яркое
и высоко художественное выражение
общечеловеческие идеи, идеалы и
мысли, волновавшие все народы во
все времена.
Не менее известный
ученый Караханидской эпохи Махмуд Кашгари
также был выдающимся деятелем культуры
своего времени.
Его труд “Диван
лугат ат-тюрк” - первое филологическое
и историко–этнографическое исследование.
Ожидание от представителя тюркских
народов той эпохи
Эпоха правления
Караханидского государства, таким
образом, не прошла бесследно. Они сумели
оставить свой отпечаток в истории
Средней Азии и Казахстана. Значительные
сдвиги произошли в политической, социально-экономической
и культурной жизни.
Список использованной
литературы
1.
Бируни Абурей хан. Памятники
минувших поколений / Пер., примеч.
М.А.Салье // Избранные произведения.
–Ташкент, 1952.Т.1
2.
Бейхаки Абу-л-фази. История Масуда
// Н.Д.Нуртазина. Ислам в
3.
Ибн Вали Махмуд. Море тайн
относительно доблестей благородных (география).
Ташкент,1977 // К.М.Байпаков. Средневековые
города Казахстана на Великом Шёлковом
пути. Алма-Ата., 1988
4.
Материалы по истории
5.
Юсуф Баласагунский.