Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Функции государства по своей структуре очень разнообразны. Конечно же, в первую очередь, они направлены на защиту прав и свобод человека, духовного и экономического развития страны, развития обороны страны, поддержание международных отношений и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие, содержание и признаки функций государства……………………..5

2. Классификация функций государства………………………………………...9

3. Внешние и внутренние функции государства………………………………13

4. Организационно-правовые формы осуществления функций государства..18

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие, содержание  и признаки функций государства……………………..5

2. Классификация  функций государства………………………………………...9

3. Внешние и внутренние  функции государства………………………………13

4. Организационно-правовые  формы осуществления функций  государства..18

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Функции государства по своей структуре  очень разнообразны. Конечно же, в первую очередь, они направлены на защиту прав и свобод человека, духовного  и экономического развития страны, развития обороны страны, поддержание  международных отношений и т.д.

От функций государства  зависит и его будущее. Ведь если его функции не будут направлены на дальнейшее развитие государства, взаимосвязь  с другими государствами, то данное государство обречено на гибель. Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,  внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

   Главная цель этой работы в том, чтобы составить представление о том, что есть функции современного государства в их многообразии и развитии. 
Познание функций государства предполагает рассмотрение не только их статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что их характеризует, но и динамики, т. е. того, как они живут, действуют, изменяются, развиваются, как выполняют свое назначение.

   Формирование  функций происходит в процессе становления  и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные  цели государства, а следовательно - и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе.

   Актуальность  данной темы в том, что функции  государства не стоят на месте. Они  постоянно совершенствуются, набирая  все большие обороты. Без каких-либо функций, например, без экономической  или экологической, государство  бы не смогло нормально развиваться, оно давало бы постоянные сбои, что  это чревато сказывалось на статусе  государства на международной арене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1Понятие,  содержание и признаки  функций государства 

   Научное познание государства любого исторического  типа предполагает рассмотрение его  функций, которое представляют собой  важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации  публичной власти, но и общества в целом.1

   В юридической литературе можно столкнуться  с различными определениями термина  «функция государства». Некоторые авторы считают, что функция государства  – это его социальное назначение, другие – стороны деятельности, третьи – направление деятельности, либо определенная система целей.

   Наибольшее  распространение в научной литературе получило понимание функций государства  как направлений его деятельности. Однако и здесь у авторов нет  единого мнения.2

   Л.И.Каск критиковал понимание функций государства  как основных направлений деятельности государства, в которых выражается его социальное назначение и классовая  сущность, аргументируя это тем, что  при таком понимании функций  государства практически происходит отожествление их с деятельностью  государства, и, что разница между  функциями государства и его  деятельностью оказывается только количественной, признавая функциями  государства «…такие стороны  содержания его деятельности, которые  характеризуют его классовое  и социальное назначение».3

   Похожего  мнения придерживались Е.Попе, Р.Шюсселер, аргументируя свою позицию тем, что  сами по себе основные направления  деятельности государства не дают достаточных  оснований для выявления отличий  государственных функций и точного  отграничения их от, например, функций  общественных организаций.

   Н.В.Черноголовкин  под функциями государства понимает «направления (виды, стороны) его деятельности, выступающие как конкретные проявления классовой сущности государства».

   Б.П.Курашвили  считал, что государство посредством  функций, реализует свое социальное назначение. Исследуя понятие функции  государства, Б.П.Курашвили выделяет присущие им общие черты, а именно:

    • научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, материально-технических средств, методов;
    • функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству;
    • функции государства характеризуются относительным постоянством;
    • государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения функции;
    • каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, вне системы понятие функций не имеет реального смысла.4

   Л.А. Морозова трактует функции государства  как «основные направления его  деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов».5

   Отдельные функции государства могут быть связаны теснейшим образом не с одной, а с двумя и более  задачами государства. Функции государства  также не следует отожествлять со сферами деятельности государства.

   На  основании различных точек зрения ученых можем сделать вывод, что  функции государства – это  основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

     Приведенное определение помогает  выделить следующие наиболее  существенные признаки функций  государства:

    • функция государства не любое, а именно, основное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может;
    • в функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущностью. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом;
    • выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность;
    • функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества;
    • реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.6

   Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих  ему функций, представляющих собой  устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности. В  функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются  присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2Классификация функций государства 

   Проблема  классификации функций государства  осложняется тем, что у различных  исторических типов государств функции  существенно различаются.

   В юридической теории, а отчасти  и в практике существует множество  оснований (критериев) классификации  функций государства. Их пытаются подразделять:

    • в зависимости от продолжительности их существования и деятельности на -  постоянные и временные;
    • от их социальной значимости – выражающие преимущественно интересы правящих классов, групп и представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества;
    • от сфер их приложения и осуществления – политические, идеологические, социальные,  экономические;
    • от форм их реализации – правотворческие, правоохранительные, правоприменительные8

     На функции любого государства  решающее влияние оказывает его  сущность. Сущность же государства  противоречива, имеет две основные  стороны, два начала – общесоциальное  и классовое. Общесоциальное начало  обусловлено потребностями общества  в целом, классовое – его  классовыми противоречиями.

   Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной  преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а  значит, и развитие соответствующих  функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической  и т.д.9  

   Общесоциальные  функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и  интересов (экономических, социальных, духовных, национальных). Чем больше удельный вес общесоциальных функций  государства, тем выше его роль в  обществе как надежного инструмента  преодоления противоречений, как  средства согласования различных интересов  и достижение общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни  общества, соблюдение прав и свобод человека, защита национальных меньшинств и т.д.).

   В классовом обществе, где классы и  другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов  непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает  его интересы. Отсюда главная функция  такого государства – подавление сопротивления эксплуатируемых  классов или социальных групп, имеющая  четко выраженную классовую направленностью.

   Во  второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс – стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной  деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

    По причинам ( источникам) возникновения функции  государства можно подразделить на:

    • функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
    • функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

   В последние годы предпринимаются  попытки классификации функций  государства, базирующие на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что «она отражает механизм реализации государственной власти» и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Информация о работе Функции государства