Караханидсое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

Караханидский каганат- первое тюркское государство Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период.
Особый интерес караханидское время представляет в области культуры, науки и искусства. В это время идет процесс взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных.

Оглавление

Содержание

Введение.
Глава1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов.
1.1 Распространение ислама при Караханидах.
1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов.
1.3 Города и городская культура в Х-ХIII веках.
1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов.
Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве.
2.1 Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства.
2.2 Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

2 история.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Махмуд Кашгари, был прежде всего, филологом, поэтому и труд написан с позиции филологии. Поэтому его труд обращает на себя внимание, прежде всего, как лексикографическое наследие.  

Большим научным  открытием М.Кашгари было выявление  им нового значения слов и образования  неологизмов. 

Все эти способы образования неологизмов, указанные Махмудом Кашгари ещё в XI веке, не утратили своей научной значимости и до сих пор. 

Махмуд Кашгари  был знатоком правил фонетики тюркских языков. Хотя, в своём словаре  он специально не останавливается на фонетике. Он лишь разъясняет характерные особенности отдельных слов, различие произношения  одних и тех же слов разными тюркскими племенами. 

Махмуд Кашгари  первым в истории тюркологии открыл закономерности ассимиляции и чередования  звуков, выпадения одних звуков под воздействием других.  Так, например, звук д в соседстве со звуками п, т, ч, к  выговаривается как т. 

М.Кашгари был  блестящим знатоком грамматического  строя изучаемых им языков, их системы. Он различал корни слов и производные  от них слова, давал им объяснения. Делил слова по их грамматическому и семантическому значению на две большие группы: имена и глаголы. Он различал собственные имена и имена, образовавшиеся от глаголов. 

Всем этим не исчерпывается значение труда М.Кашгари  для тюркологии. 

М.Кашгари впервые составил классификацию тюркских наречий. Он разделил тюркские наречия на две группы – северную и южную. В своей классификации учёный руководствуется географическим принципом. Кстати сказать, такой же принцип для классификации диалектов применяют и некоторые современные филологи. 

Таковы краткие  сведения о Махмуде Кашгари и  его книге «Диван лугат ат-тюрк». К сожалению, почти отсутствуют  исследования, поставившие целью  себе выяснить вопрос о том, в какой  степени эти материалы отражают историческое прошлое современных живых тюркских языков. Ведь в труде имеются языковые факты многих тюркских племён той эпохи. Отсюда можно заключить, что в нём есть элементы языка всех тюркских народов, населяющих сейчас Среднюю Азию и Казахстан. 

Махмуд Кашгари  являлся выдающимся учёным своего времени, оставившим в наследии человечеству ценнейший труд – «Диван лугат ат-тюрк».

Заключение 
 
 

Образование и  существование государства Караханидов  явилось крупным этапом в дальнейшем развитии феодальных отношений в  Средней Азии и одним из сложных периодов в средневекововй истории и хозяйственно-культурной жизни народов Центрального Тянь-Шаня и Семиречья. 

Приход Караханидов  к власти вовлечение тюркской аристократии в управление земледельческим оазисом, установление тесных экономических и культурных связей между кочевым тюркским и оседлым ираноязычным населением в рамках одного государства, частичное оседание кочевников, возникновение нового жизнеспособного государства – все это ускорило развитие важных исторических процессов, в результате которых Средняя Азия, Семиречье, Кашгария обрели новое этническое лицо, новую социальную и экономическую структуру, новый тип духовной культуры. 

В образовании  и становлении государственного объединения Караханидов большую  роль сыграло принятие ими ислама и обращение населения Центрального Тянь-Шаня в мусульманство, Родоначальник изучаемой династии Сатук Богра-хан Абд ал-Керим, первым из Караханидов принял ислам и под лозунгом священной войны в начале второй половины Х века объединил территории юго-восточной части Центрального Тянь-Шаня с Кашгаром. Став частью общности мусульманских государств Караханидский каганат оказался вовлеченным  стоявшую на более высоком уровне систему социально-экономических отношений, приобщился к арабо-иранской культуре, что в свою очередь ускорило процессы социально-экономического и культурного развития каганата. 

Из данных письменных и археологических источников, мы имеем сведения о росте городов, увеличения их числа, территории и особенно появление новых рабадов, о развитии и расцвете городской культуры в Х –ХII веках. Археологические находки подтверждают значительное развитие в Караханидском каганате строительного дела. Проявляются прогрессивные элементы в архитектурном деле и прикладном искусстве. 

Дошедшие до нас памятники материальной культуры эпохи Караханидов, говорят нам о высоком уровне культуры. Мавзолеи, мечети, минареты того времени служат доказательством этому. 

В Х – ХII веках  в Средней Азии продолжал функционировать  важный торгово-караванный путь с несколькими ветвями, связывающий страны Востока и Запада. По этому пути не только бурно развивалась торговля, но и шел процесс интеграции культур многих народов. Памятники духовной культуры, найденные при раскопках в разных местах, находившихся на трассах Великого Шелкового пути ,говорят о развитии и взаимообогащении культур. Так же через Великий Шелковый путь шло распространение различных религиозных идей. 

Местная цивилизация, существовавшая на территории Мавераннахра еще до прихода Караханидов, послужила  толчком к тому, что начался процесс слияния двух культур: оседлой и кочевой. Караханиды быстро усвоили ценности ислама и духовные нормы местного населения. 

Именно, под влиянием высокой культуры Мавераннахра среди  поданных Караханидского государства  начали появляться ученые, мыслители, люди высокого ума. 

Одним из таких  людей был Юсуф Баласагуни – философ, ученый – энциклопедист, человек, который  был сведущ в астрономии и математике, в медицине и элоквенции и во многом, многом другом. 

“Кутадгу билиг” Юсуфа Баласагуни – дидактическая поэма, жанр которой уходит в глубочайшую древность. Этот жанр был известен древним египтянам, индийцам, арабам, персам, а позднее и европейцам, которые в эпоху Ренессанса, т.е. почти пять веков спустя после “Кутадгу билиг”, для выражения тех же идей пользовались формой “зерцал”, отображающих их этические идеалы. 

Следовательно, в “Кутадгу билиг” нашли свое яркое  и высоко художественное выражение  общечеловеческие  идеи, идеалы и  мысли, волновавшие все народы во все времена. 

Не менее известный ученый Караханидской эпохи Махмуд Кашгари также был выдающимся деятелем культуры своего времени. 

Его труд “Диван лугат ат-тюрк” - первое филологическое и историко–этнографическое исследование. Ожидание от представителя тюркских народов той эпохи филологических или историко-этнографических исследований считалось по крайней мере игнорированием закономерностей истории, это с одной стороны. С другой стороны, официально западная наука отвергала всякую мысль о том, что представитель тюркских народов в то время мог овладеть с толь завидной научной эрудицией, и бытовало мнение, что раз тюркские племена кочевые, то, значит они не могут иметь склонности ни к каким наукам, а потому далеки даже от их элементарных основ.  Считалось, что тюркские народы приобщил к цивилизации, просвещению лишь Запад. Таким образом, опубликование “Диван лугат ат-тюрк” явилось большим событием в ученом мире. 

Эпоха правления  Караханидского государства, таким  образом, не прошла бесследно. Они сумели оставить свой отпечаток в истории  Средней Азии и Казахстана. Значительные сдвиги произошли в политической, социально-экономической  и культурной жизни. 

Список использованной литературы 
 

1.             Бируни Абурей хан. Памятники  минувших поколений / Пер., примеч. М.А.Салье // Избранные произведения. –Ташкент, 1952.Т.1 

2.             Бейхаки Абу-л-фази. История Масуда // Н.Д.Нуртазина. Ислам в истории  средневекового      Казахстана (Историко-культорологическое исследование). Алматы, 2000 

3.             Ибн Вали Махмуд. Море тайн  относительно доблестей благородных (география). Ташкент,1977 // К.М.Байпаков. Средневековые города Казахстана на Великом Шёлковом пути. Алма-Ата., 1988 

4.             Материалы по истории Казахского  ханства XV-XVIII века (извлечения из  персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969 

5.             Юсуф Баласагунский. Благодатное  знание / Пер. С.Н.Иванова. М., 1983

Информация о работе Караханидсое государство